Столыпинская Аграрная реформа
С созданием манифеста от 3 ноября 1905 «об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения» было объявлено об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1907г. Началась столыпинская земельная реформа, которая стала важным событием в экономической и социальной жизни страны. Главным недостатком в России П.А.Столыпин считал сельскую общину, сохраненную крестьянской реформой тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ от 9 ноября 1906, подготовленный П.А.Столыпиным.
Реформа осуществлялась в следующих направлениях:
1. разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности.;
2. скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам
3. организация переселения крестьян в Сибирь и на другие окраины из перенаселенных районов;
4. осуществление всеобщего начального обучения грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе;
5. усиление роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
Согласно указу от 9 ноября 1906 любой крестьянин был вправе выйти из общины и потребовать в свою единоличную собственность соответствующий земельный надел полагался ему, когда он был в составе общины. Основными проблемами на момент проведения аграрной реформы оставались:
1. крупное помещичье землевладение при малоземелье основной массы населения. В этом значительная часть крестьянского населения и осуществлявшие на тот момент левые политические силы видели основные причины обнищания крестьянского населения;
2. выкупные платежи, которые представляли собой погашения ссуды как будто за выданные на 49 лет полевые наделы;
3. общинное (на праве общей совместной собственности) и подворное (на праве единоличной частной собственности) крестьянское землевладение.
Выход крестьян из общины значительно тормозил развитие сельского хоз-ва и усугублял положение крестьянского населения. Подворное земельное землевладение закреплялось общим крепостным порядком, подтверждаемым крепостными актами, записями крестьянских учреждений, решениями суда, постановлениями сельских сводов, решения ми земских начальников и уездных съездов. Находясь в составе общины, крестьяне получили право вступать в другие сельские общества. Были отменены подушная подать, круговая порука, принудительная передача и направление неплательщиков на заработки, привлечение к принудительным работам, подчинение земским начальникам и наложение административных взысканий, порядок семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам которые не владели недвижимостью, обязываются векселями.
Аграрная реформа 1906 связывалась с именем главы правительства П.А. Столыпина. Её проведение совпало с началом революции. В мае 1905 года издан указ «Об учреждении комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелие». Комитет осуществлял общее руководство земельными делами и кредитом, заслушивал отчеты земельных банков. В сент 1906 г. Указом правительства начало переселенческую политику. Переселенцам предоставлялись следующие права: земля поступала в их постоянное пользование и облагалось оброчной податью наравне с переселенческими участками, образованными на казенных землях. Казначейство выплачивало кабинету денежную компенсацию за землю. Оставаясь в составе общества, крестьяне получали право вступать в другие сельские общества, безземельные были вправе без согласия общества (схода) уходить из него. Крестьяне могли свободно выбирать место жительства. Паспорта по месту прописки выдавались волостными органами, а по месту промысла и нахождения собственности полицейскими органами. Отмена подушной подати, круговой поруки, принудительной передачи и направления неплательщиков на заработки. Отменились подчинения земским начальникам и наложения административных взысканий. Расширялись имущественные права крестьян: они допускались в земельный съезд, отменился порядок утвержения губернатором состава земских гласных, их избирали кандидаты от самих крестьян. Столыпинский указ 1906 года провозглашал свободный выход из общины и закреплял наделы в собственность в любое время. За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившееся в его пользовании в течение времени , прошедшего с момента последнего передела. Общинные угодья составлялись в пользование выделившихся крестьян. Заявление о выделе через старосту доводилось до сельского об-ва, которое в большинство голосов и в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок . В противном случае это осуществлял начальник (земский) Уездный съезд был аппеляционой инстанцией в спорах о выделении крестьянин мог требовать сведения выделяемых ему участков воедино или денежной компенсации. Финансирование реформы обеспечивал приказ «о выдаче крестьянских поземельным ссуд» 1906г. (отменялся запрет отдавать в залог частным лицам и обществам надельные земли, залог разрешался также под ссуды Госбанка, клиентами могли быть сельские общества и отдельные владельцы подворных наделов, товарищества крестьян).Банк выдавал ссуды для уплаты под наделы, при покупке земли на улучшение землевладения, при переходе общинного землевладения к подворному , отводе земли к одному месту.
Аграрные указы закреплены в законах, принятых третьей думой . Принятый в 1911 г. «Закон о землеустройстве» регламентировал порядок землеустройства. Чересполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована (без согласия хозяев) Разверстанию не подлежат усадебные земли, земли с жилыми постройками , фабриками и мельницами. Арендаторы земель не имели права возражать противных развертывания, решавшие вопросы о разверстке земель, споры решились в уездной комиссии. Обжаловать их решения сенат. Правовая регламентация аграрных отношений вцелом положительно сказалось на развитии этого сектора экономики.
36. Особенности конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г.Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти вконституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».
Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г.
По первоначальному проекту (6 августа 1905 г..) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.
17 октября 1905 г. принят Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: 1) свободу совести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.
В стране возникли и легализовались многочисленные политические партии, в своих программах формулировавшие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, эсеры, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская партия, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Партия монархистов-конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.
37. Государственная Дума в России. Избирательные законы. Состав. Полномочия.
В декабре 1905г издан Указ об изменениях Положения о выборах в Гос. Думу. Практически все мужское население старше 25 лет получили избирательное право. Право выбора не было прямым и оставалось неравным для разных курий. Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от губерний и крупных гор. Выборщики избирались 4 куриями: землевладельцами, гор жителями, крестьян, рабочими. 20 февраль издан акт об учреждении Гос. Думы имели определенную компетенцию: предварительную разработку и обсуждение законодательных предложений, утверждение гос. бюджета, обсуждение вопроса о строит ж/д. ГД избиралась на 5 лет. Депутаты неподотчетны избирателям. Дума могла быть распущена Сенатом. Весной 1906г I Д начала свою работу. В связи с разногласием с правительством Д была распущена 8 июня. II Д – февраля 1907г. выборы в нее дали еще больший перевес левым партиям. Повод для роспуска II Д послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «воен. организацией РСДРП» которая готовила вооруженное восстание. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано Положение о выборах. Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин. Возросло число выборщиков от землевладельческой курии, Сократилось от крестьянской. Гор. курия разделена на 2. Выборы в III Д дали больше Союзу 17 октября. Она просуществовала 5 лет. Осень 1912г проходили выборы в IV Д – председателем стал Родзянко. В августе 1915г образоввался Прогрессивный блок в Д, в который вошли ¾ ее депутатов. Программа блока требовала создания Минестерских обществ доверия, провести полит. амнистию. В блок вошли кадеты, октябристы, националы. 25 февраля 1917г император издал указ о роспуске Д, 27 февраля ее депутаты создали Временный комитет Гос. Д на основе которого будет создано ВП.