Органы расследования преступлений.
1.. понятие и общие условия предварительного расследования.
.
Общие условия предварительного расследования — это закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования (за некоторым исключением, в частности, при сокращенном дознании - гл. 32.1 УПК).
Указанные условия предварительного расследования:
- выражают его характерные черты и
- определяют существенные требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятию решений.
Общие условия предварительного расследования распространяются на всю деятельность, именуемую расследованием.
Значение общих условий предварительного расследования:
- включают положения, которые раскрывают назначение и содержание отдельных уголовно-процессуальных институтов, обеспечивающих производство следственных действий в целях установления истины по уголовному делу;
- подчинены принципам уголовного судопроизводства и являются их проявлениями в конкретной стадии.
Виды общих условий производства предварительного расследования
Система правил, составляющих общие условия предварительного расследования, включает в себя два вида:
- основные общие условия;
- иные общие условия.
В качестве основных общих условий предварительного расследования выделяются (статьи не проверены!):
·
- правильное определение подследственности (ст. 151 УПК РФ);
- соединение уголовных дел (ст. 153, 162 УПК РФ);
- полномочия следователя и дознавателя и их процессуальное самостоятельность (ст. 38,41 УПК РФ), перераспределение полномочий прокурора и руководителя следственного органа (ст. 37, 401 УПК РФ);
- своевременное начало (ст. 156 УПК РФ), соблюдение места (ст. 152 УПК РФ) и сроков производства предварительного расследования (ст. 152, 157, 223 УПК РФ);
- выделение уголовного дела (ст. 154 УПК РФ);
- выделение в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 155 УПК РФ);
- расследование уголовных дел группой (бригадой) следователей (ст. 163 УПК РФ);
- криминологические аспекты деятельности органов дознания и предварительного следствия (ст. 73, 158 УПК РФ);
- соблюдение формы и порядка взаимодействия следователя с органами дознания (ст. 38, 149, 152, 157 УПК РФ);
- применение научно-технических средств при производстве предварительного расследования (ст. 58, 83, 84, 180, 186 УПК РФ);
- недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ; ст. 130 УК РФ; Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»; ст. 39-40 Закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»);
- обязанность рассмотрения ходатайств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 73, 119-122, ч. 2 ст. 159 УПК РФ);
- соблюдение порядка и формы взаимодействия следователя (дознавателя) с органами следствия и должностными лицами иностранных государств (ст. 453-473 УПК РФ; Международные договоры и соглашения РФ со странами СНГ и дальнего зарубежья);
- общие правила производства и протоколирования следственных действий (ст. 29, 164, 166, УПК РФ), т.е. письменность предварительного расследования;
- соблюдение нравственных основ предварительного расследования (ст. 6, 9, 10, 16, 49-53, 56, 133-139, 187-192 УПК РФ).
К иным общим условиям относятся (факультативны, их может не быть в конкретном деле):
- восстановление утраченного уголовного дела (ст. 158.1 УПК РФ);
- необходимость принятия мер попечения о детях и других иждивенцах обвиняемого, обеспечения сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);
- участие в уголовном деле специалистов, переводчиков, понятых (ст. 168, 169, 170 УПК РФ).
2.. формы предварительного расследования, их сходство и различия.
Существуют две формы предварительного расследования:
· дознание
· предварительное следствие
предварительное следствие
Предварительное следствие — это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования.
Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).
Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.
Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.
Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.
Дознание
Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно ( п.8 ст. 5 УПК РФ)
В юридической науке понятие дознания используется главным образом для обозначения:
Одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений;
Самостоятельного института уголовно-процессуального права;
Вида деятельности, осуществляемого органами дознания.
По действующему уголовно-процессуальному законодательству дознание является формой предварительного расследования и следовательно в первую очередь его следует отличать от оперативно-розыскной деятельности и деятельности административной.
Являясь формой процессуальной, дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст. 150, ч.2 ст. 223 УПК РФ).
В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ).
При этом следует обратить внимание на то, что решения, принимаемые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и принимаемые при производстве предварительного следствия.
Таким образом, в соответствии с действующим УПК РФ дознание можно определить как упрощенную форму предварительного расследования преступлений небольшой и средней тяжести по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, в уголовно-процессуальном порядке, по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, с целью защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.
Осуществляется дознание уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22, 24 – 29 УПК для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными в гл. 32 УПК РФ.
Дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно, от предварительного следствия отличают:
-к подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч.3 ст. 150 УПК, а также по иным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, но только при наличии письменного указания прокурора.
-производство в форме дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов дознания частью 3 ст. 150 УПК, осуществляется лишь по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ст223 УПК РФ)
-субъект, его осуществляющий (может быть дознавателем, а не следователем);
-правовой статус данного субъекта (дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью);
-первоначальный срок (20 суток)
-возможность отсутствия в деле постановления о привлечении в качестве обвиняемого (в соответствии с п.2 ч.1 ст. 158 и ст. 225 УПК дознание заканчивается составлением обвинительного акта, содержание которого регламентируется ст. 225 УПК).
3… органы дознания , их виды и полномочия
Органы дознаниясогласно п. 24 статьи 5 УПК это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия, а соответственно поддознаниемпонимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу,по которому производство предварительного следствия необязательно.
При этом к подследственности органов дознания в основном относятся преступления категорий небольшой и средней тяжести, посягающие на менее ценные объекты уголовно-правовой охраны (характер общественной опасности),составы которых не содержат отягчающих обстоятельств(степень общественной опасности),менее сложные в плане расследования.
Согласно ст 40 УПК РФ 1. К органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (например, оперативные подразделения Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Министерства юстиции РФ, таможенные органы);
2) органы Федеральной службы судебных приставов;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Кроме того, дознание производится:
- дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности
- дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
- капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
- руководителями геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз
- главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.
Задачами органов дознания являются:
-быстрое и полное раскрытие преступлений;
-изобличение виновных;
-обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Согласно ст. 40 п.3 Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:
1. дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести.
2. производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.
3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.
(Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. ст. 144)
Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованыучастниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.
4… органы предварительного следствия и их полномочия.
Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Задачи органов предварительного следствия:
– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.