Киевская Русь как раннефеодальная монархия: органы власти и управления. Правовое положение населения Киевской Руси.
Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства.
Древнерусское государство возникло в IX в. на территории восточных славян вокруг следующих политических центров: Куявии (на территории Киева), Славии (на тер-и Новгорода), Артании (на тер-и Рязани).
После объединения восточнославянских племен центром Древнерусского государства стал г. Киев, в котором правили Кий, Дир и Аскольд.
Факторы, способствующие образованию Древнерусского государства:
1) развитие ремесел, техники обработки земель, торговых отношений;
2) укрепление связей между существовавшими государственными образованиями славянских племен;
3) внешняя торговля;
4) сложные политические отношения с Византией;
Государственность русов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятельного государства.
Образ жизни славян оседлый. Быт — соседская община. Главное занятие — земледелие.
Признаки образования Киевской Руси как государства:
1) переход от родовой общины к территориальной и соседской;
2) наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;
3) введение налогов на поддержание государственного механизма.
Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют изгнание норманнов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате, Волнения по поводу постоянных внешних вторжении продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на землях русских Рюрик. После смерти Рюрика стал править Вещий Олег .Он в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также другие земли на пути «из варяг в греки» — образовалась единая территория Руси. Олег присоединил к Руси еще множесттво территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседних земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья — великими киевскими.
Окончательно оформилось Русское государство — Киевская Русь.
Теории возникновения государства у восточных славян:
1. Славянская (антинорманская)- отрицает роль варягов в образовании древнерусского государства и признание их на княжение (Ломоносов, Рыбаков)
2. Центристская – древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов. (Юрганов, КАцва, большинство современных источников)
3. Норманнская – древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Байер, Шлецер, Миллер, Карамзин, соловьев)
Концепции происхождения государства : классовая и договорная
Соборное уложение 1649 г. Источники. Вещное и обязательственное право.
Холопы
Уложение 1649 г. включает обширный свод законов холопьего права, составляющий важнейшую часть права феодальной России. Кодекс отразил завершение процесса отмирания прежних категорий холопства и вытеснения их кабальным холопством. А это последнее, будучи также обречено на отмирание в относительно близком будущем, в XVII в. продолжало быть средством мобилизации феодальной системой свободных элементов общества. Вместе с тем кодекс холопьего права был создан в ту пору, когда холопство уже проделало заметный шаг в направлении слияния с крепостным крестьянством. И все же доминирующей оставалась линия Уложения на консолидацию холопьего сословия, на укрепление его сословных рамок в эпоху наибольшей консолидации основных классов-сословий феодального общества. Этим определялось обособленное положение кабальных холопов, продолжавших играть важную роль в социальной структуре общества.
Закон и практика проводили бледные черты, их разделявшие холопов и крестьян: 1. крепостной крестьянин оставался казенным тяглецом, сохраняя некоторый облик гражданской личности;2. как такового, владелец обязан был обзавести его земельным наделом и земледельческим инвентарем; 3. он не мог быть обезземелен взятием во двор, а поместный и отпуском на волю;4. его животы, хотя и находившиеся только в его подневольном обладании, не могли быть у него отняты «насильством»; 5. он мог жаловаться на господские поборы «через силу и грабежом» и по суду возвратить себе насильственный перебор.
Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам .в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца.
Основным источником пополнения кабальных холопов были незакрепощенные элементы общества. В статьях 7, 8, 16, 25 гл. 20 говорится этом. Купленные татары также пополняли холопов.Вместе с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства.Так, кабала оформлялась только с 15 лет (ст. 20 гл. 20). Запрещалось закабалять верстанных и неверстанных детей боярских (ст. 2 гл. 20).Кабальные холопы находились в зависимости у своих господ в течение срока, установленного кабальной грамотой. Дети кабального холопа по наследству не передавались.Уложение 1649 г. всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале. Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения, происхождение и род занятий холопов.Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось «жалование» (ст. 78 гл. 20). Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти (ст. 63 гл. 20). Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передать их в приданое или по завещанию (ст. 61 гл. 20).Экономической основой бесправия холопов в отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.Посадские люди
В процессе становления и развития Русского централизованного государства складывалось сословие посадских людей, живших на государевой земле и несших повинности в пользу государства. Посад был особой сферой приложения феодального права.Соборное Уложение 1649 г. впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную главу 19. Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, и несли ряд других повинностей, выражавшихся в постройке городских укреплений в предоставлении лошадей для гоньбы и т. д. Часть улиц и домов в посадах принадлежала частным, духовным и светским лицам - все эти слободы носили название белых слобод, или белых мест. Они освобождались от царского тягла, т. е. находились в привилегированном положении по сравнению с посадским тягловым населением.Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду.«Если дочь посадского человека или вдова уйдет из посада и выйдет замуж за кабального человека или крестьянина..., то они вместо с мужем и детьми возвращаются в посад и зачисляются в тягло (ст. 38 гл. 19). Статьи 94-97 гл. 19 определяли порядок возвращения в тяглое состояние посадских людей, а ст. 35-36 - правила ведения посадскими людьми торговых операций в городах.Итак, закон о прикреплении посадских людей к посаду с запрещением его покидать получил в Уложении законченное выражение.Посад замыкался в сословные рамки, неприкосновенность которых гарантировалась законом.Главное внимание в Уложении уделялось закреплению привилегированного положения феодалов, четко представлена феодальная иерархия (ст. 91,93гл. 10) и зависимость от нее поместного оклада.
Сословная политика Петра I.
Правящий класс – дворянство. Особое положение феод. аристократия ограничивает уже в 1682г – акт об отмене местничества. Позже эти принципы закреп в Табеле о рангах (1722). Эконом коносол дворянства заверш Указ о единослед (1714), ликвидир правов различ межд вотчин и помест – «недвижимость». Таб о рангах перевер идею меснич – достигн опред чина можно было получ личн или потомств дворянс. Служба двр была обязан и продолж до кон жизни. С 1722г за неявку на службу назнач шельмование. Стало юр оформл гор сослов. По регламенту главн магистрата 1721г оно стало дел на регулярн гражд и «подлых» людей. Регуляр подразд на I гильд (банкиры, купцы, доктор, живописц); II (ремеслен, портные, мелк торговцы). Гильдии управл гильдейскими сход и старшин. Созд цехов организац, в кот сост мастер, подмастер иучен и кот управ старшины. Поскольку больш мануфакт были частоновлад, вопрос о рабоч руках был остр. Прав-во установ поряд приписки гос крест к мануф и покупки крест с землей при обязат использ их труда на мануф. (приписные и посессионные). Приписн крест могли откуп от работ на мануф, выставив вместо себя нанят людей.
Правящим классом оставалось дворянство.
период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682). Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722); функция государственной службы объединяет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это сословие «шляхетство») в политически и юридически консолидированную группу.
Экономическую консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714), ликвидировавший правовые различия между вотчиной и поместьем и объединивший их в единое юридическое понятие «недвижимость». Дворянство стало единственным служилым сословием, а служба — главной сферой приложения его сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения по службе недворян.
В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722—1725 гг. проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевших до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично зависимые, но не крепостные) и «гулящие» люди. Неоднократно предпринимались попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.
Земельная собственность оставалась экономической основой существования дворянского сословия. Наряду с государственной службой землевладение было его важнейшей социальной функцией. Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся использовать службу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательностью государственной службы как таковой.
Обязанность государевой службы уже с середины XVII в. стала основным критерием при распределении земельного фонда. Перераспределение поместных и вотчинных земель при непременном учете этого критерия было осуществлено в 1678 и 1679 гг.
В 1682 г. ликвидирована система местничества и на первый план выдвинут принцип выслуги. С 1686 г. составлялись новые родословные книги, с новыми фамилиями, поднявшимися из «нижних чинов». В 1680—1700 гг. производилась новая номенклатура чинов: полковники, майоры, поручики, прапорщики, ротмистры. К нижним служилым чинам относились рейтары и драгуны.
В состав дворянства (в 20-х гг. XVIII в. — шляхетства) вошли придворные люди; дьяки и подьячие, владевшие вотчинами и поместьями; архиерейские дворяне и дети боярские; члены семей малороссийской старшины (генеральной, полковой и сотенной); татарские князья и мурзы. Множество дворян и детей боярских, проживавших в отдаленных районах, не попали в шляхетское сословие и были зачислены в сословие однодворцев, по положению близко стоявших к казенным крестьянам.. Переход в дворянство для них связывался с повышением по службе.
Табель о рангах впервые разделила службу на военную и гражданскую, а последнюю — на статскую и придворную. Воинские чины (их 14, как и гражданских) были предпочтительнее, чем статские и придворные; высшему воинскому разряду генерал-фельдмаршала не соответствовал никакой гражданский чин. Дослужившийся до восьмого чина причислялся к потомственному дворянству («столбовому») с правом передавать чин детям. Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.
230 III. Государство и право Российской империи в период абсолютизма
крестьянеКрепостное право продолжало укрепляться: с 1736 г. помещик сам определяет крестьянину меру наказания за побег, в 1758 г. на помещиков возлагается обязанность наблюдать за поведением своих крепостных, в 1760 г. помещикам предоставляется право ссылать своих крепостных в Сибирь на поселение (а зачетом их в качестве рекрутов), в 1765 г. дворяне могли посылать крестьян даже на каторгу.
Для крестьян были закрыты все выходы из крепостного состояния: им было запрещено добровольно записываться в солдаты, обязываться векселями, выступать в качестве поручителей, жаловаться на своих господ.
Указами 1729 и 1752 гг. беглые, бродяги и т.п. отдавались в крепостную зависимость помещикам. В 1739 г. было запрещено приобретать крепостных лицам, не имеющим в собственности деревень, а по ревизской инструкции 1743 г. крепостных можно было записывать за солдатами и приказными людьми. Противоречия законодательства о крепостных не меняли общей тенденции - крепостное право превращалось в дворянскую монополию.
ГОРОДА. Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и происхождению. В целом она являлась податным сословием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.
Указами 60—80-х гг. XVII в. все дворы и слободы частных лиц, расположенные на территории посадов, отписывались в казну. Близлежащие к посадам слободы приписывались к посадам, а их владельцы взамен получали другие, отдаленные имения. Беломестцам запрещалось приобретать на посаде новые дворы; Указом 1693 г. владельческих и беглых людей запрещалось принимать в тягло. В порядке исключения к ремеслу и торговле с 1698 г. могли допускаться люди из «государевых волостей».
Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной торговли. На купечество стали возлагаться новые управленческие и финансовые обязанности, например взимание «стрелецкой подати» (1681) или участие в работе Корабельной палаты.
В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно делилось на регулярных граждан и «подлых» людей.
Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и вторую (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы) гильдии.
Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководство осуществляли старшины. Появление гильдий и и,ехов говорило о том, что корпоративные профессиональные начала противопоставлялись феодальным (сюзерено-вас-сальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые стимулы к труду, неизвестные крепостнической системе.
Эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, на первом этапе своего развития отнюдь не обеспечивали появления новых буржуазных и капиталистических начал. Они уживались с крепостничеством и абсолютизмом.
Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборота. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торж-ки. Проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики вызывали нестабильность положения старого традиционного купечества.
Судебная реформа 1864 г.
Ноябрь 1864 г – утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, создавались 2 судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим: окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные палаты( по угол и гражд делам), распространявшие свою деятельность на несколько губерний и областей, кассационные департаменты сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и иногородческих судов. Новые принципы гражданского процесса закреплял Устав гражданского судопроизводства 1864г . Иск подавался мировому судье в письменной или устной форме, ответчик вызывался в суд повесткой. В судебном разбирательстве стороны могли привлекать адвокатов, стороны обменивались словесными показаниями, могли быть представлены письменные и вещественные доказательства. Решение принималось мировым судьей единогласно. Истцу выдавался исполнительный лист. Уголовный процесс регламентировался Уставом уголовного судопроизводства1864г. Отменялась теория формальных доказательств, уставы вводили систему свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению судей, закреплялся принцип беспристрастности суда. Процесс распадался на несколько стадий. Предварительное расследование состояло из дознания и предварительного следствия. Перед началом судебного рассмотрения суд сформировал устав присяжных заседателей, назначал защитника. В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей. Формирование принципов состязательности потребовало создать новый институт-адвокатуру( присяжных поверенных). В основу преобразований реформы 1864 г был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В законе провозглашалось равенство всех перед законом( отмена сословности). На суд присяжных возлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех правосостояния». Присяжные заседатели( от 25 лет, лица, располагающие недвижимостью или доходом. В списки не могли включаться священники, военные, учителя, наемные рабочие).
Образование Советов и их роль в русских революциях.
В марте - апреле на Всероссийском совещании Советов была определена советских органов, в которые вошли областные, губернские, уездные съезды Советов, а также их исполкомы. Советы становятся политической основой пролетарской государственности. Советы организовывали свою деятельность по принципу единства Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов.Вместе с образованием губернских и областных Советов формируется единство высших и низших советских органов. С начала их образования Советы действовали по принципам выборности, коллегиальности, подотчетности перед избирателями и сменяемости их членов. Чтобы добиться подчиненности Советов, их представителям указом правительства предложили войти в состав исполкомов общественных организаций.
Двоевластие закончилосьв июле, когда меньшевики и эсеры, руководившие правительством и Советами, заняли контрреволюционную позицию и на 4 Съезде партии начали агитацию за проведение вооруженного восстания. В августе была принята первая большевистская резолюция, а в сентябре большевики одержали победу на очередных перевыборах в основных районах страны.
Мирная передача власти Советам была сорвана меньшевиками и эсерами. Большевики приступили к организации военных органов. В функции данных органов входила организация боевых групп и отрядов Красной гвардии.
Предпосылками перехода власти к Советам после Октябрьской революции послужили организационное и политическое становление Советов и развал буржуазной государственности. С созданием нового аппарата государственности стали вырабатываться новые нормы права, которое выражало правовые идеи отрицавших буржуазное право народных масс.
Избавление населения от социального гнета и разрешение раздиравших российское общество противоречий, не решенных демократической революцией в феврале 1917г., принесла Октябрьская революция.
Межреволюционный период 1917 г. В России можно разделить на два: периода двоевластия и буржуазной диктатуры.
Первоначально Советы функционировали совместно с Учредительным собранием, которое было распущено 5 января 1918 г. Советы рабочих депутатов формировались главным образом в городах, в селах формировались Советы крестьянских депутатов, солдатские – в военных формированиях. Позднее сформировались единые Советы.
Первоначально в Советы входили представители большевиков, меньшевиков – эсеров и анархистов, позднее Советы стали формироваться только из большевиков. В сентябре 1918 г. Для поддержания советской власти был образован Революционный военный совет Республики, руководящий работой всех органов военного ведомства и военных учреждений
Гос совет. Его компетенция.
В 1810 году в качестве законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, был создан Гос. совет. Председатель Гос. совета был император. Гос. совет рассматривал и готовил различные правовые акты – законы, уставы, учреждения. Основная цель – привести к единообразию всю правовую систему. Гос. совет состоял из 5 департаментов. В начале 1810 г. Гос. совет представил императору план финансового преобразования, главной идеей которых было приведение гос доходов в соответствии с государственными расходами. Предлагалось сократить текущие расходы, ввести новый налог. Но финансовый план не был выполнен. В период Отечественной войны 1812г деятельность Гос. совета сосредоточена на рассмотрении проектов гражданского и уголовного уложения. С 1816 г. Гос. совет вновь обратился к проблеме финансов политики гос-ва. Рассмотрены проекты о создании совета кредитных установлений, об учреждении Коммерческого банка. В 1811 года Гос. совет рассмотрел план преобразования Сената, который был отвергнут. Работа Гос. совета осуществлялась либо в форме общественного собрания, либо в форме департаментского заседания. В феврале 1906 года одновременно с актом об учреждении Думы было принято Положение о Гос. совете, который стал верхней палатой, обладавшей теми же правами что и Дума. Все законопроекты, принятые думой должны были поступать в Гос. совет и после их принятия Гос. советом, они утверждались императором. Половину членов Гос. совета составляли выборные члены, половину – назначенные, председатель и вице-председатель назначались императором. В избираемую часть Гос. совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, от дворянского общества.
Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства.
Древнерусское государство возникло в IX в. на территории восточных славян вокруг следующих политических центров: Куявии (на территории Киева), Славии (на тер-и Новгорода), Артании (на тер-и Рязани).
После объединения восточнославянских племен центром Древнерусского государства стал г. Киев, в котором правили Кий, Дир и Аскольд.
Факторы, способствующие образованию Древнерусского государства:
1) развитие ремесел, техники обработки земель, торговых отношений;
2) укрепление связей между существовавшими государственными образованиями славянских племен;
3) внешняя торговля;
4) сложные политические отношения с Византией;
Государственность русов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятельного государства.
Образ жизни славян оседлый. Быт — соседская община. Главное занятие — земледелие.
Признаки образования Киевской Руси как государства:
1) переход от родовой общины к территориальной и соседской;
2) наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;
3) введение налогов на поддержание государственного механизма.
Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют изгнание норманнов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате, Волнения по поводу постоянных внешних вторжении продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на землях русских Рюрик. После смерти Рюрика стал править Вещий Олег .Он в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также другие земли на пути «из варяг в греки» — образовалась единая территория Руси. Олег присоединил к Руси еще множесттво территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседних земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья — великими киевскими.
Окончательно оформилось Русское государство — Киевская Русь.
Теории возникновения государства у восточных славян:
1. Славянская (антинорманская)- отрицает роль варягов в образовании древнерусского государства и признание их на княжение (Ломоносов, Рыбаков)
2. Центристская – древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов. (Юрганов, КАцва, большинство современных источников)
3. Норманнская – древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Байер, Шлецер, Миллер, Карамзин, соловьев)
Концепции происхождения государства : классовая и договорная
Киевская Русь как раннефеодальная монархия: органы власти и управления. Правовое положение населения Киевской Руси.
Признаки раннефеодальной монархии:
1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем — от отца к старшему сыну;2) отсутствие юридической ответственности главы государства;3) несформированные институты власти;4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган
Гос. строй КР- раннефеод. монархия. Во главе гос-ва – киевский великий князь.
В функции великого князя входили:1) организация и командование вооруженными силами;2) сбор дани;3) налаживание внешней торговли;4) назначение местного управления, княжеских агентов;5) законодательная и судебная деятельность;6) руководство внешними отношениями.
Он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осущ-сь его наместниками (в городах) и волостели (в сельских местности). Великий князь был в сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Появился новый орган власти –«снема» - феодальный съезд. На нем решались вопросы войны и мира, вассалитета. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя (сыновья) и опиралось на военные гарнизоны. Существовала десятичная система управления. Ресурсы для существования местные органы получили через систему кормлений (сборы с местного населения). Важную гос-ю и полит. роль играло вече. Приобретались более формализованные черты: повестка дня, кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра – «старцы градские». Компетенция: вопросы налогообложения, оборона городов, организация воен. походов, выборы князя (в Новгороде). Орган местного крестьянского самоуправления – тер-альная община – вервь. Компетенция: земельные переделы, полиц. надзор, налогово-финансовые вопросы, судебные споры. Становление княжеской администрации – на фоне первых правовых реформ. Налоговая реформа княгини Ольги(X): установила «уроки» и «погосты». В начале XI в Владимир устанавливал «десятину» - налог в пользу церкви. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Церковь получила право приобретать земли, население деревни, осуществление суда по спец. юрисдикции.
Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных, органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных opганов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.
Форма государственного устройства Древнерусского государства — относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси не определен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).
Правовое положение
В IX в. установилось феодальное общество и сложились классы господствующих феодалов землевладельцев и зависимого населения.
Господствующий класс:1) великий князь;2) местные князья и общинная знать (бояре) — крупные феодалы-землевладельцы;3) служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата;4) дружины князей, подчиняющиеся либо великому князю, либо удельному князю. Зависимый класс населения:
Зависимый класс населения:1) смерды (крестьяне) — свободные крестьяне, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании, а также право участвовать в военных походах в качестве ополченцев. Смерд мог передавать свое имущество по наследству. Зависимость смердов выражалась в обязанности платить князьям дань, подати. Личность и имущество смерда защищались законом. Смерд нес имущественную ответственность за совершенные им проступки и преступления по обязательствам и договорам. В судебном процессе смерд мог выступать полноправным участником;2) закупы — смерды, которые взяли у хозяина в долг какое-либо имущество под проценты, гарантировав его возвращение своим самозакладом. Закуп отрабатывал свой долг у хозяина и не мог его покинуть, пока не рассчитается, иначе его обращали в холопство. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. За правонарушение закупа хозяин уплачивал штраф потерпевшему, но закупа могли обратить в холопство. В судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях;3) рядовичи — крестьяне, работающие у землевладельцев по договору (ряду);4) изгои — люди, которые вышли из общины и находятся вне социальных групп;5) прощенники — лица, попавшие под покровительство церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это отработать в их хозяйствах;6) холопы (челядины) — лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи, брака с рабом (рабыней), поступления в ключничество, совершения преступления, а также плена. Холоп не защищался законом. За его убийство хозяину выплачивался штраф, как за уничтожение имущества;7) докладные холопы — княжеские или боярские I слуги, которые ведали отдельными отрасля- I ми хозяйства (ключники, тиуны, огнищане, конюшие, старосты, пашенные). Со временем такие холопы могли получить свободу;8) кабальные холопы—холопы, которые не могли отчуждаться как обычное имущество. Отношения хозяина и кабального холопа строились на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство.
Промежуточные и переходные категории — городское население:
1) боярство;2) духовенство;3) купечество;4) «низы» (ремесленники, мелкие торговцы).