Вопрос. Понятие юриспруденции
Вопрос. Понятие юриспруденции
Термин «юриспруденция» имеет древнеримское происхождение (в древнеримских правовых текстах данный термин писался как «iuris prudentia»,что в переводе на русский язык означает «знание права»: iuris-право, prudentia). Однако явление, которое он обозначает, родилось задолго до возникновения Римского государства.
Ю- «знание о праве»( c лат.), правоведение
Ю-познание человеческих и божественных дел, знание справедливого и несправедливого (Аристотель).
Ю- постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право( Ульпиан).
Право- наука о добром и справедливом (Цейс).
Принципы права в Др. Риме:
· Жить честно
· Не чинить вреда другому
· Каждому предоставлять то, что ему принадлежит
Термин относится обыкновенно к науке или изучению права и сопровождает любое усилие определить, описать или концептуализировать природу права.
Такое разнообразие в сущности явления, называемого «юриспруденцией», уже само по себе свидетельствует о его объёмности и сложности.
Эта ситуация отражает сложный характер явления, называемого Ю. Очевидно, что в его понятии скрыто несколько смыслов, которые необходимо иметь в виду при описании правовой культуры той или иной страны.
Часто его употр в качестве синонима «право.» Также его используют для обозначения правовой мысли и правосознания. Но чаще под Ю. понимают юрид. науку.
Итак, в шир. смысле слова Ю - деятельность по обслуживанию механизма формирования, функционирования и развития права.
В узком смысле Ю - совокупность теоретических знаний о праве и практических навыков формулирования и толкования прав. норм, их классификация и систематизация.
Россия 18-19 вв.: ю. обозначается словами «законоискусство», «законоведение», «правоучение», «правоведение», «правомудрие».
Горюшкин в своих трудах употребляет « законоискусственная наука» ( сочетание практической ю. с теоретической). Законоискусственная наука – ( в сопряжении с философией и математикой)- знание прав и законов, дабы их применять к человеческим деяниям, т.е., наукой судить дела человеческие по силе и словам законов.
Ю необходима для того, чтобы построить логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех юридич наук, обобщить результаты этих наук в гармоническое целое проникнутое единством (Михайловский).
Сперанский считал, что есть 2 рода законоведения-
· Дело навыка и здравого смысла ( практическое)
· Ученое
Основные черты правовой культуры Древней Месопотамии.
В Месопотамии гос-ва как такового не было, были царства. Правовая культура отражена в нпа, таких как:
- Законы из Эшнуны( 20 век до н.э.)
- Заканы Хаммураппи( 18 в до н.э.)
- Законы Шульги ( 3 век до н.э.)
- Законы из Ларса и Иесина( 2в до н.э.)
- Законы (Судебник) из Ашшура(2 в до н.э.)
Жрецы-юристы. Жрец изучает право. Прежде чем принять и изменить закон, цари советовались с ними.
Управленческий характер права (его придумывают жрецы, управленцы, чиновники)
Судебная система Шумера-Аккадского гос-ва:
· Царский суд(вытеснил храмовый)
· Наместники
· Чиновники
Судебная система Вавилонского государства:
· царский суд(вытесняет храмовый)
· суд общины,суд квартала,
· коллегии судей
Дела рассматривали коллегиально, система судебных приставов (впервые!), обеспечивающих исполнение суд решений.
Основные черты правовой культуры Древней Индии: связь религии и права.
Др. Индия-конгломерат религиозных, национальных и социальных противоречий. Эта правовая культура развивается под влиянием религии.
4 варны- результат влияния религии
· Брахманы
· Кшатрии
· Вайшии
· Шудры
Различные юридич школы
ü Брахманизм. Источники брахманизма-веды (Ригведа, Самоведа, Яджурведы, Артхарваведы).
Рита-норма, процедура, санкция
Дхарма(моральный долг, обязанности человека или, в более общем значении — пути благочестия.)-норма поведения, постепенно вытесняет Риту в Ведах. Дхармашастры – законы.
Карма- наказание за неисполнение дхармы
ü Буддизм
(возник в Индии в VI в. до н.э, основатель - царевич Сиддхартха): жизнь – страдание, причина страдания – страстное желание жизни, возможно освобождение от страдания - полный контроль над своим поведением, восьмичленный путь: взгляды,решимость,речь,поведение,образ жизни,усилие,направление мысли,созерцание, конечная цель – нирвана.
ü индуизм
Академия наук
Создание академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I. Как только начали учреждаться некоторые училища, возникла мысль и о создании академии наук. Пример Парижской академии, беседы Петра со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иностранцев, сподвижников Петра, убедили его в необходимости завести в России академию наук. Одним из многих предложений Петру был поданный ему доклад одного из его иноземных сподвижников, Генриха Фика, 1718 года, в котором Фик вызвался представить Петру записку «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить». Этот доклад удостоился такой резолюции Петра: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции». Поиск персонала для академии предполагалось осуществить привычным способом: вызовом иностранных ученых из-за границы. Средства для академии предполагалось выделить из государственного казначейства. Для академического инвентаря уже существовал задел: книги, доставшиеся в виде трофеев при завоевании Остзейского края, дополненные закупленными Петром за границей книгами, составили существенных размеров библиотеку; а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась Кунсткамера.
По проекту Петра, академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию. (Университет – собрание учёных и деятелей культуры, которые обучают наукам. Академия же представляла собой собрание учёных и деятелей культуры, которые «развивают науку об обучении не пекутся». Создавать и то, и другое Пётр посчитал нерентабельным и обязал академиков ещё и преподавать).
1724 года последовал именной указ Сенату "Об учреждении Академии наук и художеств". Согласно этому указу «академии наук и курьезных художеств», каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был подготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выказал желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Вызванные из-за границы академики уже не застали в живых императора Петра I, и академия открылась, под президентством Блюментроста, только 27 декабря 1725 года при Екатерине I.
Здание Петербургской академии наук на Васильевском острове. Официальное открытие Академии наук (первое заседание) состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725, первоначально она делилась на три класса (отделения):
· математика, астрономия с географией и навигацией, механика;
· физика, анатомия, химия, ботаника;
· красноречие, древности, история, право.
При академии содержались: библиотека, музей Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, химическая лаборатория (основана в 1748 М. В. Ломоносовым), анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография.
Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов. С 1747 г. официально закрепилось название: Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге. При Академии наук созданы Академический университет и Академическая гимназия.
Академический Университет — первый в России университет, основанный Петром I в 1724 г. в составе Петербургской Академии наук. Обучение велось с января 1726 г. академиками по трем «классам»: математика, физика и «гуманиоры». Лекции читались на латинском и немецком языках. Первые студенты выписаны из Германии; позднее их набирали из числа учащихся духовных семинарий. В 1726—1733 гг. в А. у. обучались 38 человек. Занятия велись нерегулярно, прерывались в 1732—1738 и 1740 гг. По Уставу АН 1747 А. у. получил самостоятельный статус и штат профессоров, были налажены регулярные занятия; число студентов пополняли лучшие ученики Академической гимназии.
Университет был неотъемлемой частью академии. Он должен был готовить научные кадры. Относительно регулярной работа университета была в 50-е и начале 60-х годов, когда его деятельно опекал М. В. Ломоносов. После его смерти Академический университет стал угасать и в 1767 г. был упразднен, сыграв важную роль в воспитании первых отечественных академиков. Академия оказала помощь в создании в 1755 г. Московского университета, «доучивала» в своей Обсерватории геодезистов из Морской академии, участвовала в делах Кадетского корпуса, обучала физиологии лекарей Сухопутного и Морского госпиталей.
Профессура: Бененштейн –был приглашён по договору, на условиях 5-летнего срока работы и получения квартиры. Его лекции были посвящены натуральному праву, в которых профессор часто сетовал на то, что Академия совершенно не похожа на германские универитеты. Русские студенты этого не оценили и на лекции Бененштейна предпочитали не ходить, считая предоставляемый им материал «противным по духу» и «оторванным от реальности».
Другой немец – Гросс – преподавал естественное право. Лекции его также не имели особого успеха и профессор, отказавшись преподавать, с головой ушёл в политику. Но – не надолго. Его программы потерпели крах, Гросс начал пить. Результатом стало самоубийство профессора.
Программа преподавания юрид наук по Университетским уставам 1863 и 1884 годов.
Система подготовки научно-педагогических кадров российских университетов сформировалась окончательно во второй половине ХIХ века.
1863
Окончательное формирование структуры факультета по уставу 1863г., 13 кафедр, 11 ординарных и 4 экстраординарных профессора.
По Уставу 1863 года количество лекций, читаемых профессорами, не регламентировалось, в отличие от Устава 1835 года. В соответствии с последним каждый профессор должен был преподавать не менее восьми часов в неделю. Штатные профессора читали столько часов лекций в неделю, сколько назначит им факультет на основании представленных ими соображений. В результате университеты получили возможность увеличивать штат преподавателей на 67 процентов.
Университеты в соответствии с Уставом 1863 года имели собственные типографии и книжные лавки, могли издавать периодические труды, иметь собственную цензуру для тезисов и других научных изданий. Кроме того, университетам с разрешения министра народного просвещения предоставлялось право учреждать ученые общества для усовершенствования какой-либо определенной части наук.
Новые тенденции в развитии юридического образования и юриспруденции в России отразил новый Общий устав императорских российских университетов, утвержденный 18 июня 1863 г. именным указом императора Александра II (далее — Общий университетский устав 1863 г.). Общий университетский устав был введен в действие в университетах: Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Казанском и Св. Владимира в Киеве.
Параграф 1 Общего университетского устава 1863 г. определял, что «каждый университет состоит из факультетов как составных частей одного целого».
Параграф 2 устанавливал, что «факультеты, входящие в состав университетов, суть: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский» (в Санкт-Петербургском университете полагался факультет восточных языков, но не предусматривался медицинский факультет).
Согласно § 15 Общего университетского устава 1863 г. на юридических факультетах учреждались следующие кафедры при тринадцати профессорах и шести доцентах:
1) Энциклопедия права:а) Энциклопедия юридических и политических наук.б) История философии права.
2) История важнейших иностранных законодательств древних и новых.3) История Русского права. 4) История Славянских законодательств.
5) Римское право: а) История Римского права.б) Догматика римского гражданского права. в) Византийское право.
6) Государственное право:
а) Теория государственного права.
б) Государственное право важнейших иностранных государств.
в) Русское Государственное право.
7) Гражданское право и гражданское судоустройство и судопроизводство.
8) Уголовное право и уголовное судоустройство и судопроизводство.
9) Полицейское право:
а) Учение о безопасности (законы благочиния).
б) Учение о благосостоянии (законы благоустройства).
10) Финансовое право:
а) Теория Финансов.
б) Русское Финансовое право.
11) Международное право.
12) Политическая экономия и статистика.
13) Церковное законоведение»
18 апреля 1868 г. Совет юридического факультета, обсудив «современные требования от преподавания юридических наук», признал, что для преподавания собственно юридических наук не хватает кафедр. В связи с этим было принято решение обратиться к Совету университета с ходатайством об открытии «на первый раз особой кафедры, хоть для гражданского судопроизводства».
18 июня того же года Министерство народного просвещения удовлетворило ходатайство Совета Московского университета о разделении кафедры гражданского права и гражданского судоустройства и судопроизводства на две отдельные кафедры. Таким же образом была разделена и кафедра уголовного права и уголовного судоустройства и судопроизводства.
Помимо предметов, указанных § 15 Общего университетского устава 1863 г., на юридическом факультете Московского университета в период с 60-х до начала 80-х годов XIX в. преподавались: древняя римская история, римские древности, новая европейская история, всеобщая история, русская история, логика, богословие, судебная медицина, языки латинский и немецкий (или французский).
1884
Новый этап в истории юридического факультета Московского университета и в развитии российского юридического образования в целом начался после введения в действие в Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Казанском, Св. Владимира (в Киеве) и в Новороссийском (в Одессе) университетах нового Общего устава императорских российских университетов, утвержденного 23 августа 1884 г. императором Александром III.
Параграф 57 Общего университетского устава 1884 г. предписывал иметь на юридическом факультете следующие кафедры:
1) римского права;
2) гражданского права и гражданского судопроизводства;
3) торгового права и торгового судопроизводства;
4) уголовного права и уголовного судопроизводства;
5) истории русского права;
6) государственного права;
7) международного права;
8) полицейского права;
9) финансового права;
10) церковного права;
11) политической экономии и статистики;
12) энциклопедии права и истории философии права».
Согласно § 60 Общего университетского устава 1884 г. на юридическом факультете должны было преподавать 11 ординарных и 4 экстраординарных профессора.
Сравнение приведенного перечня кафедр со списком кафедр юридического факультета по Общему университетскому уставу 1863 г. показывает, что новый устав внес в программу преподавания юридических наук некоторые изменения. Так, в Общем университетском уставе 1884 г. не были предусмотрены указанные в прежнем уставе кафедры «истории важнейших иностранных законодательств древних и новых» и «истории славянских законодательств». Зато появилась кафедра «торгового права и торгового судопроизводства». Следует, правда, учесть, что кафедра истории славянских законодательств после принятия Общего университетского устава 1863 г. в Московском университете никем замещалась, и соответственно данный предмет не преподавался.
Что же касается кафедры «истории важнейших иностранных законодательств древних и новых», то, хотя по новому уставу (в отличие от прежнего) она не предусматривалась, предмет под таким названием продолжал преподаваться на юридическом факультете Московского университета. Об этом свидетельствуют расписания лекций. Так, в 1885/1886 учебном году данный курс вел ординарный профессор М. М. Ковалевский. Он же читал лекции по истории государственного права (государственное устройство и управление, история местного управления во Франции, Англии и Германии), а также вел практические занятия по этому предмету, которые, правда, не считались обязательными для студентов. Кроме того, экстраординарный профессор Г. Е. Колоколов преподавал студентам в рамках курса уголовного судоустройства «историю уголовно-судебного права у важнейших европейских народов». Приват-доцент А. К. Вульферт сообщал студентам в курсе русского уголовного процесса сведения об аналогичных нормах и процедурах в западноевропейском уголовно-процессуальном законодательстве. Наконец, в рамках кафедры римского права студентам читались в течение первого года обучения лекции по истории римского права.
Помимо юридических наук будущим юристам после принятия Общего университетского устава 1884 г. преподавались, как и прежде, древняя римская история, римские древности, новая европейская история, всеобщая история, русская история, логика, богословие, судебная медицина, древние и современные иностранные языки.
Количество учащихся на юридическом факультете постоянно росло. Так, если в 1884 г. здесь обучалось на всех четырех курсах 844 студента, то в 1891 г. их было уже 1288, в 1893-м — 1569, в 1895-м — 1578, в 1898-м — 1741, в 1907-м — 3369 (во всем Московском университете в 1907 г. числился 8301 студент). В 1909 г. юридический факультет имел 3634 студента, в 1910-м — 3906. И только в годы Первой мировой войны численность учащихся на юридическом факультете по вполне понятным причинам снизилась. В 1917 г. в Московском университете было 6888 студентов, 2126 человек из них обучались на юридическом факультете.
Расписание занятий на юридическом факультете в 1885/1886 академическом году показывает следующее:
Историю римского права преподавал ординарный профессор Н. П. Боголепов, занимавший одновременно пост ректора университета.
18. Юридический факультет МГУ в советский период
Сразу после 17 окт коренных изменений не было. В 1919г большевики осознали, что юрфак-идеологический фак-т, было принято решение его закрыть (почти все профессора были кадетами-массонами). Вместо юрид фак-та – фак-т общественных наук. 1922 – «Философский пароход».
1925 НЭП.Ленин понимал,что социал.экономика не выдержит и пошёл на ряд уступок. Факультет советского права открывается в Моск.ун-те. При ВЦИКт1931-Инст советского строительства. Конституционное право называлось государственным.
В 1935г.создан Московский юридический институт при Норкомюст РСФСР.
Долгое время, до 1942 юрфака не было. Война стала катилизатором. Сталин многое осознаёт (например в 1944 встреча со священниками) Восстановлен университет в эвакуации, в ужасных условиях. В 1942 г. он окончательно восстановлен в эвакуации. (. 1954 - слияние юрфака МГУ с юрид инст .
В ужасных условиях, голоде выросла плеяда юридических звёзд-Лейст,Чистяков,Тункин.
Появилась кафедра финан.права – Хоминушко; преприним.права – Губин; коммерческое право – Пугинский.
19. Юридическое образование в современной РФ
МГУ. Сегодня юридический факультет, один из трех старейших факультетов Московского университета, — это ведущее учебное и научное юридическое заведение России.
Преподавание ведут 61 профессор, доктор юридических наук, 108 доцентов, кандидатов юридических наук. Для чтения отдельных курсов привлекаются известные ученые и практические работники научных и государственных учреждений.
Декан факультета — доктор юридических наук, профессор Александр Константинович Голиченков.
В составе факультета работают 16 кафедр:
· административного права
· гражданского права
· гражданского процесса
· иностранных языков
· истории государства и права
· коммерческого права и основ правоведения
· конституционного права
· криминалистики международного права предпринимательского права
· теории государства и права и политологии
· трудового права
· уголовного права уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора
· финансового права
· экологического и земельного права (зав. кафедрой профессор А. К. Голиченков).
На юридическом факультете работают три лаборатории:
· лаборатория политологии;
· лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения;
· лаборатория правовой информатики и кибернетики.
В процессе обучения студенты изучают: теорию государства и права; историю политических и правовых учений; историю отечественного государства и права; историю государства и права зарубежных стран; конституционное право; административное право; муниципальное право; финансовое право; гражданское право; гражданский процесс; уголовное право; уголовный процесс; криминалистику; экологическое право; земельное право; трудовое право; международное право; государственное право; государственное право зарубежных стран; криминологию; прокурорский надзор; правовую кибернетику; предпринимательское право; коммерческое право; семейное право; другие правовые дисциплины. Также в программу входят латинский язык, иностранный язык, логика, социально-гуманитарные дисциплины.
В рамках специальности «юриспруденция» студенты проходят подготовку по трем специализациям: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой. Специализация начинается с 4 курса.
Срок обучения на факультете — 5 лет.
Выпускники юридического факультета работают в органах государственной власти и государственного управления, в судах, прокуратуре, адвокатуре, на государственных предприятиях, учреждениях и организациях, в коммерческих организациях, в учебных заведениях, продолжают учебу в аспирантуре.
Всего в РФ 1511 юрид вузов (как госуд, так и коммерческие).
Филипп-Генрих Дильтей
Первый профессор, призванный преподавать на юридическом факультете, прибыл в Москву 28 сентября 1756 г - Филипп-Генрих Дильтей (1723—1781) — доктор права из Майнца, приглашенный на должность профессора правоведения в Московский университет работавшим в Санкт-Петербургской Академии наук немецким историком Г.-Ф. Миллером. 31 октября 1756 г. Ф.-Г. Дильтей выступил в торжественном собрании Московского университета на тему «О нужде и пользе права». 1 ноября 1756 г. он начал читать всем студентам Московского университета лекции по естественному праву и истории. Из каталога лекций на 1757 г. следует, что Ф.-Г. Дильтей преподавал в Московском университете курсы естественного и народного права. За основу своих лекций, читавшихся им на латинском языке, первый профессор юридического факультета Московского университета взял руководство немецкого правоведа Самуэля Пуфендорфа.
Распределение лекционных курсов по факультетам стало осуществляться, по всей видимости, только с 1758/1759 учебного года. В программе преподавания юридических наук в Московском университете в первые годы его существования отсутствовало русское право. Каталоги лекций, читавшихся на юридическом факультете в первое десятилетие существования Московского университета, показывают, что здесь преподавались такие предметы, как естественное или общенародное право, права гражданские римские, публичное право Римской империи, начала всеобщего положительного права, право феодальное.
До середины августа 1764 г. Ф.-Г. Дильтей являлся единственным преподавателем юридического факультета. Правда, и студентов на факультете было тогда немного — порой Дильтею приходилось читать лекции всего лишь одному студенту. А в 1763/1764 учебном году на юридическом факультете не было ни одного студента.
В августе 1764 г. куратор Московского университета В. Е. Адодуров отставил Ф.-Г. Дильтея от должности профессора университета, объяснив это тем, что иностранный профессор не старался о пользе университета и учащихся, «употреблял все рачение к одному своему прибытку, и в своих лекциях також и в смотрении за пенсионерами против ево обязательства оказался нерадив, студенты же и к слушанию ево лекций никакого желания не оказывали и ходить на оные не хотели».
По представлению университета, что «от Дильтея никакого плода нет», Дильтей был уволен в 1765 г., но через год, по собственноручному указу императрицы, вновь принят на службу. Увольнение Ф.-Г. Дильтея вылилось в большое дело, которое более года разбиралось в Правительствующем Сенате. Документы по этому делу интересны для нас тем, что зафиксировали некоторые особенности внутренней жизни юридического факультета Московского университета в первые годы его существования. 20 января 1765 г. в Московский университет поступил сенатский указ с требованием немедленно передать в Правительствующий Сенат все имевшиеся в университетской канцелярии документы по делу об увольнении Ф.-Г. Дильтея. В указе говорилось, что именным указом от 13 декабря 1764 г., собственноручно подписанным Ее Императорским Величеством «на экстракт из челобитья профессора юриспруденции Филиппа Дильтея», высочайше повелено рассмотреть его претензии в Сенате. В своей челобитной Дильтей жаловался, что его уволили необоснованно, что ему более года не давали в университете студентов для обучения юриспруденции, что университетская канцелярия не выплачивала ему положенного жалованья. При этом он приложил к тексту челобитной список «убытков», которые были им понесены вследствие увольнения из университета. Разбирательство по делу Ф.-Г. Дильтея продолжалось до весны 1766 г. 9 марта 1766 г. его жалоба была высочайшим указом признана подлежащей удовлетворению на том основании, что университетская канцелярия не предупредила его, как это было предусмотрено в заключенном с ним контракте, за три месяца об увольнении от службы. Куратору Адодурову было приказано принять Дильтея в службу, «заключа с ним вновь контракт» и «дать ему студентов для обучения юриспруденции». Согласно заключенному вскоре контракту с Московским университетом Ф.-Г. Дильтей принимался в службу «яко профессор всеобщего положительного права» с 9 марта 1766 г. сроком на три года с жалованьем в год по 700 руб. Восстановление Ф.-Г. Дильтея в должности ординарного профессора Московского университета не повлекло за собой увольнения К.-Г. Лангера. Поэтому с 9 марта 1766 г. правовые науки на юридическом факультете стали преподавать два профессора. С этого времени Дильтей уделял в своих лекциях русскому праву значительно больше внимания, нежели прежде. Он потребовал у Конференции закупить для своих лекций на юридическом факультете тексты российских законодательных актов: вексельного, морского и воинского уставов. И Конференция отдала 1 мая 1766 г. распоряжение удовлетворить данное требование.
Допущенный во второй раз к преподаванию, Дильтей с каждым годом все более оживлял свои чтения, излагая положительные законы при помощи учеников своих, профессоров Десницкого и Третьякова, и преподавая, кроме естественного права, право военное и морское, вексельное и уголовное и историю русского права.
Важнейшие труды Дильтея:
· "Jus cambiale, или Начальные основания вексельного права, а особливо российского купно со шведским" (выдержало 5 изданий, 1768 - 1801), где Дильтей, исследуя юридическую природу векселя, удачно различает оттенки каждого из договоров и восстает против стремления искать в римском праве объяснения всех явлений юридической жизни;
· "Исследование юридическое о принадлежащем для суда месте, о судебной власти, о должности судейской, о челобитной и о доказательстве судебном" (1779), где Дильтей отстаивает право суда разъяснять законы, а, следовательно, и необходимость для судей теоретического ознакомления с правом.
· составил свод законов, действовавших в России, свод этот не был издан.
· ряд публичных речей: «О правах и преимуществах, от торжественного коронования происходящих», «О различии истинной и точной юриспруденции от ложной»
Работая над изучением России, Дильтей издал "Топографию Тульской губернии", на русском и французском языках (1781) и "Атлас для детей".
Труды
1909 Правовое государство и внешняя политика
1915 Власть и право
1912 Юридические предпосылки русских сословных законов
1922 Развитие международных отношений в Новейшее время
Михаил Михайлович Агарков
Родился в Казани в семье домашних учителей. Как ему удалось избежать ареста или казни – другие уехали или были расстреляны – наверное, потому, что он мигрировал по университетам и не был замечен. Агарков – один из немногих классиков, которые не закончили юридический факультет МУ.
В 1909 году он поступает на юридический факультет СПБУ. Учился там недолго, за три года окончил его и продолжил обучение во Франции, Сорбонна. Защитил там свою диссертацию, получил степень доктора права.
Преподавал с 1916 года в Казанском университете, с 1918 – в Иркутском. В 1919 закрыли там юрфак, переезжает в Саратов (1920-1923). С 1923 переезжает в Москву, работал в Институте Советского права, Плехановском, затем, когда открыли юрфак МУ, там. 1944-47 годы – зав кафедры гражданского права там.
1932-33 годы – МУ становится МГУ и дали имя Ломоносова.
Работы:
· «Право на имя» 1915
· «Ценность частного права» 1920
· «Обязательства по советскому гражданскому праву» 1940
· «Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве» 1946.
К.П. Победоносцев (1827-1907).
Константин Петрович Победоносцев. У современников он ассоциировался с православием, самодержавием, народностью. Родился в Москве, первоначальное образование получил дома. Поступил в СПБ в училище правоведения. После окончания- работа в Сенате. С 1859 г преподает ГП на юрфаке МУ. Сильный преподаватель, занимался анализом НПА в Сенате. 1859 магистрская диссертация « К реформе гражд судопроизводства». В 1861 г пригласили воспитателем цесаревичей. К мнению Побед. Царская семья сильно прислушивалась. Женился на своей бывшей воспитаннице дочке Потчева. Разница-20 лет. В СПБ участвует в разработке гражд и угол уставов судопроиз-ва. В Комиссии его поразила безграмотность чиновников: «Боже мой! Судебную реформу намечают люди, которые не отличают апелляцию от кассации!». «Какой кошмар! Бедная Россия! И вот кто тебя преобразует!» 1863 год, «Безумные мальчишки правят нами!».
В 1863 году ему было очень сложно читать гражд судопроизводство. Вставвал вопрос, что преподавать – старые отжившие нормы или грядущие реформы?
В 1865 году он уволился из Моск. Универ., так как сложно было все совмещать, но получает почётное звание Почётного Члена Московского Университета.
Многие называли его шовинистом, идеи его были для кого-то слишком консервативны. Его критиковали за слишком однобокий взгляд на современные проблемы. Говорили, что он – принципиальный враг всего, что связано со свободой и демократией.
С 1872 - член ГосСовета. Считал, что ГосСовет надо закрыть, а ключ бросить в Неву. 1880- обер-прокурор Святейшего Синода. С 1883- тайный советник. Противник Парламента и Г.Д. март 1907-смерть.
Труды
· Курс гражданского права в трёх томах.
· Исторические исследования и статьи. 1887
Юридическая школа Болонского Университета.
Игнерий начал преподавать Римское право в университете в Болонье. Это предложила герцогиня Матильда. Университет становится популярным. Приток иностранцев. Объединение студентов в землячества. Ирнерий – специалист по римскому праву. Его пригласили читать лекции. Почти всё средневековое образование базировалось на преподавании римского права.
1188, 1119 - Это возможные годы создания университета в Болонии. Строятся дормитории. Студенческое самоуправление. Сами студенты избирают ректора. Ему должно быть 24 года. Студенты также решают, какой из профессоров им будет читать лекции, стоимость книг и лекций. Если профессор что-то нарушил, он платит штраф. Чтобы стать юристом, надо было пройти курс 7 свободных наук: риторика, математика, логика, геометрия, астрономия, диалектика. Это занимало 5-7 лет. Иногда пение (в Париже). Потом непосредственно юридическое образование. Поступали в 14-15 лет. Обучение около 10 лет.
В 1158 г. Фридрих Барбаросс подарил городу Устав ( Хартию), в кот. большая часть была посвящена Университету. Ун-ом руководит Генеральный совет, сост. из студентов. Они определяли политику Ун-та. С 1219 можно было вступать в преподавательскую профессию. Надо было получить лицензию от архидьякона (архиепискома). Универ-т начал подчиняться и духовной и светской власти.( Во всех унив-тах, кроме Парижского, диктат церкви с 13 века.) Экзамен надо было сдать перед комиссией, в.кот входили студенты, председателем комиссии был архиепископ. Болонская система оказала влияние на Падую, Вену, Краков.
В Б. У. изучали Corpus Iuris Civilis. Состоял из 4-ех частей – кодексов. corpus-тело, iuris civilis- право, регул отношения между всеми. Туда входили декреты и ордонансы римских царей
- Кодексы (в них отражены нормы только одной отрасли права)
- Новеллы (дополнения и изменения к действующему зак-ву)
- Институции - учебники
- Дигесты, или пандекты (мнения знаменитых юристов)
Все это- источники римского права.
Занятия проходили в форме лекций и диспутов. Диспуты – как семинары, но менее теоретизировано. Брали конкретное дело и спорили по этому поводу.
Дело (казус) – Проблема - Поиск решения( солюции)
Идеи преподавания зародились в Болонии. Профессора работали непосредственно с аудиторией.
С 13 в. В Б.У. стали препод. Каноническое право. До 16-17 вв. юрид обр-ние базировалось на преподавании римского и канонического права.
Начиная с 13 в. папы, оказывавшие поддержку университету в его спорах с городским управлениям и утвердившие его статуты в 1253 году, в свою очередь имели над университетом известную нравственную власть и добились того, что болонский архидиакон от их имени являлся контролером на экзаменах и при выдаче дипломов, дабы убедиться в их правильности.
Адвокатская деятельность.
АД регулируется конституцией РФ, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 года, ФЗ «Об адвокатской этике».
АД – квалифицированная юридическая помощь, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа правосудия.
Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
Адвокат проходит двухгодичную стажировку в адвокатской организации.
Затем он становится членом адвокатской корпорации.
Корпорация защищает каждого члена, вплоть до физической защиты. С другой стороны, у членов есть и обязанности, в том числе делать взносы.
Примечательно, что если вы были адвокатом, в нотариат вас уже не возьмут. А вот наоборот – даже охотнее.
Очень много случаев, когда адвокатов, бывших судьями, лишают пенсионных льгот, присущих судьям. Многие обращаются в суд, и выигрывают.
Адвокатура существует в различных формах:
1. Адвокатское бюро
2. Адвокатский кабинет
3. Адвокатская коллегия
Адвокатура является профессиональным сообществом адв<