Юридические факты в налоговом праве

Всякое правоотношение связано с юридическими фактами.

Юридические факты в налоговом праве выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Функции юридических фактов:

– значимого элемента налогово-правового регулирования;

– активную информативную, которая связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения;

– стимулирующая, т. е. юридические факты стимулируют субъекта налогового права к тем видам деятельности, которые социально необходимы, значимы, полезны для субъекта.

Классифицируются юридические факты на:

а) юридические действия – это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований. Они делятся на правомерные действия и неправомерные действия. В свою очередь правомерные действия делятся на:

– юридические поступки – действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица;

– юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия: правовые акты индивидуального регулирования и прочие акты волеизъявления субъектов финансового права.

Акты индивидуального регулирования могут быть подразделены на налогово-правовые и прочие.

Среди налогово-правовых актов индивидуального регулирования главное место занимают субординационные акты, что обусловлено жестким методом финансово-правового регулирования.

Координационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования являются результатом выработки сторонами соглашения, соответствующего нормам права и отражающего их волю.

К правомерным юридическим действиям (как основаниям развития налоговых правоотношений) могут быть отнесены и прочие акты волеизъявления субъектов налогового права. Среди них, главным образом, заявления, которые согласно законодательству должны подать субъекты налогового права для получения налоговых отсрочек, инвестиционного налогового кредита, а также налоговая декларация.

В числе правомерных юридических фактов, с которыми связывается движение финансовых правоотношений, можно назвать и такие правомерные действия, как юридические поступки. Они характеризуются тем, что приводят к юридическим последствиям независимо от намерений лица.

б) юридические события – это обстоятельства, не зависящие как юридические факты от воли людей: относительные и абсолютные события.

Относительные события – это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие, независимо от причин, их породивших.

Абсолютные события – это обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее.

К юридическим фактам-событиям, вызывающим движение финансовых правоотношений, должны быть отнесены и сроки.

Так, истечение срока, на который налогоплательщику предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога (ст. 64 НК РФ), является юридическим фактом, который изменяет финансовое правоотношение по уплате налога.

14-й вопрос. Субъекты налогового правоотношения: понятие и виды.

Субъекты налогового правоотношения: понятие, виды.

В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 9 НК РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами. Согласно положениям, закрепленным в ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица (российские организации, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организаций на территории РФ), на которых в соответствии с положениями НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ;
3) налоговые органы. Функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Территориальными органами Федеральной налоговой службы РФ являются управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня;
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела и подчиненные ему таможенные органы РФ). Федеральная таможенная служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела и функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459).
Различают основных и факультативных участников налоговых правоотношений. Среди факультативных участников можно назвать:
1) лица, которые обеспечивают перечисление и сбор налогов (например банки или иные коммерческие организации);
2) лица, которые предоставляют непосредственным участникам свою профессиональную помощь (например, представители);
3) правоохранительные органы;
4) лица, которые предоставляют необходимые данные (например, нотариусы, регистрационные органы);
5) лица, которые участвуют в мероприятиях налогового контроля (например, судьи, нотариусы).

Субъект налогового права - это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.

Субъект налогового права характеризуют два основных признака:

а) социальный, то есть внешняя обособленность, персонификация лица (выступление вовне в виде единого лица, персоны) и его способность свободно вырабатывать, выражать, осуществлять единую волю;

б) юридический - признание за лицом способности выступать носителем тех или иных субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения, то есть участвовать в налоговых правоотношениях. Юридический признак можно назвать "налоговой правосубъектностью".

Участник налогового правоотношения - правосубъектное лицо, у которого в рамках налогового правоотношения возникают субъективные юридические права и обязанности. Понятия "субъект налогового права" и "участник налогового правоотношения" близки, но не тождественны. Эти категории соотносятся как целое и часть (общее и частное): участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права - участник конкретного правоотношения.

Согласно Конституции РФ элементом общей правосубъектности является обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы; но реализуют эту обязанность субъекты, которые в реальной жизни связаны с определенными объектами налогообложения.Налоговаяправосубъектность - легальная предпосылка для участия в налоговом правоотношении.

Налоговая правосубъектность включает в себя налоговую правоспособность и дееспособность.

Налоговая правоспособность - способность лица согласно налоговому законодательству иметь соответствующие права и нести обязанности,дееспособность - способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства. Для юридических лиц оба этих качества возникают одновременно - с момента государственной регистрации. У физических лиц налоговая правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью, наличие же налоговой дееспособностиопределяется установленными НК РФ юридическимифактами (возраст, вменяемость).

Статья 9 НК РФ в качестве участников налоговых правоотношений называет: налогоплательщиков; налоговых агентов; налоговые и таможенные органы; сборщиков налогов и сборов; органы государственных внебюджетных фондов. Очевидно, этот перечень не является исчерпывающим, поскольку налоговое законодательство упоминает и других субъектов, наделенных специальной налоговой правосубъектностью. К последним относятся, например, представители налогоплательщиков - законные и уполномоченные. Значительную роль в налоговых правоотношениях играют банки. КАРОЧ – В СПЕЦИАЛЬНЫХ НОРМАХ, СВОИ ЧУВАЧКИ.


Основными субъектами налогового права являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов - с другой. Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный, подчас эпизодический характер.

Наши рекомендации