Лица, содействующие уплате налогов
1. В налоговом праве присутствует большая группа обязанных лиц, несущих те или обязанности в сфере налогообложения. По отношению к главным субъектам налоговых отношений - налоговым органам и налогоплательщикам - они являются как бы «третьими» лицами, которые способствуют или обеспечивают надлежащее исполнение обязанностей и реализацию прав налогоплательщиков и уполномоченных органов, поэтому по отношению к ним применимо понятие «лица, способствующие уплате налога». Налоговые обязанности лиц, способствующих уплате налога, возникают в связи с возможностью удержать налоги с выплачиваемых доходов, получением сумм налогов, владением информацией, необходимой для исчисления и уплаты налогов, и т. д. 2. Наиболее значимыми из лиц, способствующих уплате налога, являютсябанки и иные кредитные организации. Исполняя поручение клиента на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд, банк выступает одновременно как сторона по договору банковского счета и как участник налоговых отношений посредник - проводник между налогоплательщиком и бюджетом. Именно в рамках отношений банк - государство первый выступает в качестве субъекта налогового права и необходимого звена в цепочке налогового производства. В связи с их участием в налоговых отношениях законодательство устанавливает многочисленные обязанности банков и иных кредитных организаций. Главной обязанностью банков и иных кредитных организаций является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или внебюджетный фонд. Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается. Очередность исполнения платежных поручений налогоплательщиков устанавливается в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса РФ. Использование не перечисленных сумм налогов в качестве кре-дитнь1Х ресурсов запрещено. В том случае, когда налог не поступил в бюджет в результате нарушений, допущенных банком, обслуживающим налогоплательщика (в частности, вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения платежного поручения налогоплательщика), ответственность за задержку перечисления налога несет банк в соответствии со ст. 15 Закона об основах налоговой системы и подл. «з» п. 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации (утверждено Постановлением Совета министров РФ от 27 августа 1993 г. № 864') Банки и иные кредитные организации как посредники несут и другие обязанности, в частности они должны: - исполнять инкассовое поручение, выставленное уполномоченным на то органом; - контролировать правильность заполнения платежных документов (в части указания на счета-фактуры); - открывать счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе или уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие счета или при получении подтверждения от налогового органа; - немедленно информировать налоговые органы об открытии налогоплательщику счетов; - производить операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета только после получения от налогового органа подтверждения о получении извещения об открытии счета; - осуществлять проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью и сообщать о результатах проверок налоговым органам; - другие обязанности. 3. Банки и кредитные учреждения необходимо рассматривать как источники информации для налоговых органов. В соответствии со ст. 15 Закона об основах налоговой системы банки и кредитные учреждения обязаны предоставлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений - за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансовРФ. Данный порядок был утвержден письмом Министерства финансов РФ от 17 января 1994 г. № У. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»^ обязал банки и иные кредитные организации в трехдневный срок предоставлять по запросам соответствующих налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции сведения об операциях предприятий, являющихся их клиентами, необходимые для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей этими предприятиями. Пунктом 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»^ была установлена обязанность банков и иных кредит-ных организаций сообщать налоговым органам о совершении физическими лицами (включая нерезидентов) операций на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США и выше. Законодательством установлены и другие случаи, в которых банки и другие кредитные организации обязаны информировать налоговые органы. 4. Банки могут участвовать также в проведении «налоговых» взаимозачетов, порядок проведения которых предусмотрен Временным порядком проведения денежных зачетов по доходам и расходам федерального бюджета на 1996 год^. 1. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993. № 35. Ст. 3320. 2. «Российские вести» от 15 февраля 1994 г. 3. «Российская газета» от 22 августа 1996 г. 4. «Российская газета» от 24 мая 1994 г. 5. «Экономика и жизнь», 1996. № 42. Налоговые агенты и сборщики налогов В юридической литературе, а также в ведомственных документах налоговых органов часто используются такие понятия, как «сборщик налогов» и «налоговый агент». В то же время законодательного определения данных понятий не существует. По мнению С. Пепеляева, отличие сборщика налогов от налогового агента состоит в том, что на налоговом агенте лежит обязанность рассчитать, удержать и перечислить налог в бюджет, а сборщик налогов, помимо этого, обязан требовать внесения сумм налога в свою кассу. Понятие налогового агента широко используется по отношению к российским юридическим лицам, удерживающим налог на доходы иностранного юридического лица. В проекте общей части Налогового кодекса РФ^ также предлагается использовать понятие налоговый агент, а не сборщик налогов. В то же время раньше подналоговым агентом понималось должностное лицо налоговой инспекции, которое осуществляло прием налоговых и страховых платежей от сельскохозяйственного населения. Первоначально налоговый агент производил также учет плательщиков и объектов налогообложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные извещения. С 1 марта 1956 года штат налоговых агентов упразднен. В п. 9 приложения к письму ГосналогслужбыРФ от 5 марта 1994 г. № BГ-6-^4/72'' разъясняется, что предприятия, учреждения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность удерживать суммы налогов с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет, являются сборщиками налогов. Таким образом, используемые в настоящее время понятия «налоговый агент» и «сборщик налогов» - это тождественные понятия, обозначающие фактически одних и тех же лиц - предприятия, учреждения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность удерживать суммы налогов с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет. По нашему мнению, в настоящий момент при терминологическом определении данных субъектов предпочтение следует отдать термину «сборщик налогов». К сборщикам налогов относятся: 1) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налог с доходов, выплачиваемых физическим лицам; 2) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих предприятию, от долевого участия в других предприятиях; 3) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов, получаемых иностранными юридическими лицами от источников в Российской Федерации; 4) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет НДС с вознаграждений, перечисляемых иностранным юридическим лицам, не состоящим на налоговом учете в Российской Федерации. Все указанные лица являются источниками выплат, т. е. лицами, фактически выплачивающими доход другому лицу. От источников выплат необходимо отличать источники доходов. Источники доходов - это деятельность (выполнение работ, оказание услуг, ведение предпринимательской деятельности) или активы, приносящие доход. Обязанности сборщиков налогов установлены в ст. 15 Закона об основах налоговой системы, а также в отдельных налоговых законах, например, ст. 9, 20, 21 Закона о подоходном налоге, п. Зет. 9 и п. 3. ст. 10 Закона о налоге на прибыль, п. 5 ст. 7 Закона о налоге на добавленную стоимость. Общей обязанностью сборщиков налогов является обязанность предоставлять в налоговый орган отчет о суммах начисленных доходов и суммах удержанных налогов. Права сборщиков налогов законодательством не закреплены, однако фактически их права приравнены к правам налогоплательщиков. Особое значение понятие «сборщик налогов» приобрело в ходе судебного обжалования финансовых санкций, наложенных на предприятия за неисполнение обязанностей сборщиков налогов (о финансовой ответственности сборщиков налогов см. § 14.14 настоящего пособия). 1. Пепеляев С. Финансово-правовой абонемент «Предпринимательская практика: вопрос--ответ», 1996. Вып. 8. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Обшая часть (проект). М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С.68-70. 3. Финансово-кредитный словарь, 2-е изд. стереотип.: в 3 т. М.: Финансы и статистика, 1994. Т. 2. С. II. 4. Содержится в компьютерных базах данных. Прочие лица 1. Процессуальными кодексами. Основами законодатель-ства Российской Федерации о нотариате, а также другими нормативными актами на суды и арбитражные суды, государственных нотариусов, органы исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия, ЗАГС возложена обязанность по взиманию государственной пошлины за рассмотрение дел, совершение нотариальных действий, регистрацию и т.д. В то же время данные государственные органы наделены полномочиями по предоставлению отсрочек или рассрочек в уплате государственной пошлины. В соответствии с ЗакономРФ от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине»' налоговые органы обязаны производить проверки в учреждениях, взимающих государственную пошлину, правильности исчисления, своевременности и полноты внесения ее в бюджет. Порядок проведения проверок предусмотрен письмом Госналогслужбы РФ от 4 августа 1993 г. № НИ-6-04/255 «О примерной программе проверок по государственной пошлине»^ Как следует из письма Госналогслужбы РФ от 4 августа 1994 г. № ЮБ-6-04/283^ истребование отдельными налоговыми органами от судов конкретных дел противоречит правовым актам, поэтому проверки должны производиться непосредственно в судах, арбитражных судах, у государственных нотариусов, в ЗАГСе, в органах исполнительной власти, осуществляющих нотариальные действия. 2. Нотариусы, занлиающиеся частной практикой, в определенных случаях, предусмотренных законом, не участвуют в приеме государственной пошлины, а выступают лишь как источники информации для налоговых органов. Источниками информации могут являться и государственные нотариусы. В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»^ нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в пятнадцатидневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Основы законодательства о нотариате" и законодательные акты о налогах не обязывают нотариусов предоставлять сведения о суммах сделок (купли-продажи, мены) в налоговые органы. Поэтому все документы, касающиеся выявления доходов других лиц, проверяются должностными лицами налоговых органов у нотариусов в месте ведения их путем выборки необходимых данных. Проверки должны проводиться либо в свободные от приема клиентов часы. либо в комнатах, свободных от приема клиентов. В ст. 5 Основ законодательства о нотариате предусмотрено, что нотариус обязан выдать по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися на его рассмотрении спорами справки о совершенных нотариальных действиях. Таким образом, нотариусы обязаны выдавать справки о совершенных нотариальных действиях и следователям федеральных органов налоговой полиции по их запросам. 3. Органы Госавтоинспекции, военной автоинспекции, гос-сельхознадзора, министерства и ведомства, а также другие организации, выдающие государственные регистрационные знаки для участия в дорожном движении, при регистрации или перерегистрации, технических осмотрах должны требовать предъявления квитанции (платежного поручения) об уплате налога с владельцев транспортных средств (п. 34 Инструкции Госналогс-лужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»^). Данные органы и организации контролируют гакже уплату налога на приобретение автотранспортных средств. 4. Государственные органы связи также участвуют в сборе налогов в установленном законом случае. Так, в соответствии со ст. 120 Таможенного кодекса РФ от 18 июня 1993 г." в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные суммы на счета таможенных органов Российской Федерации в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом РФ совместно с Министерством связи РФ и Министерством финансовРФ. 5. Торговые предприятия-комиссионеры, осуществляющие продажу имущества в соответствии с Положением о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках (утверждено Государственной налоговой службой РФ, Департаментом налоговой полиции РФ и Министерством финансов РФ 25, 26 мая 1994 г. №№ ВГ-4-08/57н, СА-574, 58 при исполнении трехстороннего договора, заключаемого с налогоплательщиком и федеральным органом налоговой полиции, также являются участниками налоговых отношений. Хотелось бы отметить, что правовая природа договоров и соглашений с государственными, в том числе и налоговыми, органами в настоящее время достаточно четко не определена. Так, профессор Д. Бах-рах высказал мнение, что налоговые и финансовые соглашения относятся к административным договорам, представляющим собой институт административного права и являющимся разновидностью публично-правового договора". В то же время такого рода договорам присущи некоторые признаки гражданско-правового регулирования договоров: диспозитивность, формально-юридическое равноправие сторон, автономность воли, эквивалентный характер и взаимная ответственность сторон. Подобные договоры могут быть основаны главным образом на нормах гражданского права, например договор с торговым предприятием-комиссионером, или же на нормах налогового права, например соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Очевидно, что вопрос о правовой природе таких договоров и соглашений, а также о характере отношений, складывающихся в результате их заключения, требует серьезного и глубокого изучения. 6. Биржи и предприятия обязаны предоставлять налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов РФ. 7. Обязанности органов государственной статистики установлены в Приказе Государственного комитета по статистике РФ и Госналогслужбы РФ от 22 августа 1996 г. № ВА-3-09/71 «Об информационном взаимодействии органов государственной статистики и налоговых органов»'". 8. Временной программой мероприятий по сбору информации о налогоплательщиках-организациях, уклоняющихся от постановки на налоговый учет (письмо Госналогслужбы РФ от 17 октября 1995 г. № ВП-6-12/649"), предписано производить сверку имеющейся в Госналогинспекции информации о стоящих на учете налогоплательщиках-организаииях с информацией о них, имеющейся в территориальных органах исполнительной власти и управления: местной администрации, статистики, внебюджетных фондах, органах внутренних дел, органах учета нежилых помещений и предприятий, Бюро технической инвентаризации, органах архитектуры, землеустройства, территориальных органах Главного управления по борьбе с экономической преступностью Министерства внутренних дел РФ, Антимонопольного комитета РФ. 9. Российское налоговое законодательство содержит и другие примеры, когда те или иные субъекты вступают в налоговые отношения, обеспечивая тем самым уплату налога налогоплательщиками. Таким образом, любой гражданин, организация, предприятие и учреждение могут стать участниками налоговых отношений. Их обязанности могут возникнуть на основе права налоговых органов проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также права получать от всех юридических лиц без оплаты данные, необходимые для исчисления налоговых платежей плательщиков. |
22-й вопрос. Органы, обязанные предоставлять информацию о налогоплательщике: понятие, виды, обязанности.
Представительство в налоговых правоотношениях – это юридические действия, совершаемые налоговым представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены, от имени представляемого субъекта в пределах его полномочий, которые создают, изменяют или прекращают налоговые права и обязанности представляемого.
Налоговый кодекс РФ допускает совместное участие представителя и налогоплательщика в налоговых правоотношениях.
Признаки института представительства:
-представитель оказывает юридическое содействие представляемому в приобретении и реализации субъективных прав и обязанностей последнего в его отношениях с третьими лицами, и такое содействие осуществляется в интересах представляемого;
возможность, содержание и пределы указанного содействия определяются субъективным правом представителя (полномочием);
в процессе осуществления полномочия представитель действует по отношению к третьим лицам;
-в результате осуществления полномочий для представителя не возникает правовых последствий по отношению к третьим лицам.
Институт представительства в налоговом праве имеет свою специфику, которая определяется, прежде всего, императивным методом регулирования налоговых отношений.
Институт представительства в налоговых правоотношениях делится на два вида:
-законное представительство;
-уполномоченное представительство.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются в соответствии с гражданским законодательством его родители, усыновители или опекуны.
Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Относительно налогоплательщиков — юридических лиц в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Единоличный исполнительный орган управляющего вправе подписывать налоговые декларации (расчеты) управляемых обществ без доверенности.
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.
Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
23-й вопрос. Лица, привлекаемые к осуществлению мероприятий налогового контроля: понятие, виды, прав и обязанности.
Мероприятия налогового контроля: истребование и выемка документов, осмотр экспертиза. Привлечение специалистов, переводчиков, понятых, экспертов, свидетелей.
Истребование документов
Истребование документов является одним из немногих налогово-проверочных действий, возможность осуществления которого предусмотрена как при проведении камеральной, так и выездной налоговой проверки. Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Процедура истребования документов в рамках налоговой проверки включает необходимость выполнения двух действий:
– направление требования о предоставлении документов;
– получение истребованного.
Целью истребования служит получение конкретизированной документально зафиксированной информации, проведение анализа которой необходимо для решения задач налоговой проверки.
Истребование документов может производиться:
– у проверяемого лица;
– у любых иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица.
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Выемка документов и предметов
Функциональная сущность выемки предполагает принудительное изъятие соответствующих объектов – носителей информации.
Основаниями для проведения выемки в НК названы:
– отказ проверяемого лица, которому направлено требование, от представления запрашиваемых документов;
– непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки.
Причинами проведения выемки документов в НК названы:
– наличие у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
– отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки.
Выемке подлежат две категории документов:
– свидетельствующие о совершении правонарушений;
– запрошенные у проверяемого лица, но не представленные им в установленные сроки.
Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки, в ходе выемки изъяты быть не могут.
Изъятие подлинников документов может быть произведено при соблюдении следующих условий:
– для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов проверяемого;
– у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
По результатам выемки документов и предметов составляется соответствующий протокол.
Проведение осмотра
Целью проведения осмотра является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, представленной проверяемым, фактическому состоянию.
Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в НК названы:
– необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком;
– выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.
О производстве осмотра составляется отдельный протокол.
НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки:
– территория проверяемого налогоплательщика;
– помещения проверяемого налогоплательщика;
– документы;
– предметы.
Осмотр помещений и территорий. Налоговым органам предоставлено право осматривать любые, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения и территории:
– используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;
– связанные с содержанием объектов налогообложения.
Осмотр документов и предметов. В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться и вне рамок выездной налоговой проверки. К таким исключениям отнесены ситуации, когда:
– документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;
Проведение инвентаризации
Инвентаризация проводится в целях:
– выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
– сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
– проверки полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, производится в рамках выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов.
Налоговый кодекс не содержит специальной статьи, посвященной процедуре инвентаризации. В настоящее время этот вопрос урегулирован предписаниями «Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке», утвержденного совместным приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, названы:
– основные средства;
– нематериальные активы;
– финансовые вложения;
– производственные запасы;
– готовая продукция;
– товары;
– прочие запасы;
– денежные средства;
– кредиторская задолженность;
– иные финансовые активы.
В рамках налоговой проверки инвентаризация производится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от места его нахождения.
Перечень имущества, подлежащего инвентаризации в ходе налоговой проверки, устанавливается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.
Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.
Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах.
Проведение опроса
Проведение опроса свидетеля в рамках налоговой проверки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме налоговой проверки, и последующей фиксации полученной информации.
Процедуре опроса в качестве свидетеля могут быть подвергнуты любые физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Опросу в качестве свидетеля могут быть подвергнуты и лица, участвовавшие в проведении отдельных действий налоговой проверки в качестве привлеченных специалистов.
Опрос не может быть проведен в отношении лиц, которые:
– в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
– получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
По общему правилу опрос свидетеля производится в помещении налогового органа. До момента получения свидетельских показаний должностное лицо, проводящее опрос, обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.
При проведении опроса свидетель имеет право воспользоваться нормой п. 3 ст. 90 НК, дающей ему возможность отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае будут задействованы нормы ст. 57 Конституции, предусматривающей возможность отказа гражданина от дачи свидетельских показаний против своих близких родственников или самого себя.
Налоговым кодексом предусмотрено, что опрос свидетеля может быть проведен по месту его пребывания в случаях:
– болезни свидетеля;
– старости свидетеля;
– инвалидности свидетеля;
– иных достаточных причин по усмотрению проверяющего должностного лица.
Показания свидетеля заносятся в протокол. В протоколе должна быть сделана отметка о том, что перед началом дачи показаний свидетель был предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Данная отметка должна быть удостоверена подписью свидетеля. После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.
Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол опроса свидетелей подлежит включению в состав приложений к акту налоговой проверки.
Проведение экспертизы
Экспертиза назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Предмет проведения экспертизы должен находиться в пределах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний.
Право заявлять отвод эксперту, как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предоставлено проверяемому лицу.
Нормами НК определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы:
– первичной;
– дополнительной;
– повторной.
Первичной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов.
Дополнительной признается экспертиза, назначаемая по окончании проведения первичной экспертизы при недостаточной ясности или полноте данного экспертом первоначального заключения.
Дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях, если:
– форма ответов эксперта на поставленные вопросы при производстве первичной экспертизы подразумевает возможность неоднозначного понимания сущности и смысла таких ответов;
– ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими, и в связи с этим объем первоначального заключения эксперта не может быть признан полным;
– в рамках одной и той же налоговой проверки после проведения первичной экспертизы возникли новые вопросы, для разъяснения которых необходимо привлечение к участию в деле эксперта.
Проведение дополнительной экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу.
Повторной признается экспертиза, назначаемая при необоснованности или ошибочности первоначального заключения эксперта. Повторная экспертиза проводится в случаях:
– необоснованности заключения эксперта;
– сомнений в правильности заключения.
Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту.
Назначение и проведение экспертизы. Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку. По факту ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснением ему в связи с этим его прав составляется отдельный протокол.
По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение эксперта по окончании проверки подлежит обязательному приложению к акту налоговой проверки. В заключении эксперта излагаются:
– проведенные им исследования;
– сделанные в результате их выводы;
– обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Эксперт может отказаться от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы в следующих случаях:
– если предоставленные ему материалы являются недостаточными для проведения экспертизы;
– если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
Отказ эксперта имеет форму сообщения о невозможности дать заключение.
Осуществление перевода
Проведение перевода может быть поручено только тому специалисту, который обладает статусом переводчика.
Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. В том числе и лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.
Инициатива назначения проведения перевода согласно НК может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. Привлечение переводчика для осуществления перевода происходит на основании соответствующего вызова.
При проведении налоговой проверки лицо в качестве переводчика может быть привлечено только на договорной основе.
Обязанности переводчика заключаются:
– в обязательстве явиться по вызову назначившего его должностного лица для проведения процедуры перевода;
– обязательстве точно выполнить порученный ему перевод.
Обязанность точно выполнить перевод предполагает осуществление по возможности дословного перевода. Если же таковая процедура невозможна в силу лингвистических особенностей языка, с которого осуществляется перевод, то основным требованием к переводу является точная передача смысла сказанного (написанного, если речь идет о переводе документа).
По результатам проведения перевода оформляется соответствующий протокол. В протоколе о проведении перевода должен быть отмечен факт предупреждения переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанн<