Общие понятия организационного обеспечения деятельности судов. Его основные направления и задачи.

Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций (одно из основных направлений)правоохранительной деятельности, содержанием которой является осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсно­му обеспечению.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов:

1. кадровое обеспечение;

2. организационное обеспечение;

3. ресурсное обеспечение.

Основные задачи организационного обеспечения деятельности судов:

1. разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

2. подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

3. обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

4. дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

5. организация составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей;

6. организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

7. представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей (вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, привле­чения их к уголовной ответственности или применения мер процессу­ального принуждения, аттестации и присвоения квалификационных классов, выдвижения на руководящие судебные должности и т. д.);

8. разработка и внесение в соответствующие органы государствен­ной власти предложений по вопросам организации судов (создание новых судов, упразднение или реорганизация уже существующих су­дов, их передислокация, корректировка территориальной юрисдикции и др.);

9. содействие судам в осуществлении мер по реальному исполне­нию принимаемых ими решений;

10. организационное и материально-техническое обеспечение дея­тельности органов судейского сообщества;

11. организация и участие в ведении судебной статистики;

12. оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности (организация своевременного получения судами официальных текстов законов и иных актов, решений высших судебных инстанций; ведение кодифи­кационной работы и поддержание в рабочем состоянии того “право­вого хозяйства”, которым судам приходится пользоваться постоянно;

13. внедрение средств, облегчающих поиск законодательства, иных актов и документов, специальной литературы; обеспечение новейшими и качественными изданиями кодексов и т. д.);

14. изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и вне­сение предложений по ее развитию и совершенствованию;

15. разработка международных договоров о правовой помощи, со­действие судам в выполнении этих договоров;

16. организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совер­шенствования;

17. изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка пред­ложений по его рациональному использованию в отечественной зако­нодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной;

18. материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности (обеспечение своевременного финансирования выплачиваемого судьям и работникам аппаратов су­дов вознаграждения за их труд, а равно иных расходов, в которых нуж­даются суды; предоставление и поддержание в надлежащем состоя­нии служебных помещений; оснащение судов достойной мебелью, средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностями; органи­зация охраны зданий судов, текущей документации и архивов; под­держание порядка в залах судебных заседаний и в целом в помеще­нии суда и т. д.).

Сутьорганизационного обеспечения деятельности судов состоит во всемерном оказании содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которы­ми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия. Ее реализация несовместима с попытка­ми подменять суды, заменять их или командовать ими, подчинять ка­ким-то государственным органам законодательной (представительной) или исполнительной властей, органам местного самоуправления, ком­мерческим структурам, ставить в зависимость от произвольного ус­мотрения, амбиций или просто капризов тех или иных должностных лиц, даже самых высокопоставленных.

Наши рекомендации