Государственный переворот 3 июня 1907 г. И новый избирательный закон.
Государственной думы ознаменовали начавшееся превращение самодержавия в конституционную монархию и начало российского парламентаризма. Роспуск II
Государственной думы и одновременное издание в нарушение манифеста 17 октября нового избирательного закона рассматриваются как завершение первой
российской революции. Создание законодательной Государственной думы, хотя и с ограниченными правами, является важнейшим итогом революции. Кроме этого, все партии получили право на легальные печатные органы. Население получило некоторые демократические свободы: право голоса, собраний и др. Была повышена зарплата рабочим, легализованы экономические забастовки. Для крестьян были отменены выкупные платежи, снижены арендная плата на землю. Однако революция не решила основных задач развития страны. Самодержавие, вынужденное пойти в ходе революции на уступки, сохранило свою экономическую и социально-политическую основу. Однако революция 1905 —1907 гг. обнажила всю глубину социально-экономических, политических и иных противоречий, поразивших российское общество, показала неизбежность коренных изменений.
Осознавшие это «верхи» предприняли попытку направить Россию по пути эволюционного реформаторства с целью избежать дальнейших революционных
потрясений. Олицетворением этого курса стал глава правительства П. А-Столыпин, с именем которого и связываются реформы в послереволюционный
период. В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. в России установилась так называемая третье-июньская политическая система, или третъеиюньская монархия. По новому избирательному закону вдвое сокращалось представительство в думе от крестьян, в 2,5 раза — от рабочих, в 3 раза —от Польши, Кавказа и Закавказья, а нерусские народы Средней Азии, Сибири и Забайкалья совсем лишались своих представителей в Думе. Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии (составляли в общей сложности менее 1 % населения, а получили более 2/3 мест в Государственной думе), рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия.
Для политического курса послереволюционного правительства характерно было сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между
интересами различных слоев общества. Показательна в этом отношении правительственная тактика в III Государственной думе: при необходимости реформ законопроект одобрялся голосами октябристско-кадетского большинства, а принятие консервативных законов обеспечивалось голосами октябристов и правых фракций.
Гос совет. Его компетенция.
В 1810 году в качестве законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, был создан Гос. совет. Председатель Гос. совета был император. Гос. совет рассматривал и готовил различные правовые акты – законы, уставы, учреждения. Основная цель – привести к единообразию всю правовую систему. Гос. совет состоял из 5 департаментов. В начале 1810 г. Гос. совет представил императору план финансового преобразования, главной идеей которых было приведение гос доходов в соответствии с государственными расходами. Предлагалось сократить текущие расходы, ввести новый налог. Но финансовый план не был выполнен. В период Отечественной войны 1812г деятельность Гос. совета сосредоточена на рассмотрении проектов гражданского и уголовного уложения. С 1816 г. Гос. совет вновь обратился к проблеме финансов политики гос-ва. Рассмотрены проекты о создании совета кредитных установлений, об учреждении Коммерческого банка. В 1811 года Гос. совет рассмотрел план преобразования Сената, который был отвергнут. Работа Гос. совета осуществлялась либо в форме общественного собрания, либо в форме департаментского заседания. В феврале 1906 года одновременно с актом об учреждении Думы было принято Положение о Гос. совете, который стал верхней палатой, обладавшей теми же правами что и Дума. Все законопроекты, принятые думой должны были поступать в Гос. совет и после их принятия Гос. советом, они утверждались императором. Половину членов Гос. совета составляли выборные члены, половину – назначенные, председатель и вице-председатель назначались императором. В избираемую часть Гос. совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, от дворянского общества.