Обязанности работника в области охраны труда
В статье 214 ТК РФ регламентированы обязанности самого работника в области охраны труда:
«Работник обязан:
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами».
За отказ или уклонение от прохождения обязательных периодических медосмотров работник организации должен быть отстранен от работы и на него может быть наложено работодателем дисциплинарное взыскание.
Работодатель, прежде чем заключить трудовой договор с работником, принимаемым на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, должен иметь на руках заключение медицинской организации, что этот работник не имеет противопоказаний для выполнения работы в таких условиях. Но как быть с оплатой таких медосмотров? Работодателю оплачивать их невыгодно. Ведь работник может получить медицинское заключение, по результатам которого предлагаемая работа может быть ему противопоказана. Только некоторые работодатели оплачивают прохождение обязательных предварительных медосмотров. Это объясняется особенностями налогового законодательства. Ведь для того, чтобы расходы работодателя на эту категорию медосмотров были отнесены к отдельным видам расходов необходимо, чтобы между организацией и работников уже существовали трудовые отношения.
Выход из этой ситуации возможен такой: работник проходит обязательный предварительный медосмотр за свой счет и при положительном медицинском заключение и после оформления трудовых отношений работодатель его затраты на медосмотр возмещает.
А как быть в том случае, если результат медицинского заключения будет отрицательный и работодатель отказывается оплачивать расходы работника по прохождению предварительного медосмотра? Такие действия работодателя неправомерны и работник вправе их оспорить в судебном порядке, потому что согласно части 6 статьи 213 ТК РФ все предусмотренные данной статьей медосмотры, включая предварительные, проводятся за счет средств работодателя. Отсутствие заключенного трудового договора не будет препятствием в данном случае, так как согласно статье 1 ТК РФ он регулирует не только трудовые отношения, но и отношения по трудоустройству у данного работодателя.
Работниками в организации являются руководители, специалисты и другие служащие, а также и рабочие. Поэтому закрепленные этими статьями обязанности распространяются на все указанные категории работников. Объем обязанностей по соблюдению требований охраны труда для каждой категории работников устанавливается в организациях в зависимости от их правового статуса. На работников выполняющих организационно-распорядительные функции, возлагаются обязанности по соблюдению межотраслевых и отраслевых правил охраны труда, санитарных норм и правил.
Обязанности лиц, которые выполняют организационно-распорядительные функции в области охраны труда, определяются в должностных инструкциях этих работников.
Работники, занятые производственной деятельностью, обязаны соблюдать инструкции по охране труда, разрабатываемые исходя из особенностей их профессиональной деятельности на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда.
В случаях выполнения руководящими работниками, специалистами и другими служащими своих трудовых функций в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов либо осуществления действий, требующих применения способов и приемов безопасного выполнения работ, соответствующего обращения с машинами, механизмами, оборудованием, они также обязаны соблюдать установленные инструкциями охраны труда требования безопасности.
Закрепление в статье 214 ТК РФ обязанностей работника означает, что работники наряду с работодателем должны вносить свой вклад в создание безопасных условий труда в организациях. Все работники, начиная от руководителей организации и заканчивая рабочими, должны исполнять свои обязанности в сфере охраны труда. Выполнение указанных обязанностей позволяет не только уменьшить риск возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, но также позволяет принимать работодателю своевременные меры по их предупреждению.
На некоторые категории работников возложены законодательством дополнительные обязанности в области охраны труда. Так, например, согласно части 2 статьи 9 Закона «Об опасных производственных объектах» работники опасного производственного объекта обязаны:
· «в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте».
Несоблюдение работником этих обязанностей в отдельных случаях является дисциплинарным проступком и может повлечь за собой не только дисциплинарное взыскание, но и отстранение от работы.
Работника, уклоняющегося от медицинского осмотра, или не выполняющего рекомендаций медицинских обследований работодатель не должен допускать к работе.
Существует в Кодексе специальное основание для увольнения, установленное комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда за нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия такие как: несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу, либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт «д» пункта 6 статьи 81 ТК РФ).
Соблюдение работником требований охраны труда - одна из основных гарантий и жизненно важная обязанность работника, что с ним не произойдет несчастный случай, так как человеческий фактор в охране труда, его отношение к охране труда, собственной безопасности и безопасности рядом с ним работающих является доминирующим. Основные требования к работнику по соблюдению им требований охраны труда указываются в трудовом договоре.
Организация охраны труда
Статья 216. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Часть вторая утратила силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Статья 217. Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.