Государственная дума в России (1906 – 1916 гг.)

Российское государство к началу 20 в. по форме оставалось самодержавным, абсолютистским, ибо в стране отсутствовали представительные учреждения. В управлении страной абсолютный монарх опирался, с одной стороны, на централизованный бюрократический аппарат, который был строго иерархизирован. Каждое звено его занимало свое, отведенное ему место в многоступенчатой системе (министры, советники, губернаторы и т.д.). Все чиновники назначались императором и были ответственны перед ним.
С другой стороны, в России развивались выборные структуры, прежде всего, в местном управлении. Их роль выполняли земские собрания и управы, городские думы, дворянские общественные организации.
Роль законосовещательного органа играл Государственный совет, члены которого назначались пожизненно царем. Он разрабатывал проекты законов, рассматривал их, привлекая к этому делу специалистов , но утверждение законов оставалось прерогативой императора.

Органом высшей исполнительной власти по-прежнему оставался Совет министров, созданный, как и Государственный совет, при Александре 1. Правительствующий Сенат, исполняя роль верховного суда, обнародовал законы, разъяснял их, следил за их исполнением и контролировал законность действия власти на местах.
События первой русской революции поставила Николая II перед необходимостью определения концепции дальнейшего государственного развития России. В качестве составной части модели государственного строя был сохранен традиционный, возникший ещё в допетровские времена, патернализм, теория единения царя с народом как основы управления государством. Представительство, нося совещательный характер, должно было доводить до царя «голос народа», а царь, являясь конечной инстанцией в принятии закона, брал на себя обязанность свято исполнять закон, ибо законность объявлялась залогом успеха в деятельности государства.

Гос.Дума. В феврале 1905 года Совет Министров обсуждал вопрос о введении
представительного строя. Решение было положительным.
Совещание было образовано в основном из чиновников министерств внутренних
дел и финансов, а также государственной канцелярии. Попытки представителей
земств и предпринимательских организаций войти в его состав успехом не
увенчались. Совещание разработало проект учреждения Государственной думы
Предлагалось также не вводить выборных членов в Государственный совет так как
это привело бы либо к небольшому числу выборных и низкой представительности
либо к растворению назначаемых членов в сотнях выборных.
По этим же причинам было предложено создать отдельную выборную
законосовещательную палату.

Законопроекты в Государственную думу должны были вноситься министрами и
главноуправляющими отдельными частями. После обсуждения и голосования
проектов в Думе заключение и журналы её заседаний поступали в Государственный
совет. Затем законопроекты с мнениями обеих палат представлялись на
утверждение императора.

Проект учреждения Государственной наделял её рядом прав, которые не имела
существующая совещательная палата- Государственный совет. Думе предполагалось
предоставить право законодательной инициативы(хотя и очень ограниченное).
Императору предоставлялось право
роспуска Думы(с одновременным назначением новых выборов) до истечения сроков
её полномочий(5 лет).

Избирательный закон перерабатывали в Совете министров с участием ряда членов
Государственная дума избиралась населением
империи на 5 лет. По избирательным законам 1905-1906 гг она состояла из 524
депутатов по закону 1907 года- из 442 с 1910- из 446 депутатов
По избирательному закону 11 декабря 1905 года было создано 135 избирательных
округов в том числе 26 городских(избирали 34 депутата) 33 территориально-
сословных конфессиональных и этнических округов(40 депутатов). от губернии избиралось от 2 до 15 депутатов по закону 3 июня 1907 года от 1 до 14. От городов избиралось 1-6
депутатов.

Принципы распределения мест между округами в законах указаны не
были(указывалось лишь количество избираемых от каждого округа депутатов).
Выборы в Государственную думу проводились при участии органов местного самоуправления
под руководством министра внутренних дел.
Звание члена Государственной думы было несовместимо с любой должностью на
государственной службе с окладом кроме министра или главноуправляющего
отдельной частью. Это положение в принципе допускало возможность образования
парламентского правительства..
Полномочия члена Государственной думы прекращались в случаях роспуска думы
смерти отмены его выборов как незаконных отставки утраты российского
подданства утраты ценза банкротства назначения на гражданскую должность
поступления на военную службу а с 1908 года- и в случае непосещения им общего
собрания думы в течении года без получения отпуска.
Основные законы 1906 года постановляли что «государь император осуществляет
законодательную власть в единении с государственным советом и Государственной
думой»и что «никакой новый закон не может последовать без одобрения
Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без
утверждения государя императора» а также что «законопроекты не принятые
государственным советом или государственной думой признаются отклоненными»..
Учреждение Государственной думы не предусматривало непосредственное внесение
законопроектов императором. Он действовал через министров.
Правительственные законопроекты(кроме выработанных по инициативе
Государственного совета) вносились в Государственную думу.
Законопроекты, одобренные I и II Государственными думами и не рассмотренные к
моменту их роспуска государственным советом были признаны им отклоненными
однако законопроекты III думы он принял к рассмотрению. IV дума постановила
что проекты её предшественницы, возвращенные Советом или переданные в
согласительные комиссии рассматриваются как выработанные Государственным
советом.
Государственная дума почти не смогла выполнить важнейшие функции парламента:
внесение изменений в правовую систему страны в соответствии с настроением
общественного мнения контроль общества над правительством. Другой причиной
невыполнения думой этих функций был небольшой срок её существования.
В итоге политическая система Российской империи и государственная дума вместе
с ней не выдержали испытания первой мировой войны.
1 Государственная дума
Событием огромной исторической важности не только в стране, но и во всем цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906г. I Государственной Думы в Зимнем дворце.
Из 448 депутатских мест в Думе 179 принадлежали кадетам, 105 - беспартийным депутатам, 107 - «трудовикам» (фракция депутатов - крестьян и народнической интеллигенции). Представители черносотенных партий в Думу не попали. Крайне «левые» партии (большевики) бойкотировали Думу. Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.
I Государственная дума проработала 72 дня. Центральное место в обсуждениях занял аграрный вопрос, рассматривались два проекта: кадетский и «трудовиков». Кадеты предложили из казенных, монастырских, других земель создать «государственный земельный фонд», помещичьи земли в основном не трогать, лишь часть их отдать крестьянам за выкуп. Трудовики предлагали всю землю передать в «общенародный земельный фонд» безвозмездно и из этого фонда наделять крестьян землей по уравнительной трудовой норме.
II Государственная Дума
20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Наметились её попытки сотрудничества с правительством, даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность.
Хотя главенствующее положение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест. Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны также черносотенцы -- 30 депутатов.
III Государственная Дума
После разгона II Государственной думы в России установился политический режим, получивший название «третьеиюньской монархии». Дума была сохранена как видимость конституционного учреждения, но места в ней были перераспределены в пользу помещиков и крупной буржуазии. 3 июня был издан новый избирательный закон. Один голос помещика, дворянина приравнивался к четырем голосам буржуазии, 260 голосам крестьян, 543 голосам рабочих. Теперь помещики и буржуазия, составлявшие менее одного процента населения, получили более 2/3 мест в Думе.
Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе “Союзу 17 октября”, консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.
III Государственная дума, самая «угодная» самодержавию, просуществовала весь положенный по закону срок. Ее председателем стал кадет Хомяков, а с 1910 г. - октябрист А.И. Гучков. В составе III Думы было 442 депутата: кадеты имели 104 места, октябристы - 154, правые партии - 140, социал-демократы - 19 мест. По всем важнейшим вопросам правительство ставило Думу перед свершившимся фактом.
За 5 лет Дума утвердила свыше 2 тысяч законодательных актов. В основном это были незначительные или текущие законы о сметах, жалованье разным чиновникам и т.п..
Деятельность IV Государственной Думы
В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление: социальные демократы набрали очки во II городской курии за счет кадетов (в рабочей курии большевики взяли верх над меньшевиками), октябристы часто терпели поражение в своей вотчине, I городской курии.
Выборы в IV Государственную думу практически не изменили расстановку фракций в Думе. Председателем был октябрист М.В. Родзянко. Правые (черносотенцы) имели 184 голоса, октябристы (правые центристы) - 99 голосов, левые центристы образовали блок, куда входили кадеты (58 голосов), националисты (21 голос) и прогрессисты (47 голосов). С 1913 г. большинство Думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) стали в оппозицию царизму.



Наши рекомендации