Структура английского общего права.

Структура английского общего права отличается стихийнос­тью правового массива, отсутствием рациональных начал и стро­гой логики построения. Изложению норм права характерен казу­истический стиль.

Концепция построения системы общего права совершенно иная, чем в романо-германской правовой семье. Правовые масси­вы английского общего права выражены не так четко, как в континентальных правовых системах, и проблеме их классифика­ции не уделяется столько внимания. В общем праве отсутствует деление на публичное и частное право. Здесь его заменяет деле­ние на общее правои право справедливости,что обусловлено историческими особенностями формирования английского общего права. Система общего права не знает также деления права на отрасли. Все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разби­рать разные категории дел.

До сих пор правовая доктрина общего права не выработала единого понимания термина, обозначающего правовую норму.Используются такие термины, как «приказ», «команда», «прави­ло». Современные академические юристы стремятся приблизить­ся к понятийному аппарату романо-германского права и опери­руют термином «норма», который постепенно вытесняет термин «правило», имеющий, по их мнению, слишком широкий объем и вводящий в заблуждение, как и спорно звучащий в настоящее время термин «приказ». За многообразием применяемых терми­нов стоит поиск определения объема данного понятия. Норма общего права менее общая и абстрактная, чем норма романо-гер­манской системы права.

Систему общего права называют открытой системой. Так как общее право выступает как метод, позволяющий разрешить лю­бой вопрос, то оно не содержит норм, подлежащих применению в любых обстоятельствах. Система, общего права не содержит технику толкований, все вопросы разрешаются исходя из ранее принятых решений или на их основе.

В структуре общего права (в широком понимании как самосто­ятельная правовая семья) выделяются три относительно самосто­ятельных элемента: общее право (узкое понимание как составля­ющая его структуры), право справедливости и статутное право.

Общее право — это совокупность судебных прецедентов, выработанных в ходе рассмотрения различных дел судебными инстанциями Англии с момента формирования общих судов (с 1066 г.). Эти прецеденты базируются на основной части решений, вынесенных судебными инстанциями Англии, и являются обяза­тельными для применения при рассмотрении аналогичных дел. Норма общего права тесно связана с обстоятельствами конкрет­ного дела и применяется для решения дел, аналогичных тому, по которому данное решение было принято.

Нормы общего права непосредственно регулируют ряд наибо­лее важных институтов современного права Англии, относящих­ся ктаким областям, как уголовное право, договорное право, вопросы гражданской ответственности (правонарушений) и др. Прецеденты сопровождают практику применения законодатель­ства, поскольку на суды возложена задача толкования, уточнения и развития положений статутного права. Фактически без преце­дентного права в условиях Англии статутное право на практике не может применяться. Тем не менее, в современных условиях прецедент начинает постепенно утрачивать свою исключитель­ность.

Право справедливости — это совокупность норм, которые со­здавались судом лорд-канцлера с тем, чтобы дополнять иногда пересматриваемую систему общего права. Право справедливости включает в себя разрешение споров о недвижимости, доверитель­ной собственности, о торговых товариществах, дела, связанные с несостоятельностью, с толкованием завещаний и ликвидацией наследства.

Право справедливости охватывает две группы дел, и соответ­ственно, юрисдикция судов, рассматривающих эти дела, также подразделяется на два вида.

Первый вид— это дела, которые должны быть приняты к производству в силу определенности их правовой природы. Так, суды часто решают дела, связанные с толкованием положений права, регламентирующих передачу недвижимости, или дела по спорам о контрактах на продажу земельной собственности, или дела, основанные на применении положений законодательства о собственности на землю.

Второй вид— это дела, связанные с решением вопросов, по которым суду предоставляется достаточно широкие полномочия. По этим делам суды свободны в своем решении. Например, они могут по своему усмотрению решать вопрос о выдаче обязатель­ных для исполнения судебных приказов, расторгать сделки ввиду незаконного воздействия на стороны при их заключении, утверж­дать либо не'утверждать акты благотворительности, наделять или нет доверительного собственника дополнительными полномо­чиями по управлению имуществом и т.п.

До судебных реформ 1873—1875 гг. разрешалось прибегать к праву справедливости по спорам, отнесенным к ведению общего права, например, по спорам, возникающим в связи с невыпол­нением контрактов, спорам о праве собственности на землю. К исключительной же компетенции права справедливости были отнесены дела по искам к доверительному собственнику (это иски, которые вообще не были известны общему праву, так как траст возникает в праве справедливости). В праве справедливо­сти признавались и некоторые исключительные обстоятельства, которые не признавались таковыми в общем праве, например, введение истца в заблуждение относительно невыполнения обя­зательств по контракту.

И сейчас в правовой системе Англии сохраняется деление права на общее право и право справедливости, несмотря на то,что в 1873—1875 гг. английский парламент, как уже отмечалось, принял ряд специальных законодательных актов, предписы­вавших «объединение» права справедливости с общим правом. Однако, как отмечает Р. Давид, различие между общим правом и правом справедливости и сегодня продолжает оставаться важ­нейшим в английском праве, и поэтому оно сравнимо с делением права на публичное и частное в том смысле, что английские юристы так же естественно подразделяются на юристов, «рабо­тающих в общем праве», и юристов, «работающих в праве спра­ведливости».

Статутное право, как уже отмечалось, является совокупнос­тью правовых норм, закрепленных в законах (статутах), приня­тых английским парламентом, начиная с 1215 г. (дата принятия Великой хартии вольностей) по различным правовым вопросам, а также акты делегированного законодательства.

Теперь рассмотрим конкретные сферы общественных отноше­ний, регулируемых вышеуказанными составляющими структуры общего права.

Термин «гражданское право» применительно к английской правовой системе является условным. Он не воспринят судьями и законодателями, которые, как уже отмечалось, не признают классическое римское деление права на публичное и частное, как и вообще его отраслевую классификацию. Поэтому гражданско- правовые отношения регулируются в рамках традиционных пра­вовых институтов, таких как: право собственности, доверитель­ной собственности, договора, деликтов и т.д.

Одним из ключевых понятий в общем праве, является понятие собственности. Вещное право как система норм, рассчитанных на урегулирование отношений лица к вещи, отсутствует. Место категории «вещное право» занимает «собственность». В системе общего права отсутствует и общая часть обязательственного права, рассчитанная на применение к любым обязательствам. Отсутствует и абстрактное понятие обязательства. Основное внимание уделено договору и деликту. Отсутствует также клас­сификация обязательств.

С точки зрения доктрины общего права, договор— это сде­ланное взамен, предоставленное обещание, снабженное санкцией, а именно, возможностью обратиться в суд. Следовательно, дого­вор предполагает наличие встречного удовлетворения: для того, чтобы получить право требования, кредитор прежде сам должен что-нибудь обещать должнику. Отсюда вытекает, что оферта не связывает лицо, ее сделавшее, до тех пор, пока она не акцептиро­вана. До акцепта оферта может быть свободно отозвана.

Ответственность за нарушение договора строится на принци­пе причинения ущерба: должник отвечает за допущенное им на­рушение независимо от вины. Это вытекает из важного правила англо-американского права, в соответствии с которым должник в любой момент вправе отказаться от договора, возместив кредито­ру убытки в полном объеме.

Еще одним центральным институтом английского общего права является институт доверительной собственности,возникший в рамках права справедливости. Он строится по принципу: лицо, учреждающее доверительную собственность, оговаривает, что не­которое имущество будет управляться одним или несколькими лицами в интересах одного или нескольких лиц. С помощью инсти­тута доверительной собственности обеспечивается охрана имуще­ства недееспособных лиц или управление имуществом учрежде­ний. Согласно институту доверительной собственности, имущество управляется по усмотрению лица, которому доверяется это управ­ление. Данное лицо уже выступает скорее как собственник, а не как представитель либо управляющий в рамках этих отношений.

В середине XX в. в Англии была принята целая серия консоли­дированных и отчасти кодифицированных законов, внесших суще­ственные изменения в сферу регулирования брачно-семейных отношений,в частности, это Закон о жилище семьи 1967г., Закон о реформе порядка расторжения брака 1969г., консолидирующий Закон о брачно-семейных делах 1979г., консолидирующий Закон о судопроизводстве по брачно-семейным делам 1984г. и т. д. Эти новые законы, тем не менее, не исключали действия ряда предше­ствующих актов и прецедентов, которые сохраняли в сфере брач­но-семейного права некоторые традиционные и своеобразные чер­ты. Так, в Англии наряду с гражданским браком, заключаемым в государственных органах, сохраняется и церковный брак, кото­рый, согласно закону 1949 г., может быть выбран по желанию лиц,решивших соединиться брачными узами.

Законодательство в области охраны окружающей среды за­нимает самостоятельное место в системе английского общего права. Особый режим сброса отходов начинал регулироваться еще в 50-е гг. XX в. Толчок в развитии законодательства в данной сфере продолжился в 1970 г., когда в Англии развернулось широкое движение «зеленых» и было образовано Министерство окружающей среды. Именно в это время были приняты такие значительные акты, как Закон о контроле над загрязнением окру­жающей среды 1974 г., предусматривающий создание очистных сооружений и высокие штрафы за его несоблюдение. В 1974 г. был принят Закон о недопустимости сбросов загрязняющих веществ, в 1978 г. — Закон о чистом воздухе и о контроле над загрязнением атмосферы. В 80-е гг. XX в. была принята серия законов о защите диких животных и растений.

В настоящее время Англия занимает ведущее место среди госу­дарств, выполняющих свои обязательства, связанные с подписа­нием ею Киотского протокола[3]. Выбросы сокращены на 20% по сравнению с уровнем 1990 г. Бывший Премьер-министр Англии Т. Блэйер, выступая на закрытии Всемирной конференции по изме­нению климата, проходившей под эгидой ООН в Монреале, заявил, что Киотский протокол — это «результат нескольких лет упорной работы. Это важнейший шаг в решении проблемы изменения кли­мата, которая представляет собой самый серьезный вызов из всех стоящих сейчас перед миром».

Важной чертой современного английского трудового права является существенная роль коллективных договоров в регулиро­вании важнейших аспектов трудовых отношений: условий труда, заработной платы и т.д. В Англии основные параметры труда, в том числе размер заработной платы и продолжительность от­дыха, определяет не законодательство, а именно коллективные договоры.

Для рассмотрения споров, возникающих из коллективных до­говоров, созданы специальные трибуналы, поэтому судебный прецедент является одним из важных источников трудового пра­ва. Особым источником трудового права в Англии являются ко­дексы практики, которые составляются государственными орга­нами (например, государственным секретарем по вопросам заня­тости) и содержат ряд важных предписаний и рекомендаций. Хотя формально эти кодексы не являются правовыми документа­ми, их содержание учитывается судами и другими государствен­ными органами при применении норм права. Но их несоблюдение не влечет за собой каких-либо санкций.

Необходимость перестройки уголовного права,вызванная ростом преступности в XX в., повлекла за собой реформу уголов­ного права. Наиболее серьезная перестройка английского уголов­ного права произошла во второй половине XX в., особенно после создания в 1965 г. Правовой комиссии, поставившей своей зада­чей подготовку кодификации права Англии. Правовая комиссия и Парламент проделали большую предварительную работу по сис­тематизации уголовного права Англии. К 1985 г. даже был под­готовлен проект Уголовного кодекса, опубликованный для озна­комления. Однако,принятие этого кодекса затормозилось.

Большинство институтов Общей части уголовного права ока­залось существенным образом реформированными в результате принятия ряда актов, например Закона о преступном покушении 1981 г., Закона об исправлении правонарушителей 1974 г., серии законов об уголовном правосудии — 1982, 1988, 1991 гг. и др. Старинные правила общего права были несколько вытеснены и сохранили за собой регулирование таких институтов, как нападе­ние, неоконченное преступление, определение характера вины, но и здесь большинство составов преступлений было закреплено в статутном праве: Законами о краже 1968* и 1978 гг., Законом о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г. В результате ак­тивной деятельности Парламента в сфере уголовной политики к 90-м гг. XX в. лишь небольшое число отдельных видов прес­туплений оказалось в сфере регулирования общего права. В их числе: недонесение об измене, отдельные виды убийств. Основ­ная же масса составов преступлений определяется теперь стату­тами.

Одним из важных направлений* реформы уголовного права является гуманизация и оптимизация наказания.Это нашло свое отражение в фактической отмене смертной казни. Так, в 1969 г.была отменена смертная казнь даже за тяжкое убийство, хотя в Англии формально сохраняют свою силу некоторые ста­рые статуты, предусматривающие смертную казнь за такие прес­тупления, как государственная измена, пиратство и поджог коро­левских доков. Но практически, в течение длительного времени никто не был приговорен к смертной казни за эти преступления.

Английская уголовно-правовая доктрина не выработала единого определения преступного деяния.Преступлением нередко при­знается действие или невыполнение обязанности, причиняющее вред обществу и запрещенное законом под страхом наказания, на­лагаемого государством. Вплоть до принятия Закона об уголовном праве 1967 г. все преступления в Англии подразделялись на измену, опасные преступления и менее опасные преступления. В настоящее время все преступления по степени опасности под­разделяются на измену (государственную измену) и другие прес­тупные деяния. Особенностью английского уголовного права яв­ляется уголовная ответственность юридических лиц(корпо­раций, инкорпорированных компаний, органов самоуправления). Преступление признается совершенным юридическим лицом (кор­порацией), если оно совершено (непосредственно или при посреди стве других лиц) лицом или лицами, которые контролируют осу­ществление корпорацией ее прав и действуют в осуществление этих прав. Эти лица не являются простыми служащими корпора­ции, и она несет ответственность за их действия непосредственно.

Основными видами наказаний являются смертная казнь (хотя она не реализуется), пожизненное тюремное заключение, заключе­ния на срок от 1 дня до 25 лет и штраф. Также существуют и другие виды наказаний, например лишение пассивного и активного избирательного права. Широкое распространение в качестве вида наказания получило условное осуждение, которое является эф­фективным способом социальной адаптации осужденного, прохо­дящей при особом контроле со стороны работников специальной социальной службы.

Наши рекомендации