Виды содействия и сотрудничества граждан с оперативными подразделениями органов внутренних дел.

Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Отдельные лица могут с согласия оперативно-розыскных органов привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД, в том числе по контракту.

Органы, осуществляющие ОРД, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Органам, осуществляющим ОРД, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Классификация лиц, содействующих органам:

а) в зависимости от характера участия:

- лица, предоставляющие информацию;

- лица, обладающие необходимым знаниями, умениями, навыками;

б) в зависимости от времени привлечения:

- лица, сотрудничающие на постоянной основе;

- лица, привлекаемые к выполнению определенных задач;

- лица, оказывающие разовое содействие;

в) в зависимости от формы участия:

- лица, сотрудничающие гласно (например, руководство коммерческой организации при выявлении лица, в отношении которого осуществлен коммерческий подкуп);

- лица, сотрудничающие негласно (конфиденты);

г) в зависимости от характера привлечения:

- лица, по собственной инициативе изъявившие желание оказывать содействие;

- лица, принявшие решение оказывать содействие под давлением исходя из сложившейся тяжелой жизненной ситуации;

д) в зависимости от мотива оказания содействия:

- лица, сотрудничающие из корыстных мотивов (получение вознаграждения, использование негласной поддержки органов, устранение конкурента и т. д.);

- лица, сотрудничающие из иных мотивов (месть, зависть и т. д.).

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ

Лица, содействующие оперативно-розыскным органам, вправе оказывать такое содействие как на контрактной основе, так и без заключения контракта.

С одной стороны, заключение контракта усиливает государственную защищенность и поддержку (правовые и социальные гарантии). В тоже время со стороны оказывающих содействие лиц наблюдается нежелание письменно оформлять отношения с соответствующим органом из-за возможности расшифровки. Лица, оказывающие органам содействие, в обществе именуются "стукачами", "сексотами" и испытывают явно негативное отношение к себе.

Раскрытие информации о них может произойти по разным причинам, и от этого никто не застрахован, особенно когда с материалами работают третьи лица, например судьи, прокуроры (утечка может произойти, например при утрате документов в связи с нарушением правила о запрете перевозки с собой оперативно-розыскных документов, поскольку они подлежат пересылке по линии режимно-секретного органа). Кроме того, расшифровка может носить целенаправленный характер - например в странах Прибалтики преданы достоянию общественности материалы о негласном сотрудничестве во времена СССР некоторых политических и общественных деятелей.

Обязанности лиц, содействующих оперативно-розыскным органам:

- оказание (разовое или на постоянной основе) органам содействия при подготовке или проведении ОРМ;

- сохранение в тайне сведений, ставших им известными в ходе подготовки или проведения ОРМ (разглашение данных предварительного расследования или сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса влечет уголовную ответственность);

- запрет предоставления органам заведомо ложной информации (предоставление заведомо ложной информации можно рассматривать как заведомо ложный донос, что влечет ответственность по УК).

Права лиц, содействующих оперативно-розыскным органам:

- право на самостоятельное решение вопроса о предании гласности сведений о себе в случае оказывания или оказания органам содействия на конфиденциальной основе, за исключением предоставления сведений прокурору для привлечения конфидента к уголовной ответственности;

- право на государственную правовую и социальную защиту.

Наши рекомендации