Столыпинская Аграрная реформа

С созданием манифеста от 3 ноября 1905 «об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения» было объявлено об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1907г. Началась столыпинская земельная реформа, которая стала важным событием в экономической и социальной жизни страны. Главным недостатком в России П.А.Столыпин считал сельскую общину, сохраненную крестьянской реформой тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ от 9 ноября 1906, подготовленный П.А.Столыпиным.

Реформа осуществлялась в следующих направлениях:

1. разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности.;

2. скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам

3. организация переселения крестьян в Сибирь и на другие окраины из перенаселенных районов;

4. осуществление всеобщего начального обучения грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе;

5. усиление роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.

Согласно указу от 9 ноября 1906 любой крестьянин был вправе выйти из общины и потребовать в свою единоличную собственность соответствующий земельный надел полагался ему, когда он был в составе общины. Основными проблемами на момент проведения аграрной реформы оставались:

1. крупное помещичье землевладение при малоземелье основной массы населения. В этом значительная часть крестьянского населения и осуществлявшие на тот момент левые политические силы видели основные причины обнищания крестьянского населения;

2. выкупные платежи, которые представляли собой погашения ссуды как будто за выданные на 49 лет полевые наделы;

3. общинное (на праве общей совместной собственности) и подворное (на праве единоличной частной собственности) крестьянское землевладение.

Выход крестьян из общины значительно тормозил развитие сельского хоз-ва и усугублял положение крестьянского населения. Подворное земельное землевладение закреплялось общим крепостным порядком, подтверждаемым крепостными актами, записями крестьянских учреждений, решениями суда, постановлениями сельских сводов, решения ми земских начальников и уездных съездов. Находясь в составе общины, крестьяне получили право вступать в другие сельские общества. Были отменены подушная подать, круговая порука, принудительная передача и направление неплательщиков на заработки, привлечение к принудительным работам, подчинение земским начальникам и наложение административных взысканий, порядок семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам которые не владели недвижимостью, обязываются векселями.

Аграрная реформа 1906 связывалась с именем главы правительства П.А. Столыпина. Её проведение совпало с началом революции. В мае 1905 года издан указ «Об учреждении комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелие». Комитет осуществлял общее руководство земельными делами и кредитом, заслушивал отчеты земельных банков. В сент 1906 г. Указом правительства начало переселенческую политику. Переселенцам предоставлялись следующие права: земля поступала в их постоянное пользование и облагалось оброчной податью наравне с переселенческими участками, образованными на казенных землях. Казначейство выплачивало кабинету денежную компенсацию за землю. Оставаясь в составе общества, крестьяне получали право вступать в другие сельские общества, безземельные были вправе без согласия общества (схода) уходить из него. Крестьяне могли свободно выбирать место жительства. Паспорта по месту прописки выдавались волостными органами, а по месту промысла и нахождения собственности полицейскими органами. Отмена подушной подати, круговой поруки, принудительной передачи и направления неплательщиков на заработки. Отменились подчинения земским начальникам и наложения административных взысканий. Расширялись имущественные права крестьян: они допускались в земельный съезд, отменился порядок утвержения губернатором состава земских гласных, их избирали кандидаты от самих крестьян. Столыпинский указ 1906 года провозглашал свободный выход из общины и закреплял наделы в собственность в любое время. За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившееся в его пользовании в течение времени , прошедшего с момента последнего передела. Общинные угодья составлялись в пользование выделившихся крестьян. Заявление о выделе через старосту доводилось до сельского об-ва, которое в большинство голосов и в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок . В противном случае это осуществлял начальник (земский) Уездный съезд был аппеляционой инстанцией в спорах о выделении крестьянин мог требовать сведения выделяемых ему участков воедино или денежной компенсации. Финансирование реформы обеспечивал приказ «о выдаче крестьянских поземельным ссуд» 1906г. (отменялся запрет отдавать в залог частным лицам и обществам надельные земли, залог разрешался также под ссуды Госбанка, клиентами могли быть сельские общества и отдельные владельцы подворных наделов, товарищества крестьян).Банк выдавал ссуды для уплаты под наделы, при покупке земли на улучшение землевладения, при переходе общинного землевладения к подворному , отводе земли к одному месту.

Аграрные указы закреплены в законах, принятых третьей думой . Принятый в 1911 г. «Закон о землеустройстве» регламентировал порядок землеустройства. Чересполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована (без согласия хозяев) Разверстанию не подлежат усадебные земли, земли с жилыми постройками , фабриками и мельницами. Арендаторы земель не имели права возражать противных развертывания, решавшие вопросы о разверстке земель, споры решились в уездной комиссии. Обжаловать их решения сенат. Правовая регламентация аграрных отношений вцелом положительно сказалось на развитии этого сектора экономики.

36. Особенности конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г.Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти вконституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограни­ченная».

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г.

По первоначальному проекту (6 августа 1905 г..) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избирае­мое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

17 октября 1905 г. принят Манифест об усовершенствовании госу­дарственного порядка, провозгласивший: 1) свободу совести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех из­даваемых законов.

В стране возникли и легализовались многочисленные политические партии, в своих программах формулировавшие требования и пути поли­тического преобразования строя: РСДРП, эсеры, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская партия, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октяб­ря, Партия правового порядка, Партия монархистов-конституционалис­тов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.

37. Государственная Дума в России. Избирательные законы. Состав. Полномочия.

В декабре 1905г издан Указ об изменениях Положения о выборах в Гос. Думу. Практически все мужское население старше 25 лет получили избирательное право. Право выбора не было прямым и оставалось неравным для разных курий. Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от губерний и крупных гор. Выборщики избирались 4 куриями: землевладельцами, гор жителями, крестьян, рабочими. 20 февраль издан акт об учреждении Гос. Думы имели определенную компетенцию: предварительную разработку и обсуждение законодательных предложений, утверждение гос. бюджета, обсуждение вопроса о строит ж/д. ГД избиралась на 5 лет. Депутаты неподотчетны избирателям. Дума могла быть распущена Сенатом. Весной 1906г I Д начала свою работу. В связи с разногласием с правительством Д была распущена 8 июня. II Д – февраля 1907г. выборы в нее дали еще больший перевес левым партиям. Повод для роспуска II Д послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «воен. организацией РСДРП» которая готовила вооруженное восстание. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано Положение о выборах. Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин. Возросло число выборщиков от землевладельческой курии, Сократилось от крестьянской. Гор. курия разделена на 2. Выборы в III Д дали больше Союзу 17 октября. Она просуществовала 5 лет. Осень 1912г проходили выборы в IV Д – председателем стал Родзянко. В августе 1915г образоввался Прогрессивный блок в Д, в который вошли ¾ ее депутатов. Программа блока требовала создания Минестерских обществ доверия, провести полит. амнистию. В блок вошли кадеты, октябристы, националы. 25 февраля 1917г император издал указ о роспуске Д, 27 февраля ее депутаты создали Временный комитет Гос. Д на основе которого будет создано ВП.

Наши рекомендации