Альтернативные, факультативные и регрессные обязательства.
Предмет исполнения обязательства — та вещь, работа, услуга, которую в силу обязательства должник обязан передать, выполнить или оказать кредитору. Для надлежащего исполнения должник обязан передать именно тот предмет, который был предусмотрен договором, законом, а при их отсутствии — обычно предъявляемым требованиям, т. е. быть пригодным для использования в тех целях, для которых он предназначен.
Альтернативные обязательства — обязательства, в которых контрагенты, в силу самых разных соображений, не хотят или не могут определить объект обязательственного правоотношения совершенно однозначно и предусматривают в формулировках соответствующего договора варианты тех действий, каковые составляют этот объект.
Законодатель приводит описание альтернативных обязательств в ст. 320 ГК РФ
«Должнику, обязанному передать кредитору одно или другое имущество либо совершить одно из двух или нескольких действий, принадлежит право выбора, если из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное».
Право выбора предмета исполнения принадлежит должнику. Однако законом или условием обязательства может быть предусмотрено право кредитора требовать совершения альтернативных действий по его выбору (лотерея — выбор вещевого приза или его денежной компенсации).
Факультативное обязательство — обязательство, в котором существует только один предмет исполнения, но должник вправе заменить его другим, заранее оговоренным предметом. Поскольку предмет уже согласован сторонами, согласие кредитора на замену не требуется. Замена основного предмета факультативным является односторонней сделкой должника.
Регрессное обязательство– это такое правоотношение, в силу которого субъект, исполнивший обязанности другого субъекта, обращает к нему требование о возврате исполненного. Поэтому они иначе обозначаются как обратные требования.
Соответствующие конструкции весьма многочисленны. Так, в п. 2 ст. 325 предусмотрено: «должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого».
77. Перемена лиц в обязательстве: уступка требования и перевод долга.
Перемена лиц в обязательстве может происходить в двух формах: переход (уступка) права требования кредитора к другому лицу и перевод долга
Переход (уступка) права требования кредитора к другому лицу
Урегулирована ст. ст. 382-390 Гражданского кодекса РФ . Смысл данной формы заключается в том, что если у кредитора есть право (требование) на основании обязательства, то оно может быть им передано другому лицу по сделке (уступка права требования (цессия)) или перейти к другому лицу в силу закона.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договором был предусмотрен запрет уступки, сделка по уступке может быть признана недействительной по иску должника только в случае, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об указанном запрете.
Особые требования, которые действующий ГК РФ предъявляет к форме данной сделки:
· Если основная сделка совершена в простой письменной форме или в нотариальной форме, то сделка по уступке права требования должна заключаться в аналогичной форме.
· При государственной регистрации основной сделки сделка по уступке права требования должна быть зарегистрирована в аналогичном порядке, если иное не установлено законом.
Случаи перехода права кредитора к другому лицу на основании закона:
· При универсальном правопреемстве в правах кредитора (наука называет два случая универсального правопреемства: при наследовании и при реорганизации юридических лиц).
· На основании решения суда, если возможность такого перехода предусмотрена законом.
· При исполнении обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимися должниками по данному обязательству.
· При суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая.
Не допускается перехода к другому лицу прав кредитора:
· Неразрывно связанных с личностью кредитора – в частности, требование об уплате алиментов или о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.
· Без согласия должника, если личность кредитора имеет для него существенное значение.
· Общим условием уступки права требования является то, что она не должна противоречить закону, иным правовым актам или договору.
Как правило, право первоначального кредитора переходит к другому лицу (новому кредитору) в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права – в частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также права на неуплаченные проценты.
При передаче права требования кредитор должен уведомить об этом должника. В противном случае, новый кредитор несет риск неблагоприятных для него последствий.
Кредитор, уступивший право требование другому лицу (новому кредитору), обязан передать все документы, удостоверяющие право требования, а также сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования.
Перевод долга
Урегулирован ст. ст. 391 и 392 (392.1, 392.2, 392.3) ГК РФ и состоит в переводе должником своего долга с согласия кредитора на другое лицо. Новый должник может выдвигать против кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником.
Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия считается ничтожным.
К форме соглашения о переводе долга применяются правила, аналогичные установленным правилам применительно к уступке права требования.
78. Исполнение обязательства третьими лицами (возложение и переадресовка).
Исполнение обязательства должно быть произведено надлежащим должником и надлежащему кредитору. Это правило знает несколько исключений, в соответствии с которыми вместо должника или кредитора в исполнении или принятии исполнения может принимать участие третье лицо, т. е. сторона, не являющаяся участником данного обязательственного отношения. Участие третьих лиц в обязательстве может иметь место в, случае перепоручения (возложения) исполнения и переадресовки исполнения.
Перепоручение (возложение) исполнения означает, что должник возложил совершение действий, направленных на исполнение обязательства, на третье лицо (ст. 313 ГК). При этом третье лицо не становится стороной в обязательстве, поскольку оно по отношению к кредитору выполняет только фактические действия, например передает имущество, платит деньги, выполняет работу и т.д. Должник, не выбывая из обязательства, отвечает перед кредитором за исполнение так, как если бы исполнение осуществлялось им лично. Таким образом, должник отвечает перед кредитором за действия третьего лица.
При возложении исполнения происходит фактическая замена должника, что не всегда желательно для кредитора, поскольку личные качества исполнителя также могут представлять для кредитора интерес. Однако в силу закона кредитор не вправе отказаться от исполнения, предложенного за должника третьим лицом (ст. 313 ГК), кроме случаев, когда из закона, иных правовых актов, условий или существа обязательства не вытекает обязанность должника лично исполнить обязательство. Например, если издательство заказало писателю написание книги или театр заключил договор с артистом об исполнении определенной роли, то в этих и им подобных случаях личность исполнителя имеет решающее значение, в связи с чем перепоручение исполнения невозможно в силу существа и условий обязательства.
Третье лицо должно быть осведомлено об условиях и содержании обязательства, которое ему предстоит исполнить. Если возложение осуществляется по указанию должника, все условия заключенного обязательства сообщаются третьему лицу должником. Однако иногда третье лицо может предложить кредитору исполнение, не спрашивая согласия должника и даже не ставя его об этом в известность. Так, если третье лицо опасается утратить свои права на имущество должника (право залога или аренды) вследствие обращения кредитором взыскания на это имущество, третье лицо вправе без согласия должника за свой счет удовлетворить требование кредитора. В этом случае на третье лицо переходят все права кредитора по обязательству, т. е. имеет место перемена лиц в обязательстве (п. 2 ст. 313 ГК).
Переадресовка исполнения означает, что должник имеет право исполнить обязательство либо кредитору, либо лицу, прямо указанному кредитором. Никто не вправе требовать исполнения в свою пользу, не имея полномочий от кредитора. Если же должник произведет исполнение лицу, которого он в силу каких-либо обстоятельств считал уполномоченным кредитором на принятие исполнения, то ответственность за исполнение обязательства ненадлежащему лицу полностью лежит на должнике. В целях защиты интересов должника при переадресовке исполнения закон предоставляет должнику право требовать предъявления доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом (ст. 312 ГК). Так, по договору займа кредитор вправе указать третье лицо, в пользу которого должник должен произвести исполнение, т. е. передать денежную сумму лицу, которому кредитор, в свою очередь, желает передать какую-либо сумму.
На практике довольно часто случается совпадение переадресовки и перепоручения исполнения, например, когда кредитор по одному обязательству является должником по другому. В случае возложения им по первому обязательству на должника обязанности произвести исполнение третьему лицу одновременно будет иметь место и перепоручение исполнения во втором обязательстве, где он, кредитор, является уже должником.
Ответственность за действия третьих лиц несет должник, кроме случаев, когда законом установлено, что ответственность несет само третье лицо, являющееся непосредственным исполнителем (ст. 403 ГК).