Имплементация норм международного права в национальное законодательство
Имплементация в буквальном смысле означает обеспечение практического результата и фактического выполнения конкретными средствами. Большой юридический словарь определяет ее как фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международноправовых норм в национальные законы и подзаконные акты2.
Данный термин получил отражение в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, международных конвенциях, а также в других нормативно-правовых актах.
Имплементация норм международного права в национальное законодательство понимается как процесс, складывающийся из совокупности процедур и средств, способствующих повышению эффективности реализации этих норм. В результате имплементации происходит, с одной стороны, заимствование положений международного права (процедуры, институты, фрагменты языка, нормативные правовые акты, принципы, ценности, правовые идеи), а с другой — трансформация национального законодательства с целью обновления и совершенствования норм национальной правовой системы.
Главная цель имплементации норм международного права в национальное законодательство заключается не в масштабных изменениях принципов и ценностей, на которых базируется национальная правовая система, а в постепенной ее трансформации с целью сближения правовых систем.
Существующие проблемы имплементации международно-правовых норм в национальное законодательство следует рассматривать с учетом условий, необходимых для нормального функционирования имплементационного процесса, в частности, проблемы примата международного права, соотношение национального права с международным, порядок их взаимодействия. Вопрос о соотношении международного и национального права относится к одним из наиболее сложных, затрагивающих государственный суверенитет. Несмотря на это, данная проблема имеет давнюю историю. Под влиянием интеграционных процессов на сегодняшний день примат международного права над национальным законодательством признается практически всеми государствами.
Как показывается практика, имплементационный процесс состоит из двух уровней — международного и национального. Имплементация на международном уровне заключается в выработке международных норм, регламентирующих совместную организационно-правовую деятельность субъектов международного права, направленную на осуществление целей, заложенных в международных обязательствах. Что касается национального механизма имплементации международно-правовых норм, то он состоит в выработке норм в рамках национального права, устанавливающих процессуальный порядок реализации международно-правовых норм, регламентирующих организационно-правовую деятельность органов государства и правоприменительную практику в связи с реализацией международно-правовых норм, направленную на фактическое выполнение принятых государством международных обязательств.
Таким образом, имплементация норм международного права в национальное законодательство обусловлена интеграционными процессами, характерными для современного мира, требующими единообразных механизмов правового регулирования, что в свою очередь способствует сближению правовых систем.
Дополнительный материал
ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
Раздел 1. СЕМЬЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА
Общие положения
Правовые системы, входящие в данную правовую семью, являются древнейшими правовыми системами, связанными с понятием традиционного общества, с его укладом жизни и своеобразным взглядом на право в системе регуляторов общественной жизни.
Важнейшая особенность традиционного права заключается в том, что оно является правом общины или группы, а не правом индивидов. Данная специфика проявляется в предпочтительном отношении к правам народа по отношению к индивидуальным правам и свободам. Коллективные права выступают в качестве гаранта в реализации индивидуальных прав. Общинная (коллективная) форма мышления является определяющей в формировании традиционного правопонимания. Следовательно, главным субъектом права выступает община или группа. Основное предназначение права в традиционном обществе заключается в обеспечении гармонии и сплоченности внутри общины, а также в сообществе и природе в целом.
Семья традиционного права объединяет: юго-восточное азиатское обычное право, обычное племенное право американских индейцев, а также африканское обычное право, в котором наиболее полно отражена специфика традиционного права.
Юго-восточное азиатское обычное право характеризуется всеми признаками, присущими семье обычного права. Важной составляющей структуры правовой системы ряда государств Юго- Восточной Азии выступает система обычного права, с помощью которого взаимоотношения между населением регулируется этими обычаями. Так, до колонизации Индонезии обычное право занимало центральное место в системе регулирования общественных отношений. Данному праву присущ общий признак, характеризующий обычное право вообще, — это связь с мифологией. Примером этого, являются представления индонезийцев о том, что души предков наблюдают за общиной, и нарушение правил, содержащихся в обычном праве, вызывают их недовольство. Кроме того, обычное право теснейшим образом связано с общинной формой жизни большей части населения Индонезии. Своеобразными кодексами обычного права Индонезии являются кодекс «Шивамана» (X в.) и кодекс «Кутараманава» (XIV в.).
С колонизацией Индонезии Голландией на их территорию проникло колониальное европейское право. Однако, оно не смогло искоренить обычное индонезийское право, которое продолжало и продолжает регулировать взаимоотношения коренного населения.
Кроме того, в некоторых государствах Юго-Восточной Азии, проявление обычного права, по-прежнему, представлено в системе отправления правосудия. Например, земельный суд маори в Новой Зеландии рассматривает судебные дела в отношении коренного населения, прежде всего вопросы, связанные с правом собственности на землю, о разделе земельных участков, а также некоторые вопросы семейно-правовых и наследственно-правовых отношений. Кроме того, при законотворчестве учитываются нормы обычного права коренного населения, например Закон «О детях, молодежи и их семьях» 1989 г.
Племенное право американских индейцев также является разновидностью обычного права, которому присущи основные его признаки. В частности, право американских индейцев является также общинным правом. Оно по-прежнему является действующим правом в регулировании отношений коренного населения, особенно в сфере семейно-правовых и наследственно-правовых отношений, а также при регулировании споров между конфликтующими сторонами. Широко распространены, так называемые, «круги правосудия» — традиционная для жителей Северной Америки программа примирения при участии сторон -конфликта, их родственников и общины, когда решение принимается консенсусом и является не чем иным, как формой традиционного правосудия.