Крестьянская реформа 1861 года.

19 февраля 1861 года император Александр 2 утвердил ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные положения, к которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получали личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование. Получив личную свободу, крестьяне в интересах исправного _______ повинностей наделялись землей в личное пользование. Основой этой сделки стало добровольное соглашение крестьянина и землевладельца. Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили помещику оброк и несли барщину. При желании они могли выкупить свою усадьбу, полевые угодья могли быть выкуплены только по согласию с помещиком. Выкупив землю, они выходили из состояния временнообязанных. После выкупа у крестьянина прекращались все обязательные отношения с помещиком, который утрачивал право вотчинного надзора за ними, крестьяне переходили в состояние крестьян-собственников. Выкупную ссуду крестьяне получали от государства, взявшего на себя основную тяжесть по проведению выкупной операции.( Если крестьянин выкупал полный надел и сделка была по обоюдному согласию с помещиком, государство выплачивало 80% капитальной суммы, оставшиеся 20 % крестьяне могли компенсировать деньгами или отработками) ссуда , выделенная правительством помещику за землю, ложилась на крестьян в виде казенного долга, за который они обязывались выкупными платежами, уплачиваемыми в течение 49 лет (выкупной платеж составлял 6 % ссуды). Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола. Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Собственность на землю сохранялась за помещиком вплоть до выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись пользователями и временнообязанными. В этот переходный период крестьяне освобождались от личной зависимости, для них отменялись натуральные налоги, снижались нормы барщины и денежного оброка. По добровольному согласию с помещиком они могли выкупить повинности, наложенные на них за отведенную им землю. После этого земля становилась их собственностью. Выкупалась не земля, а повинности. Выкупной договор утверждался мировым посредником( после этого крестьяне становились собственниками). Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую земли. В основу выкупной суммы - не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы.(установлен годовой оброк 6 %) крестьянин выплачивал часть выкупной суммы (20%), остальное- государство, ее крестьянин должен вернуть с процентами в течение 49 лет. Община . Староста являлся фактическим помощником помещика ( в период временнообязанного состояния), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту. Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал незначительные проступки. Правовое положение крестьян. Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По общему положению, крестьяне стали меть «права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу». В общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т.д. В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Временнообязанные крестьяне. После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временнообязанными и, по сути, оставались зависимыми от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли они переходили в разряд крестьян – собственников и перестали отбывать феодальные повинности.

Крестьяне – собственники. После выкупа земельных наделов крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависели от воли помещика. В 1881г царское правительство издало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состояния с 1 января 1883г.

Сельское общество создавалось из крестьян, живших на земле одного помещика. Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава 5 Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира.

Согласно Положениям в селах для бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского самоуправления. Все крестьяне- домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянского правления. Сельский сход избирал сельского старосту и других должностных лиц. Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации. Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и сословный крестьянский волостной суд. Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведал раскладкой сборов и повинностей.

Порядок наделения крестьян землей. Согласно реформе помещики сохраняли право собственности на всю землю. Но они были обязаны предоставить крестьянам усадебную «оседлость»(землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имели право выкупить), а так же полевой надел, выкуп которого мог быть осуществлен лишь с согласия помещика. Наделение крестьян землей проводилось по ревизским душам. Местные положения устанавливали размеры душевных наделов в зависимости от конкретных условий , имевшихся в различных губерниях. Помещики так же имели право переносить крестьянские наделы на другие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой.

Формы крестьянского землевладения. Царское правительство, готовя крестьянскую реформу, решило сохранить общинное землепользование. Это давало возможность царскому правительству и помещикам взимать с крестьян государственные подати обеспечивать срывание повинностей в пользу помещика. Община отвечала за каждого своего члена круговой порукой, привязывала крестьян к земле. Кроме общинного землевладения , реформа установила подворно - участковый наследственный принцип владения землей.

Выкуп земельных наделов. Земельные наделы давались крестьянам за выкуп, который крестьянин не мог в большинстве случаев заплатить. Поэтому царское правительство, учитывая стремление помещиков получить деньги сразу, решило выплатить им всю выкупную сумму, которая потом взыскивалась с крестьян с процентами.

Предпосылки проведения крестьянской реформы:

1)развитие в России капиталистических отношений во второй половине 19 века;

2)задержка крепостным правом дальнейшего развития экономики и промышленности;

3)усиление социальных противоречий;

4)поражение феодально-крепостнической России в Крымской войне.

В 1857 г началась подготовка проведения крестьянской реформы. Для проведения реформы император Александр 2 образовал Секретный комитет по крестьянскому делу, который был в 1858 г преобразован в Главный комитет по крестьянским делам.

Проведение крестьянской реформы началось 19 февраля 1861 г, когда Александр 2 издал Манифест «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости». В манифесте были утверждены:

1) общее положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости;

2) положения об устройстве дворовых людей;

3) положение о выкупе земли;

4) положения о местных учреждениях, в ведении которых находились решения по крестьянским делам;

5) поземельное устройство крестьян в губерниях России;

6) различные правила для некоторых местностей и категорий крестьян.

Главными идеями в крестьянской реформе 19 февраля 1861 г «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости» были получение крестьянами личной свободы и переход до заключения выкупной сделки с помещиком земли в их пользование. В результате проведения крестьянской реформы 1861 г крестьяне получили личную свободу и были наделены землей в личное пользование. Размер земельного надела мог устанавливаться как по соглашению между крестьянином и землевладельцем так и без него. Размер земельного надела без добровольного соглашения составлял от 0,9 до 12 десятин. В случае пользования крестьянами помещичьей землей на условиях постоянного владения они платили помещику оброк и несли барщину. По желанию крестьяне могли выкупить свою землю.

В ходе проведения крестьянской реформы 1861г крестьяне получили права на личную свободу; выступление в суде; подачу жалобы; участие в выборах органов самоуправления; приобретение движимого и недвижимого имущества на праве собственности и заключения договоров; занятие торговлей; общее образование; вступление в гильдии.

Недостатки крестьянской реформы 1861 г были:

1) сохранение крупного помещичьего землевладения;

2) маленький размер крестьянских наделов;

3) учреждение общин, в пределах которых устанавливается круговая порука;

4) продолжение населения крестьянами ряда государственных натуральных повинностей;

5) плата подушной подати;

6) назначение телесных наказаний.

33.Земская 1864 и городская 1870 реформы.

1 января 1864 г утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. На них возлагались: завоевание имуществом и деньгами земства, содержание земских зданий, мероприятия по благотворительности, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования. Законом предусматривалось создание трех избирательных курий: 1)курия уездных землевладельцев( дворяне-помещики, требовался высокий имущественный ценз); 2)городская курия( участники должны были располагать купеческим свидетельством или предприятием определенного размера); 3)сельская курия( не был установлен имущественный ценз, но введена системы трехступенчатых выборов: крестьяне, собиравшиеся на волостной сход посылали своих выборщиков на собрание, которое земских гласных).

Аппарат земств состоял из распорядительных органов – губернских и уездных земских собраний и исполнительных органов – уездных и губернских земских управ. Свои хозяйственные задачи земства решали на средства, собираемые с населения в виде специального налога. Во главе собраний и управ стояли выборные председатели, которые руководили деятельностью земельных учреждений, председательствовали от их имени в местных правительственных учреждениях( председателями земского собрания были предводители дворянства).

Земское собрание и земские права( исполнительный орган, состоял из председателя и 2 членов) избирались на 3 года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел.

Земельная реформа не сформировала стройной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавлявшего и координирующего работу всех земств.

Городская реформа. 16 июля 1870 г утверждено Городовое положение, закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой – исполнительным органом. Думу и управу возглавляло одно лицо – городской глава, утверждаемый губернатором или министром внутренних дел. Все городские избиратели в зависимости от имущественного ценза делились на: 3 группы, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу( требования к избирателям: 25 лет, лица, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся мелкой торговлей, представляющие любое сословие, не допускались к выборам: лица, подвергшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей( голосование-тайное). Дума и управа избирались на 4 года, городской глава мог приостановить решения управы, разногласия думы и управы решал губернатор. Надзор за деятельностью дум и управ осуществляло губернское присутствие. Городская дума решала вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, о займах, о приобретении городской недвижимости. Как и земские органы, органы городского самоуправления зависели от государственных, бюрократических и полицейских учреждений.

Судебная реформа 1864 г.

Ноябрь 1864 г – утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, создавались 2 судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим: окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные палаты( по угол и гражд делам), распространявшие свою деятельность на несколько губерний и областей, кассационные департаменты сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и иногородческих судов. Новые принципы гражданского процесса закреплял Устав гражданского судопроизводства 1864г . Иск подавался мировому судье в письменной или устной форме, ответчик вызывался в суд повесткой. В судебном разбирательстве стороны могли привлекать адвокатов, стороны обменивались словесными показаниями, могли быть представлены письменные и вещественные доказательства. Решение принималось мировым судьей единогласно. Истцу выдавался исполнительный лист. Уголовный процесс регламентировался Уставом уголовного судопроизводства1864г. Отменялась теория формальных доказательств, уставы вводили систему свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению судей, закреплялся принцип беспристрастности суда. Процесс распадался на несколько стадий. Предварительное расследование состояло из дознания и предварительного следствия. Перед началом судебного рассмотрения суд сформировал устав присяжных заседателей, назначал защитника. В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей. Формирование принципов состязательности потребовало создать новый институт-адвокатуру( присяжных поверенных). В основу преобразований реформы 1864 г был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В законе провозглашалось равенство всех перед законом( отмена сословности). На суд присяжных возлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех правосостояния». Присяжные заседатели( от 25 лет, лица, располагающие недвижимостью или доходом. В списки не могли включаться священники, военные, учителя, наемные рабочие).

Наши рекомендации