Предприятие как объект гражданских правоотношений

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Кроме того, предприятие как объект гражданских прав, как правило, имеет деловую репутацию, которая на рынке нередко может оцениваться выше всех остальных компонентов, входящих в его состав, а также несет имущественные обязанности.

Источники: ст. 132 ГК РФ.

__________________________________________________________________

39. Формы участия государства, государственных и муниципальных образований в гражданском обороте

Среди гражданских правоотношений, в которых участвуют публично-правовые образования в первую очередь следует назвать правоотношения собственности (публичной собственности). Материальную основу для самостоятельного участия данных субъектов в гражданском обороте составляет имущество, принадлежащее им на праве собственности. РФ и ее субъекты являются субъектами права государственной собственности в отношении объектов соответственно федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (ст. 214 ГК РФ). Муниципальные образования являются субъектами права собственности мун. образований (ст. 215 ГК РФ).

Основное отличие правоотношений публичной собственности от правоотношений частной собственности заключается в том. Что объекты публичной собственности могут и должны использоваться строго по целевому назначению – для материального обеспечения выполнения публичными образованиями своих социальных функций.

Публично-правовые образования (ППО) принимают широкое участие в отношениях приватизации ( ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации гос. и мун. имущества»), а также в отношениях противоположной направленности – реквизиции, конфискации и национализации – обращению в публичную собственность имущества частных лиц (см. ст. 242, 243, 306 ГК РФ).

ППО могут стать субъектами наследственных правоотношений – приобрести право на имущество, составляющее наследственную массу. Субъектами права наследования могут быть РФ, ее субъекты и мун. образования (МО) (п. 2 ст. 1116, ст. 1151, п.1 ст. 1162 ГК РФ).

В случаях, прямо установленных ФЗ, РФ может принимать участие в исключительных гражданских правоотношениях – авторских, патентных и отношениях поп поводу использования средств индивидуализации лиц, товаров и услуг.

ППО могут осуществлять внутренние и внешние гос займы, в частности путем выпуска гос. ценных бумаг.

ППО участвуют и во внедоговорных обязательствах, в частности по возмещению вреда, причиненного соответственно гос.органами, органами местного самоуправления (ОМС), их должностными лицами.

ППО могут участвовать в корпоративных отношениях путем приобретения долей участия (акций) в уставном капитале хозяйственных обществ либо внесением гос. или мун. имущества в качестве вклада в уставные капиталы хоз. обществ.

Формы участия ППО в гражданском обороте: непосредственно и через специально созданных ими для этих целей юр. лиц (опосредованное участие).

Непосредственное участие. В соответствии со ст. 125 ГК РФ гаржданские право и обязанности от имени ППО осуществляют (исполняют) органы гос. власти либо соответствующие ОМС в пределах своей компетенции. По спец. поручению от имени указанных субъектов могут выступать также граждане и юр. лица в порядке, предусмотренном законами, указами Президента РФ, нормативными актами субъектов РФ и МО.

На сегодняшний день в сфере участия РФ в имущественных отношениях можно констатировать своеобразное «разделение властей», хотя сфера распоряжения бюджетными средствами, а также сфера сбора так называемых «внебюджетных поступлений» (обращение в гос. собственность бесхозяйственного имущества, открытых кладов, а также имущества, изымаемого в гос.собственность по иным законным основаниям) осталась за Минфином РФ и его тер. органами.

Приватизация, управление и распоряжение иным гос.имуществом (прежде всего недвижимым) и земельными ресурсами внутри РФ, в том числе закрепление имущества за созданными РФ унитарными предприятиями и публичными учреждениями, осуществляются Росимуществом (ПРОВЕРИТЬ!!!) и его тер.органами.

Полномочия по созданию унитарных предприятий, не относящихся к категории казенных, предоставляются иным гос.органам, чаще всего – отдельным министерствам и ведомствам.

Отдельные функции по управлению имуществом РФ и ее предоставлению в гражданских правоотношениях выполняют Мин.культуры, Мин. Юстиции, некоторые иные федеральные министерства и ведомства, созданные по отраслевому признаку, а также Управление делами Президента РФ.

Система органов гос. власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конст. Строя России и ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос.власти субъектов РФ».

Распределение компетенции между исполнительными органами субъектов РФ строится, как правило, по образу и подобию распределения компетенции между федеральными министерствами и ведомствами.

Все органы МО (в том числе и представительные) признаны юр.лицами, а значит могут создаваться и действовать в форме мун. учреждений, которые, в свою очередь, могут наделяться полномочиями и действовать от имени МО в гражданских правоотношениях. Особенности участия МО в гражданских правоотношениях, вытекающих из выпуска мун. ценных бумаг, определяются ст. 817 ГК РФ.

Опосредованное участие ППО в гражданском обороте проявляется путем вступления в него созданных государством юр. лиц, принимающих обязанности и приобретающих права не для образования, а для себя.

Наиболее приемлемым вариантом определения статуса органа гос. власти (ОМС) является правовая конструкция такого юр. лица, как «учреждение» (ст. 120 ГК РФ), тем более что он наделяется имуществом, закрепляемым на праве оперативного управления. Следует отметить, что правовая природа учреждения как вида юр. лица, которое может создаваться для осуществления управленческих функций (в том числе государством), однако властными полномочиями не обладает, отлична от природы органа гос.власти.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Как указывается в ст. 115 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом о гос и мун. унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в фед. собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.

Наши рекомендации