Досудебное и судебное производство
Сборник задач
Хабаровск, 2015
Одобрен Методическим советом
Дальневосточного юридического института МВД России
Протокол № __ от «__» _________ 2015 г.
Составители:
канд. юрид. наук, доцент С.В. Супрун;
канд. юрид. наук И.Г. Хисматуллин;
Н.В. Рымарева
Рецензенты:
Доцент кафедры уголовного процесса Орловского юридического института
им. В.В. Лукьянова канд. юрид. наук, доцент Ю.П. Якубина;
заместитель начальника СУ УМВД России
по г. Хабаровску Т.В. Житенева
Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс). Досудебное и судебное производство: Сборник задач / сост. С.В. Супрун, И.Г. Хисматуллин, Н.В. Рымарева. – Дальневосточный юрид. ин-т МВД РФ. – Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД, 2015. – 64 с.
Сборник задач состоит из судебно-следственных ситуаций по досудебному и судебному производству, подлежащих разрешению курсантами на практических занятиях по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)». Разрешение типовых ситуаций позволит обучаемым получить необходимые умения и навыки применения норм уголовно-процессуального права в конкретной практической ситуации, возникающей в деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда. При подготовке сборника задач использовались задачи, опубликованные в разных изданиях, учитывались новеллы уголовно-процессуального законодательства.
Предназначен для курсантов ДВЮИ МВД России, обучающихся по специальностям: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности и 40.05.02 Правоохранительная деятельность. Квалификация (степень) выпускника – юрист (специалист).
Может быть использован для преподавания дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» в других высших образовательных учреждениях.
Рассмотрен на заседании
кафедры уголовного процесса
Протокол № __ от «__» ноября 2015 г.
© ФГКОУ ВО ДВЮИ, 2015
Введение
Сборник задач предназначен для использования на практических занятиях по уголовному процессу с курсантами, обучающимися по программе высшего образования в Дальневосточном юридическом институте МВД России. Задачи охватывают темы досудебного и судебного производства в последовательности, изложенной в рабочей учебной программе и тематическом плане (их количество и содержание определяется спецификой темы, теоретическим или прикладным характером рассматриваемых вопросов).
Целью рассмотрения и решения предложенных задач (прокурорско-следственных или судебных ситуаций) является усвоение курсантами теоретических положений тем дисциплины уголовного процесса, закрепление навыков правильного применения полученных теоретических знаний и норм действующего уголовно-процессуального законодательства в конкретной судебно-следственной ситуации.
При изучении уголовного процесса курсанты должны получить глубокие знания теории, законодательства и практики его применения. Наряду с обсуждением вопросов, этому в значительной степени способствует решение задач, предполагающих не только отыскание в уголовно-процессуальном законе необходимой нормативной базы, но и анализ других отраслей отечественного законодательства, постановлений (определений) Конституционного Суда РФ, судебной практики, ведомственных нормативных актов Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел РФ, научных разработок, а также обращение к зарубежному опыту. Отсюда сложность задач повышена. Некоторые из них не имеют ответа в общепринятом его понимании и представляют собой учебную, а в отдельных случаях и научную проблему, в анализе которой главным является ее правильная формулировка, выявление исходных положений, вызвавших возможность и необходимость ее постановки, разбор вероятных путей разрешения.
Если курсант при подготовке к практическому занятию сумел письменно ответить на поднятые задачей вопросы, проработал соответствующие нормы права и литературные источники, он может считать, что к обсуждению задачи готов. Как правило, на практическом занятии в ходе обсуждения возникают нюансы, заставляющие посмотреть на проблему шире и глубже, понять ее теоретическую и практическую значимость, расширить нормативную основу. Эта информация, а также акценты, расставленные преподавателем в заключительном слове, должны дополнить первоначальные варианты и послужить толчком для дальнейшего изучения вопроса. Под «акцентом» имеется в виду не точка зрения преподавателя, которой нужно во что бы то ни стало придерживаться, считая такой способ обучения оптимальным, а дополнение к прозвучавшему обсуждению, новые аргументы, одно из мнений специалистов.
Самостоятельно повторить юридический анализ задачи не всегда оказывается под силу всем обучаемым, но к этому надо стремиться. Выработка умения давать его, исходя из предложенной ситуации, является целью обучения при решении задач. Навыки обстоятельного разбора более важны юристу в практической деятельности, чем способность к эвристической догадке.
Будущим следователям и оперативным работникам важно иметь не только солидный багаж теоретических знаний, но овладеть навыками ориентирования в практических ситуациях, многие из которых имеют большую распространенность. В методической литературе такие случаи получили наименование типичных оперативно-служебных или оперативно-следственных ситуаций. Мы постарались такие ситуации сформулировать. Главной особенностью таких ситуаций является то, что порядок их разрешения законом прямо не предусмотрен. Порой нет соответствующего предписания и в ведомственных нормативных актах Министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры. Поэтому здесь важно выработать оптимальный алгоритм действий следователя, оперуполномоченного, позволяющий закрепить доказательства и принять законное и обоснованное решение.
Анализ ряда типичных ситуаций потребует познаний не только в области уголовного процесса, но и в сфере административно-служебной и оперативно-розыскной деятельности. Это и понятно, поскольку практическая работа требует именно комплексного подхода, основанного на взаимодействии различных служб. Особо важна выработка умения видеть проблему в целом, применяя принципы правовой и судопроизводственной деятельности в конкретной ситуации. Творческий подход к решению проблемы позволит принять единственно правильное, законное, обоснованное и мотивированное решение.
Надеемся, что решение задач, типичных оперативно-следственных ситуаций позволит обучаемым лучше усвоить уголовный процесс и подготовиться к практической работе.
ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО