Предмет земельного права и метод.

Метод земельного права.

В чистом виде два метода – императивный и диспозитивный. Но все используют смесь. И в земельном ничего нового нет – используют оба этих методов. В СССР был императивный метод, когда ввели частную собственность на землю, то появился и диспозитивный, но и императивный остался (ограничения, изъятия для государственных нужд земельных участков…).

Особый характер земельных отношений предоставляет особенности метода земельного права как совокупности комбинаций различных способов регулирования – императивного и диспозитивного.

Императивный метод применяется к отношениям в сфере управления земельными ресурсами, к отношениям по изъятию земель для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земли и в иных случаях.

Регулирование земельных отношений, основанных на равноправии сторон, основано на диспозитивном методе.

Соотношение этих методов меняется от содержания земельных отношений. С признанием права частной собственности на землю императивный метод хоть и сохранился, но значительно уступил диспозитивному. По мере совершенствования, возможно, некоторые отношения будут более диспозитивно регулироваться (может быть ряд ограничений снят…).

Принципы земельного права.

Принципы земельного права закреплены в Конституции (статьи 9, 36 и 72 Конституции). Статья 9 – многообразие форм собственности на земли, 36 – право частной собственности на землю, 72 – разграничена компетенция между РФ и субъектами РФ.

Принципы закреплены в статье 1 Земельного Кодекса, а также в других федеральных законах, например, «Об обороте земель сельхоз назначения», в законе «О государственном кадастре недвижимости» и в других законах. Но анализировать мы их сегодня не будем.

Принципы нужны для того, чтобы понять сущность земельного права, они позволяют выбрать норму в случае коллизии, могут восполнить пробелы в законодательстве…

Все принципы статьи 1 ЗК можно разделить на четыре группы:

1. Экологические.

1) Учёт значения земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости.

2) Приоритет охраны земли как природного объекта и природного ресурса перед использованием земли в качестве недвижимого объекта.

3) Приоритет охраны, сохранения особо ценных земель (земли заповедников, национальных парков, сельскохозяйственного назначения, а сохраняются путём ограничений по переводу из одной категории в другую и так далее).

2. Социальные.

1) Приоритет охраны жизни и здоровья человека. Этот принцип означает, что при использовании и охране земли нужно, чтобы в первую очередь ставить безопасность людей, даже если это требует больших капиталовложений.

2) Участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю (скажем, проведение публичных слушаний – генеральная застройка, все основные документы, но это не для всех категорий земель, а, в первую очередь, для земель населённых пунктов).

3) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Подчёркивается необходимость учитывать и те, и другие интересы, собственник не может пользоваться также землёй, как любым другим имуществом, у него всегда будут ограничения.

3. Экономические.

1) Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Не допускается их раздельное отчуждение кроме случаев, предусмотренных законом.

2) Платность использования земли. Земельный налог или арендная плата.

4. Правовые.

1) Деление земель по целевому назначению на категории (их семь). И для каждой категории могут быть установлены определённые ограничения. Каждая категория может быть поделена на зоны (категория населённых застроек, может быть административная зона, рекреационная…). Здесь термин «разрешённое использование», хотя такового термина в законодательстве земельном нету.

2) Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъекта и муниципальную собственность.

3) Дифференцированный подход к установлению правового режима земли (условий использования и охраны земли). Зависит от природных, социальных, экономических и иных факторов.

4) Принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношения по использованию земли.

5) Принцип государственного регулирования приватизации земли. Здесь стоит отметить, что приватизация проводится с 90-х годов, но термин «приватизация» практически не используется, если только под зданием, а если свободные – то либо «дачные амнистии», либо переоформлением… И по приватизации земли всегда были отдельные нормативные акты. Теперь же в части только если под зданиями и сооружениями.

Система земельного права.

Вопрос о системе – вопрос о структуре. И все отрасли права состоит из институтов.

Земельное право состоит из общей и особенной части.

В общую часть входят следующие институты:

1) Право собственности на землю.

2) Иные права на землю (права на землю лиц, не являющихся собственниками – пользователи, арендаторы, владельцы).

3) Основания возникновения и прекращения прав на землю.

4) Управление в сфере использования и охраны земель.

5) Правовая охрана земли.

6) Институт платы за землю.

7) Ответственность за земельные правонарушения.

Но тут есть споры, иногда что-то выделяют из одного.

Особенная часть. Здесь споров нет, выделяют семь (по категориям земель):

1) Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

2) Правовой режим земель населённых пунктов.

3) Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения.

4) Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов (земли заповедников, заказников, национальных парков и т.д.).

5) Правовой режим земель лесного фонда.

6) Правовой режим земель водного фонда.

7) Правовой режим земель запаса.

По площади у нас самая большие земли – это земли лесного фонда (почти половина), с/х – 23%, заселённые – меньше 2%.

Это структура земельного права как отрасли права. А вот если как науки, то включается ещё и предмет, метод, источники, зарубежное законодательство…

С 1917 года появилась как учебная дисциплина земельное право. Появилось специальное законодательство и образовалась эта учебная дисциплина. С 1917 года по 1920 года было широком смысле слова (и лесное, и водное включалось). Потому до 1939 года было земельное и колхозное право, в 1939 году его разделили и колхозное (теперь аграрное) было отдельно, а земельное – отдельно. С 1939 года и где-то до 60-х годов была такая совместная дисциплина, а потом экологический кризис, в результате чего было введено «природоресурсное право и охрана окружающей среды», которое просуществовало лет пять, а потом получило новое название – экологическое право, и с 1986 года по 1992 год так и изучалось земельное право в составе.

С 1992 года все дисциплины изучаются отдельно: аграрное право отдельно (у нас отдельно, а вот в МГУ в составе), земельное, экологическое отдельно.

Говорят вообще, что будущее за «правом недвижимости».

Декрет о земле

На основе Декрета о земле был уничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый земельный строй России. Была отменена частная собственность на землю без вознаграждения крупных собственников. Уничтожение частной собственности на землю фактически явилось национализацией земли.

Правда, в самом Декрете термин "национализация земли" не содержится, тем не менее, его положения законодательно закрепили именно национализацию земли. Декрет установил, что помещичья собственность на землю отменяется немедленно и без всякого

выкупа, все земли обращаются во всенародное достояние и переходят в пользование всех трудящихся.

Раскрывая политико-юридическое содержание национализации земли, надо сказать, что национализация есть передача всей земли в собственность государства. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей. К таким общим правилам, безусловно, относится при национализации запрещение всякого посредничества, т. е. запрещение передачи земли субарендаторам, запрещение уступки земли тому, кто не является самим хозяином.

Юридическим выражением национализации земли явилось право исключительной собственности государства на землю - запрещались какие-либо сделки с землей: купля-продажа, аренда, залог.

Декрет о земле ввел принцип трудового землепользования, определил принципы и формы владения и пользования землей. Земельные участки с высококультурными хозяйствами превращались в государственные хозяйства. Основная масса земель передавалась на основе уравнительного землепользования крестьянам по трудовым или потребительско-трудовым нормам и подвергалась периодическим переделам. Правом пользования землей наделялись все граждане России, желающие обрабатывать ее своим трудом вместе с семьей или в товариществе. Наемный труд не допускался. Формы пользования землей допускались различные, в зависимости от желания граждан отдельных селений и поселков: подворные, хуторские, общинные, артельные.

Социализация земли

III Всероссийский съезд Советов 18 января1918 г. принял основные положения Декрета о социализации земли. Съезд поручил ВЦИК доработать и утвердить весь Декрет в целом. Под влиянием большевиков проект Декрета был существенно исправлен, а ряд положений принципиально изменен. 9 февраля 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о социализации земли.

Декрет состоял из 13 разделов, в которых были развиты и более детально сформулированы основные принципы и положения Декрета о земле. Новый закон подтвердил национализацию земель, недр, лесов и вод. Декрет о социализации земли также подтвердил положение о праве исключительной государственной собственности на землю и ее недра. Земля передавалась без всякого выкупа в пользование трудящегося народа.

В первую очередь земля предоставлялась в пользование для ведения сельского хозяйства государственным хозяйствам, сельскохозяйственным коммунам и товариществам.

Декрет о социализации земли подробно урегулировал уравнительное распределение земли.

В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Это Положение неразрывно связало мероприятия по землеустройству и переустройству сельского хозяйства. В Положении обосновывалась необходимость перехода от единоличных форм землепользования к землепользованию совхозов, сельскохозяйственных коммун, артелей, товариществ по общественной обработке земли. Положением предусматривались всякого рода преимущества и создавались благоприятные условия для развития коллективных форм землепользования. Содержались требования рационального использования сельскохозяйственных земель, охраны земли от истощения, строительства оросительных и осушительных сооружений, насаждения защитных лесов, укрепления песков и т. д.

Вместе с тем Положение регламентировало и единоличное землепользование трудовых хозяйств.

Положение впервые ввело понятие единого государственного земельного фонда, который находится в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих органов государственной власти и управления (ст. 1 и 2). Составные части единого государственного земельного фонда хотя и не перечислялись, но упоминались такие категории земель, как земли сельскохозяйственного назначения; земли, занятые промышленными предприятиями, транспортом, курортами; городские и поселковые земли.

Положение определило цели и задачи землеустройства, круг землеустроительных действий, очередность и порядок составления и исполнения государственных записей и учета землепользования.

КАКИСТОЧНИКИЗЕМЕЛЬНОГОПРАВА

Одним из основных источников земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконныенормативныеакты.В них входят:

1) указы Президента РФ;

2) постановления Правительства РФ;

3) ведомственные акты;

4) нормативные акты организаций;

5) акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Так, на развитие земельных отношений оказали значительное влияние следующие УказыПрезидентаРФ:

1) ≪О регулированииземельныхотношенийиразвитииаграрнойреформывРоссии≫от 27 октября 1993 г.

1767 иот 24 декабря 1993 г. № 2287;

2) ≪О налогообложениипродажиземельныхучастковидругихоперацийсземлей≫от 7 декабря 1993 г. 2118;

3) ≪О государственномземельномкадастреирегистрациидокументовоправахнанедвижимость≫от

11 декабря 1993 г. 2130;

4) ≪О правесобственностигражданиюридическихлицназемельныеучасткиподобъектаминедвижимо-

стивсельскойместности≫от 14 февраля 1996 г. 198;

5) ≪О реализацииконституционныхправгражданназемлю≫от 7 марта 1996 г. 337;

6) ≪О государственнойподдержкесадоводов, огородниковивладельцевличныхподсобныххозяйств≫

от 7 июня 1996 г. 819;

7) ≪О гарантияхсобственникамобъектовнедвижимостивприобретениивсобственностьземельныхучастковподэтимиобъектами≫or 16 мая 1997 г. 485.

ПравительствоРФ, воисполнениесвоихполномочий, такжеактивноучаствуетвформированииземельного законодательства. Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления:

1) ≪ОбутвержденииФедеральнойцелевойпрограммы "Созданиеавтоматизированнойсистемыведениягосударственногоземельногокадастра"≫от 3 августа 1996 г. 932;

2) ≪Омерахпообеспечениюсельскохозяйственныхтоваропроизводителейминеральнымиудобрения-

миихимическимисредствамизащитырастенийв 1997 г.≫от 14 февраля 1997 г. 166;

3)≪ОбэкономическихусловияхфункционированияагропромышленногокомплексаРФв 1997 г.≫от

26 февраля 1997 г. 224;

4) ≪Опорядкеопределениянормативнойценыземли≫от 15 марта 1997 г. 1319.

Кведомственнымактампринятоотноситьприказы, инструкции, правила, наставления, принимаемыецен-

тральнымиорганамиисполнительнойвласти, ккоторымотносятсяминистерства, государственныекомитетыиведомства (Федеральнаяслужбалесногохозяйстваидр.).

Примераминормативныхведомственныхактов, затрагивающихземельныеотношения, могутслужить:

1) ПриказГосударственногокомитетаРФпоохранеокружающейсреды≪ОбутвержденииПорядкавыда-

чиразрешенийнадобываниеобъектовживотногомира, принадлежащихквидам, занесеннымвКрас-

нуюкнигуРФ≫от 4 апреля 1997 г. (Бюллетеньнормативныхактов. 1997. 12);

2) ИнструкцияоввозенатерриториюРФивывозестерриторииРФсемянсортоврастенийиплеменногоматериалапородживотных. УтвержденаМинистерствомсельскогохозяйстваипродовольствияРФиГосударственнымтаможеннымкомитетомРФ 8 мая 1997 г.;

3) ПриказГосударственногокомитетаРФпоохранеокружающейсреды≪ОпорядкерассмотренияматериаловнаввозвРоссийскуюФедерациюядовитыхвеществ≫от 16 января 1997 г.

Образование земельных участков.

1.Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
1.1. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ)
2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 311-ФЗ)
4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
6. Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Содержание права частной собственности на землю. Ограничение прав на землю.

Содержание права собственности составляют три правомочия – владения, пользования и распоряжения. И все эти права ограничены.

Например, право владения ограничено установлением предельных размеров земельных участков, которые могут быть получены гражданами в собственность из государственных и муниципальных земель. Обратить внимание – здесь идёт речь о земельных участках, которые предоставляются из государственных и муниципальных земель, эти ограничения не касаются ограничения по нахождения земли в одних руках (в федеральном законодательстве нет – а вот в субъектах, скажем, у нас предельные размеры есть).

Ограничения по владению. ФЗ «Об обороте земель сельхоз назначения» ограничивает размеры земельных участков (сельхоз угодий), которые могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, независимо от способов их приобретения. Размер этого участка должен быть не менее 10% общей площади сельхоз угодий, расположенных на территории одного муниципального района. В Законе Воронежской области «О регулировании земельных отношений», установлено, что эта норма отличается по районам – от 25% до 50% сельхоз угодий (это вНижнедевицком районе). Если у субъекта оказывается больше земли, чем предусмотрено законом, то в течение года те обязаны отчуждение произвести. Если нет – обращаются в суд с иском об отчуждении.

Ограничение по права владению. Нельзя владеть земельным участком, не осуществляя его использования. Если земля не используется, то это основание для применения земельно-правовой ответственности и является основанием для изъятия (скажем, если земля сельхоз назначения не используется 3 года; или участок был под строительство выделен, но строительство не ведётся…).

Право пользования земельным участком предполагает, что при использовании земли можно извлекать полезные свойства.

Ограничение: обязанность субъекта использовать землю в соответствии с целевым назначением, разрешённым использованием; использовать землю способами, которые не должны наносить вред окружающей среде и другими обязанностями, предусмотренными в статье 42 Земельного Кодекса (соблюдать противопожарные меры и т.д.).

Третье правомочие – распоряжение. Содержание понятия «право распоряжение земельным участком» закреплено в ГК в статье 260 (не в земельном, а в гражданском кодексе). Сделки с участками могут совершаться, если земли не изъяты и не ограничены в обороте (они определены в статье 27 ЗК).

Земли, изъятые из оборота – это земли, находящиеся в федеральной собственности, они не могут быть объектами права частной собственности и не могут быть объектом сделок. Таких видов земельных участков десять – это участки, на которых располагаются заповедники; здания, где размещаются военные объекты; где осуществляются военные суды…

Земли, ограниченные в обороте. В статье 27 ЗК их выделяют 14 видов: земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставляются в частную собственность (но в аренду, скажем, могут сдаваться): гидротехнические сооружения, зоны санитарной охраны вокруг водных объектов, используемых для питьевых целей.

В главе 2 и 3 ФЗ «Об обороте земель сельхоз назначения» установлены особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения. Пример: для того, чтобы продать земельный участок с\х назначения надо соблюсти право преимущественной покупки субъекта федерации.

Ограничения делятся на постоянные и временные. Временные – например, требования целевого использования земли. Постоянные – требование рационального использования земли и право государства на изъятие земли для государственных нужд.

Ограничения делятся по предмету правового регулирования:

1) Конституция (статья 36). Защита интересов иных лиц и экологии.

2) Градостроительные ограничения. Требования разрешённого использования земельных участков.

3) Земельно-правовые ограничения. Резервирование земель.

Аренда земельных участков

1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

3. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

3.1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.

3.2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

4. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

5. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

6. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

8. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1статьи 36 настоящего Кодекса.

9. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

10. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

11. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 66. Оценка земли

1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ)

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

59. Земельный налог как вид местных налогов и сборов по Нало­говому кодексу РФ. Плательщики земельного налога. Объекты нало­гового обложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый пе­риод. Порядок исчисления и уплаты земельного налога, льготы по уплате земельного налога, налоговая декларация.

Земельный налог — стабильный платеж за единицу зе­мельной площади в расчете на год, его размеры не зави­сят от результатов хозяйственной деятельности.

Платят этот налог собственники, землевладельцы и землепользователи.

Государство ведет учет всех плательщиков земельного на­лога. Эта обязанность возложена на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству и нало­говые инспекции.

В списки плательщиков земельного налога не включены лица, обладающие правом аренды на всех землях и правом пользования на землях частной собственности.

Права и обязанности плательщиков земельного налога указаны в Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ).

Основные обязанности заключаются в своевременной уплате налога, предоставлении налоговым органам необхо­димых для исчисления и уплаты налогов документов и сведе­ний, выполнении требований налогового органа об устране­нии выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

К объектам налогообложения относятся земельные уча­стки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим ли­цам и гражданам в собственность, владение и пользование.

К объектам налогообложения относятся земельные участки, предоставленные:

1. сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяй­ствам и другим юридическим лицам для ведения сель­скохозяйственного производства и подсобного сель­ского хозяйства;

2. гражданам для ведения личного подсобного хозяй­ства, индивидуального жилищного строительства, ин­дивидуального садоводства, огородничества и живот­новодства;

3. кооперативам граждан для садоводства, огородниче­ства и животноводства и др.

К объектам обложения земельным налогом не относятся неиспользуемые несельскохозяйственные угодья крестьян­ских (фермерских) хозяйств, других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование дру­гим юридическим лицам и гражданам.

Источник земельного налога — любой доход налогопла­тельщика.

Статья 387. Общие положения

1. Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Статья 390. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (

Наши рекомендации