Вопрос 24. Формы и методы налогового контроля
Основной формой налогового контроля государства за деятельностью налогоплательщика является налоговая проверка.
В зависимости от задач налоговые проверки делятся на:
-комплексные проверки, при которых проверяется правильность исчисления и уплаты всех налогов данным предприятием;
- тематические проверки, которые проводятся по нескольким направлениям;
-проверки конкретного налога;
- проверки одного показателя по расчету какого-либо налога (например, обоснованности применения льгот и вычетов);
- проверки отражения в учете исчисления налогов при однотипных хозяйственных операциях.
Налоговые органы проводят три вида проверок:
1) камеральные;
2) выездные;
3) дополнительные.
Независимо от вида проверки период деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. В проверяемый период могут включаться также отдельные периоды текущего года.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа. Они могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков без ограничений.
Суть камеральной налоговой проверки состоит в:
-сборе, анализе, изучении и обработке представленных в налоговый орган документов о деятельности налогоплательщика;
-проверке соответствия этих документов фактическим данным.
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.
Основной целью камеральной проверки является выявление ошибок, допущенных при заполнении налоговой декларации. Предметом камеральной проверки являются налоговые декларации, а также документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, перечень которых установлен НК РФ.
Если в ходе камеральной проверки выявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Вторым видом налоговых проверок является выездная налоговая проверка. В отличие от камеральной налоговой проверки, для проведения выездной налоговой проверки требуется решение руководителя налогового органа или его заместителя. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика.
Предметами выездной налоговой проверки являются первичные документы, которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим.
В ходе выездной проверки должностные лица могут проводить:
-инвентаризацию имущества налогоплательщика;
-осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
-экспертизу;
-допрос свидетеля.
При принятии решения о назначении выездной налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен учитывать, что не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более выездных налоговых проверок налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период;
Время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика не может продолжаться более двух месяцев.
Руководитель организации обязан обеспечить проверяющим сотрудникам налоговых органов беспрепятственный доступ в бухгалтерию, а также в производственные, складские, торговые и иные помещения, необходимость обследования которых может возникнуть в ходе проверки. Главный бухгалтер представляет проверяющим все первичные бухгалтерские и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет. Конкретный перечень таких документов в НК РФ не указан.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и ее сроки.
Не позднее чем через 2 месяца после окончания проверки проверяющими должен быть составлен акт выездной налоговой проверки, который подписывается этими лицами и руководителями проверяемой организации (индивидуальным предпринимателем), либо их представителями.
Акт выездной налоговой проверки должен содержать:
- систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых;
-выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;
-ссылки на статьи части 1 НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
-об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
-о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Если принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то ему направляется требование по уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений.
Функцию принуждения осуществляют налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел. Целью данной функции является обеспечение обязательности исполнения всеми субъектами налоговых отношений законодательства о налогах и сборах, в том числе принудительное исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками. Функция принуждения реализуется путём привлечения виновных лиц за совершение налоговых правонарушений к налоговой, административной или уголовной ответственности.