Связь соответствия (корреляционная связь)

Среди всех форм связей доказательств особое место занимает связь соответствия. Эта форма объективной связи явлений давно известна в науке и широко используется человеком во всех областях его практической деятельности. Столь обширное распространение данной связи и ее разноплановый характер повлекли за собой широкое использование термина "соответствие" в научной литературе и в обыденной речи, а это, в свою очередь, вызвало многообразие толкований данного понятия.

Однако как бы широко ни варьировало значение этого понятия в частных науках, оно должно исходить из общефилософского и этимологического анализа соответствия как согласованности, подобия предметов или явлений в каком–либо отношении[36]. В этом смысле соответствие представляет собой связь составных частей или элементов определенной системы, в интересующем нас случае — системы доказательств по уголовному делу, отражающей систему элементов предмета доказывания. Без такой связи, как правильно отмечалось в философской литературе, целостность системы едва ли была бы достижима[37].

Связь соответствия носит как бы производный характер, ее наличие свидетельствует о другой, более глубокой и конкретной связи. Так, соответствие по всем параметрам двух предметов наводит на мысль о единстве их происхождения. Согласованность, непротиворечивость доказательств дают повод считать, что в глубине лежит закономерная связь устанавливаемых ими фактов как сторон или частей единого события — преступления.

Иногда слово "соответствие" заменяют термином "корреляция". Обычно этим термином обозначали раздел математической статистики и теории вероятностей, изучающий вероятностную или статистическую зависимость, которая, в отличие от функциональной, возникает тогда, когда один из факторов зависит не только от данного второго, но и от ряда случайных факторов[38]. Однако по мере развития науки термин "корреляция" приобрел более общее значение и употребляется теперь в различных областях науки для обозначения взаимной зависимости, взаимного соответствия понятий, предметов, функций, явлений[39]. В философской литературе корреляция рассматривается как такой вид связи между явлениями, в процессе формирования которой действует множество причин, одни из них необходимы, другие — случайны. Корреляция и является возможным результатом их взаимодействия[40]. Термин "корреляция" широко применяется во многих науках. Нет никаких оснований не использовать его и в теории доказывания в качестве равнозначного термину "соответствие", тем более что такое словоупотребление уже давно встречается в работах криминалистов[41].

Связь соответствия обычно обнаруживается легко: соответствие может иметь место по конкретным, четко фиксируемым параметрам — по времени и месту явлений, по структуре, содержанию, форме, количеству, назначению предметов и т.п. Установление соответствия раскрывает доказательственное значение исследуемых факторов и служит средством выявления более глубоких связей. Соответствие обычно "контролируется" столь сложным сочетанием взаимодействующих причин и условий, что установить их прямо не представляется возможным. Выявление соответствия в этих случаях служит первым шагом к установлению причинности.

Под "поверхностью" корреляционных связей могут лежать все разновидности связей генетических — причинно-следственная, функциональная, связь условия с обусловленным, а также все закономерности, конкретизирующие эти связи (например, закономерности учета и др.). Как уже отмечалось, для корреляционной связи типична именно такая "служебная" роль. Объясняется это тем, что соответствие легче обнаружить, чем скрывающиеся за ним более глубокие связи.

Корреляционная связь выступает в доказывании в нескольких разновидностях. Адекватное соответствие имеет место между поверхностью объекта, оставившего след, и деталями микрорельефа этого следа, оно лежит в основе индивидуальной криминалистической идентификации. Эквивалентное соответствие отмечается в качественных параметрах объектов, находящихся в корреляционной связи; оно служит основанием для утверждения об однородности объектов, определения их групповой принадлежности. Пропорциональное соответствие имеется между количественными параметрами элементов корреляционного отношения. В таком соответствии находятся, например, количество продукции и емкость тары, необходимой для ее упаковки, хранения или транспортировки, количество готовых изделий и вспомогательных материалов, необходимых для их изготовления и т.п. Эта разновидность корреляции особенно часто используется в доказывании по делам о незаконном изготовлении и реализации неучтенной продукции (например, алкогольной).

Как и другие формы связи, соответствие может быть однозначным и многозначным — в зависимости от тех глубинных форм закономерной связи, которые скрываются за корреляционным отношением. Однозначностью характеризуется адекватное соответствие, что касается эквивалентного и особенно пропорционального соответствия, то оно может быть и нередко бывает многозначным.

Представляется необходимым рассмотреть практические аспекты выявления и использования связей соответствия в доказывании.

О соответствии формы и рельефа следов внешней конфигурации объектов, их оставивших, уже упоминалось. Оно входит в обоснование выводов о тождестве тех или иных объектов: человека (по следам его рук, ног, зубов), орудий взлома, обуви, транспортных средств, огнестрельного оружия и т.п. и лежит "внутри" процесса экспертного исследования.

Другой важный аспект использования корреляционной связи — установление соответствия между действиями обвиняемого и мотивом и целью преступления. Выявление этой связи является едва ли не единственным способом установления этих элементов состава преступления. Нельзя не согласиться с Б.Я. Петелиным, утверждающим, что "мотиву и цели как внутренним признакам поведения соответствуют определенные внешние корреляты в виде фактов, раскрывающих их содержание. По ним и происходит установление мотивов и целей лица"[42]. Эти факты поддаются наблюдению и фиксации; к их числу прежде всего относятся: характер орудий и средств преступления, характер действий преступника, их направленность на определенный объект, последствия преступления.

Широко используются в доказывании по делам об экономических преступлениях корреляционные связи между данными, отраженными в учетных документах. Нередко в качестве улики выступает несоответствие тех данных, которые должны непременно соответствовать друг другу. Здесь корреляционная связь выступает в своей отрицательной форме, что бывает достаточно часто.

Корреляционная связь — одна из основных форм объективных связей доказательств между собой. Строго говоря, все доказательства по делу, какой бы формой объективной связи они ни были связаны с предметом доказывания, должны находиться в соответствии друг с другом. Важнейший способ проверки доказательств — установление соответствия данного доказательства всем остальным, имеющимся в деле.

Иные формы связей

Рассмотренные формы объективных связей доказательств между собой и с предметом доказывания являются, как свидетельствует практика, основными и наиболее распространенными. Наряду с ними в следственной, судебной и экспертной практике используются и другие формы объективных связей, описывавшиеся в криминалистической литературе.

Указывалось, в частности, на такие формы, как существенная связь (связьсущности с явлением), индивидуализирующая (объемная) связь, субстанциональная связь и связь преобразования[43].

Применительно к процессуальному доказыванию существенная (сущностная) связь представляет собой собирательное понятие. Все доказательства по одному делу, будучи отражением во внешней среде преступного события, суть явления одной сущности — преступления. По этой причине они, бесспорно, находятся в объективной связи с ним, однако формы этой связи могут быть различны для каждого из них. Представляется поэтому, что понятие существенной связи охватывает собой совокупность всех форм связи доказательств с предметом доказывания — и тех, о которых мы уже говорили, и тех, о которых еще пойдет речь, и тех, которые, может быть, науке пока не известны. Именно как общее понятие сущностная связь и имеет значение для теории доказывания, что же касается практических его аспектов, то для них представляют больший интерес те конкретные связи, которые в совокупности и образуют данное понятие. Индивидуализирующая, или объемная, связь и субстанциональная связь имеют определяющее значение в криминалистической идентификации. Обе эти формы, являющиеся, по сути, разновидностями одной и той же связи, представляют собой связь между совокупностью отличительных свойств объекта и самим объектом как носителем этих свойств[44]. Данная форма связи особенно широко используется в экспертной практике. Она лежит в основе связи соответствия признаков вещественного доказательства признакам (свойствам) определенной группы объектов или индивидуального объекта. Поскольку связь соответствия более наглядна, легче выявляется и фиксируется, она привлекает внимание следователя и суда в первую очередь и служит своего рода индикатором наличия объемной и субстанциональной связи.

Одной из разновидностей индивидуализирующей (объемной) связи считается связь между частями одного целого — связь целого и части. Эта форма объективной связи весьма часто встречается и широко используется в практике доказывания. Нередко на месте преступления остаются куски бумаги (самодельные пыжи или просто обрывки бумаги), составлявшие ранее одно целое с найденными у подозреваемого. Иногда такие части обнаруживаются при хирургических операциях или судебно-медицинском исследовании трупа, когда в костных тканях находят застрявшие обломки ножа, топора и т.п. Доказательственное значение этой формы связи исключительно велико. Оно выходит за рамки идентификационной экспертизы. Связь части и целого, как уже упоминалось, представляет единственную форму связи прямых доказательств, которые являются таковыми лишь потому, что содержат сведения о фактах, представляющих собой отдельные составные части, элементы предмета доказывания.

Значительное место в доказывании занимает связь преобразования — связь, существующая между исходным свойством объекта, не поддающимся непосредственному наблюдению, и преобразованным свойством, которое воспринимается наблюдателем. Эта форма связи присуща вещественным доказательствам и играет особенно важную роль в их собирании и проверке. Далеко не все свойства и признаки материальных объектов, имеющих доказательственное значение, могут наблюдаться следователем или судом непосредственно. Таковы, например, невидимые (латентные) следы рук и ног, невидимые или уничтоженные подчисткой, смыванием или травлением записи и т.п. Их выявление имеет зачастую решающее значение для установления обстоятельств преступления, а это возможно лишь в результате преобразования невидимых признаков объекта в видимые, так или иначе доступные восприятию. Такое преобразование требует применения специальных средств, приборов и приемов, разработка которых составляет предмет криминалистической техники. Эти средства и приемы широко применяются не только в экспертных исследованиях, они все шире внедряются в практику расследования и открывают перед судом и следователем новые перспективы использования связи преобразования в доказывании.

В криминалистической литературе, посвященной доказыванию, рассматривается также связь отражаемого с отражающим[45]. Представляется, что говорить об отражении как о конкретной форме связи доказательств с предметом доказывания было бы некорректно. Отражение — свойство, присущее всей материи. В его основе находится всеобщая, универсальная связь и взаимозависимость явлений. Все доказательства по делу есть отражение преступного события в окружающей среде, но каждое из них связано — непосредственно или косвенно — с этим событием своей конкретной формой связи, результатом чего и является отражение. Поэтому применительно к доказыванию представляется предпочтительным говорить о конкретных формах связи доказательств, а не о свойстве материи, обусловленном наличием такой связи.

В заключение следует напомнить, что наряду с положительными связями доказательств, из наличия которых делаются выводы о тех или других обстоятельствах преступления, используются и выводы из отсутствия связи фактов, между которыми такая связь первоначально предполагалась или непременно должна была быть.

Наши рекомендации