Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суд Российской Федерации» был принят 8 января 1998 г. Закон определил, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, кpaевых, областных, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов — т.е. судов общей юрисдикции; органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система Судебного департамента включает аппарат самого Судебного департамента, а также его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации и соответствующие учреждения.
Судебный департамент не относится к ветви судебной власти.
Полномочия Судебного департамента можно разграничить применительно к основным направлениям его деятельности: кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судов.
Применительно к полномочиям определяется и структура Судебного департамента, состоящая из следующих основных подразделений: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов, главное управление обеспечения деятельности военных судов; главное финансово-экономическое управление. В структуру входит ряд друг подразделений: кадровые, контрольно-ревизионное, капитального строительства, учебных и образовательных учреждений.
Возглавляет Судебный департамент генеральный директор, который назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.
Основное звено системы обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на региональном уровне — управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, который согласно Федеральному закону «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» подчиняется генеральному директору Судебного департамента и подотчетен Совету судей субъекта Российской Федерации (ст. 13).
Начальник управления Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности по его представлению генеральным директором Судебного департамента. В управлении создается коллегия для рассмотрения наиболее важных вопросов текущей деятельности. На основании действующего законодательства и в соответствии с Положением об управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утвержденным 6 июня 2002 г. генеральным директором Судебного департамента, к основным задачам регионального управления отнесены: организационно-правовое обеспечение деятельности районных судов и органов судейского сообщества; кадровая работас кандидатами на должности судей; финансирование районных, военных судов, мировых судей и квалификационной коллегии судей; организация строительства и эксплуатации зданий и помещений судов; материально-техническое обеспечение районных судов и органов судейского сообщества; социальная и правовая защита судей, в том числе и пребывающих в отставке; работников аппарата районных судов и управления Судебного департамента.
Применительно к основным направлениям деятельности формируются и соответствующие подразделения (отделы) аппарата регионального управления Судебного департамента.
В состав системы Судебного департамента входят, администраторы судов организационно обеспечивающие деятельность судов общей юрисдикции.
33.Арбитражные суды, их задачи, система и компетенция.В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные суды в Российской Федерации представляют собой самостоятельную систему органов судебной власти. Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией, Законом об арбитражных судах, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Основные задачи арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Независимость судей арбитражных судов. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции и федеральному закону. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом. Равенство всех перед законом и судом. Правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, местонахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле. Равноправие сторон. В арбитражном суде стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных АПК. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Состязательность. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут ответственность за наступление последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела. Непосредственность судебного разбирательства. Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого арбитражным судом судебного акта. Гласность судебного разбирательства. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность, установленную законом. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях и в порядке, установленных АПК, присутствуют также эксперты, свидетели и переводчики.