Права, обеспечивающие естественное существование физического лица
ГК относит к ним те, что обеспечивают физическую и психическую целостность личности физического лица (право на охрану жизни, здоровья, свободы, личной неприкосновенности, право на донорство, право на безопасную для жизни и здоровья среду и тому подобное). Исходя из того, что жизнь, здоровье, физическая и психическая неприкосновенность являются теми благами, которые принадлежат человеку в силу самого факта рождения, она с момента своего появления на свет приобретает естественного права на охрану и защиту указанных благ. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. установлено: никто не должен быть лишен свободы иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которая установлена законом (ст. 9). Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность, причем каждому, кто на законных основаниях находится на территории государства, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места проживания, право свободно оставлять территорию государства, за исключением ограничений, которые устанавливаются законом.
Право на физическую (телесную) и психическую неприкосновенность. Конституция провозглашает право каждого человека на личную неприкосновенность. Последняя включает в себя физическую (телесную) и психическую неприкосновенность. Данное право регулируется также Основами законодательства Украины об охране здоровья. Физическая неприкосновенность означает автономное решение вопросов о пользовании и распоряжении своим телом, органами, тканями. Психическая неприкосновенность — свободное совершение действий согласно своего сознания.
Ведя речь о физической (телесной) целостности организма человека, необходимо отметить, что с этим личным правом тесно связаны вопросы вторжения в телесную целостность организма — пересадка органов и тканей. Согласно Закону «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека» трансплантация — специальный метод лечения, заключающийся в пересадке реципиенту органа или другого анатомического материала, взятых у человека или животного. Учитывая это, органы и ткани являются частью организма и образуются в результате естественного биологического процесса, а следовательно, не подпадают под понятие вещи и не могут быть предметом гражданско-правовых сделок. Другими словами, вряд ли труп, органы и ткани можно наследовать как обычное имущество. Вместе с тем органы и ткани, отделенные от организма, следует признать вещами, ограниченными в обороте. Согласно Закону донором при трансплантации могут быть живой человек (ex vivo) и труп (ex mortuo). Безусловно, изъятия трансплантата у живого человека нарушает телесную целостность ее организма, причиняет телесные повреждения, вред здоровью, что охраняется законом.
Право на физическую (телесную) и психическую неприкосновенность человека имеет абсолютный характер. В его содержание входят правомочие человека самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим телом, отдельными органами и тканями, правомочия свободно совершать поступки в соответствии со своей сознания, а также правомочие требовать, чтобы другие субъекты воздержались от нарушения ее права.
Гражданско-правовая охрана психической и телесной неприкосновенности человека, его жизни и здоровья не может быть сведена только к возмещению причиненного вреда. Сегодня существует необходимость в предоставлении человеку права требовать устранения любых обстоятельств, нарушающих здоровые и безопасные условия ее жизни. Последнее тесно связано с правом на безопасную для жизни и здоровья среду, что является предметом изучения не только гражданского, но и экологического права. Наличие в ГК указанного права играет положительную роль в создании человеку достойных условий жизни.
Отдельного рассмотрения заслуживают права, обеспечивающие неприкосновенность информации медицинского характера (право на информацию о состоянии своего здоровья, право на тайну о состоянии своего здоровья и др.). Отношения между пациентом и врачом должны строиться на доверительных началах, поскольку чем точнее больной расскажет о своей болезни, тем успешнее пройдет процесс лечения. Установление откровенных отношений между медицинским работником и больным станет невозможным, если последний не будет уверен, что интимные подробности его жизни и здоровья будут сохранены в тайне. Поэтому обязанностью медицинских работников является сохранение в тайне таких сведений. Данный долг составляет врачебную (медицинскую) тайну. Учитывая распространение этой обязанности не только на врачей, но и на весь медицинский персонал, ее целесообразнее рассматривать как медицинскую тайну. Обязанность ее соблюдения содержится даже в клятве Гиппократа: «Что бы при лечении — а также без лечения — я не увидел и не услышал касательно жизни человеческой из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». Упоминание в этой клятве о медицинской тайне является неслучайным, поскольку успех лечения любой болезни зависит в первую очередь от того, установятся ли ни доверительные отношения между пациентом и врачом.
Медицинская тайна — это совокупность определенной медицинской и немедицинской информации, которая не подлежит разглашению. В тайне должны храниться сведения относительно факта обращения лица в лечебное учреждение за медицинской помощью, состояния здоровья, диагноза его заболевания и другие, включая информацию о семейной, интимной жизни человека, а также о состоянии здоровья родственников, близких лиц пациента. Совокупность сведений, составляющих медицинскую тайну, можно разделить на два вида: медицинские — сведения о состоянии здоровья пациента и немедицинские — сведения о его интимной и семейной жизни.
Возникает вопрос: распространяется необходимость соблюдения медицинской тайны в отношении самого больного. Основы в связи с этим содержат общее правило: «пациент имеет право знакомиться со своей историей болезни...», а врач в тех случаях, когда пациент желает реализовать свое право на ознакомление с диагнозом болезни..., «обязан объяснить пациенту в доступной форме состояние его здоровья, цель предложенных исследований и лечебных мер, прогноз возможного развития заболевания, в том числе наличие риска для жизни и здоровья» (ст. 39). Таким образом, следует акцентировать внимание на праве пациента, а не на обязанности врача. Это означает, что врачу нельзя любой раз заставлять сообщать пациенту полную информацию о состоянии его здоровья, но у последнего должно быть право знать истину о состоянии своего здоровья, он может как реализовать свое право (то есть требовать от врача правдивой, полной информации), так и не реализовать его (то есть получать только ту информацию, которую врач считает нужным ему сообщить).