Цели и задачи охраны земель.

Цель охраны земель определяется тем, что земля рассматривается как важнейший компонент природной среды, основа жизни и деятельности проживающих на ней народов. Всего предусматриваются 2 цели охраны земель:

  1. Предотвращение негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности – деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель;
  2. Обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся негативному воздействию хозяйственной и иной деятельности.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота.

Содержание охраны земель составляют мероприятия, которые обязаны проводить землепользователи:

  1. Сохранение почв и плодородия;
  2. Защита земель от водной, ветровой эрозии, подтопления, заболачивания;
  3. Защита земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений;
  4. Защита земель от зарастания сорными растениями;
  5. Ликвидация последствий загрязнения и захламления земель;
  6. Сохранение достигнутого уровня мелиорации;
  7. Рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот;

В целях охраны земель на всех уровнях принимаются программы по охране земель, включающие перечень обязательных мероприятий.

Управление в области охраны земель:

  1. Установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и иных загрязняющих почву вредных организмов;
  2. Консервация земель с изъятием их из оборота;
  3. Государственный мониторинг земель;
  4. Землеустройство:
    1. Изучение состояния земель;
    2. Планирование и организация их охраны;
    3. Описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства;
  5. Государственный кадастровый учет земельных участков;
  6. Государственный земельный надзор;
  7. Муниципальный, общественный и производственный контроль

Тема 5. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Понятие и состав земельного правонарушения.

Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, так как его результат — посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого — обеспечить рациональное использование и охрану земель и защиту лиц, использующих земельные участки. Субъектами земельных правонарушений могут быть как российские, так и иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства. Нередки случаи, когда в качестве субъектов земельных правонарушений выступают должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.Объектами земельных правонарушений могут быть: установленный порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные права граждан и юридических лиц на землю. Основание ответственности — наличие в законе указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в том случае, если его поведение (действие или бездействие) закон признает противоправным. Земельным правонарушением признается общественно вредное виновное действие или бездействие, нарушающее нормы земельного законодательства. Виды ответственности. Законодательство предусматривает следующие меры ответственности за нарушение земельного законодательства: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность.Гражданско-правовая ответственность применяется в случаях нарушения имущественных прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков и причинения им ущерба. Административная ответственность наступает за совершение административного проступка, т.е. противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. КЗоТ РФ предусматривает меры дисциплинарной ответственности. За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Состав правонарушения может быть материальным и формальным. При материальном составе действие признается правонарушением при наступлении предусмотренных законом последствий. Речь может идти о применении агрохимикатов в нарушение установленных правил, вызвавшем загрязнение земель. Искажение сведений о состоянии и использовании земель также будет земельным правонарушением, так как в нем есть признаки формального правонарушения, которое признается таковым с момента его совершения независимо от наступивших опасных последствий. Составы правонарушений или те действия, которые влекут применение к совершившим их лицам мер юридической ответственности, определены законодательством. Применяются положения уголовного, гражданского, административного, трудового законодательства. Порядок прекращения прав на землю за ненадлежащее использование или другие нарушения установлен Земельным и Гражданским кодексами.

Виды земельных правонарушений.

Правонарушения подразделяются:

— на гражданские правонарушения (причинение вреда личности, имуществу граждан или юридических лиц, распространение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, и т. п.);

— административные правонарушения (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения и т. п.);

— дисциплинарные проступки (прогул, опоздание на работу и др.).

Наиболее опасным видом правонарушения является преступление.

Основные виды земельных правонарушений в общих чертах определены в статьях 48 и 96 Кодекса о земле. К ним, в частности, можно отнести:

— совершение незаконных сделок с земельными участками (договоры купли-продажи, мены, дарения, аренды, ипотеки земельных участков, предоставленных в пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование либо аренду);

— совершение сделок по предоставлению арендованных земельных участков субаренду, передаче арендаторами своих прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков другим лицам, сделки по предоставлению права аренды земельных участков в залог и внесению права аренды земельных участков в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ, если за право заключения договора аренды земельного участка в соответствии с Кодексом о земле (статья 31, часть одиннадцатая) плата не взималась или указанные сделки совершены без согласия арендодателя;

— совершение сделок с земельными участками и правами на земельные участки, на которые отсутствуют документы, удостоверяющие права на эти земельные участки;

— самовольное занятие земельных участков;

— порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными одами;

— засорение земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами;

— размещение строительства, проектирование, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель; неиспользование земельных участков или использование их не в соответствии с теми целями, для которых ни предоставлены;

— невыполнение требований природоохранного режима использования земель; использование земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;

— невыполнение условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы;

— несвоевременный возврат временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;

— уничтожение, самовольный перенос межевых знаков границ землепользовании и землевладений;

— искажение сведений, содержащихся в земельно-кадастровой книге сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель.

Перечень земельных правонарушений дан также в статьях 15.6, 15.10, 15.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

— неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет— для несельскохозяйственных целей;

— нецелевое использование земель;

— уничтожение плодородного слоя почвы;

— невыполнение правил рекультивации земель;

— нарушение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;

— нарушение порядка консервации деградированных сельскохозяйственных земель;

— невыполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной, ветровой эрозии или других процессов разрушения;

— невыполнение иных требований по охране земель;

— загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально - паразитическими вредными организмами,

— незаконное повреждение земель;

— неиспользование земель и несоблюдение требований природоохранного режима их использования;

— нарушение правил использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

— порча земель;

— нарушение правил захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других предметов, загрязненных радионуклидами, и проч.

В целом же земельные правонарушения можно подразделить на два вида:

1) нарушения права собственности, права пользования и права пожизненного наследуемого владения;

2) нарушения порядка рационального использования земель.

Нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований от­рицательно сказывается на использовании и охране земель. Важнейшим элементом правового обеспечения эффектив­ного использования и охраны земель, защиты прав и за­конных интересов собственников земли, землевладельцев и землепользователей является применение правовых средств воздействия, которые направлены на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к правовой ответственности.

Земельным правонарушением являетсявиновное противо­правное действие или бездействие, противоречащее нормам земельного права.

Правонарушение складывается из определенных эле­ментов, совокупность которых называется его составом, Состав земельного правонарушения следующий:

1) объект правонарушения;

2) объективная сторона;

3) субъект правонарушения;

4) субъективная сторона,

Объектом земельных правонарушений являются земельные общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права. В понятие объект земельного правонару­шения входят: земельный участок, на который совершено посягательство, имущественные объекты, связанные с зем­лей, правила использования земель, охраняемая экологиче­ская обстановка, в условиях которой находится земельный участок.

Объективная сторона земельного правонарушения выра­жается в противоправности поведения, направленном на нарушение норм земельного права. Земельное правонару­шение может быть совершено как путем активных дейст­вий (например: уничтожение межевых знаков), так и в ре­зультате бездействия (например, неиспользование земель, несоблюдение требований природоохранного режима их использования). К факультативным элементам объективной стороны относятся: место правонарушения, способ соверше­ния правонарушения, обстановка совершения и средства, с помощью которых совершено правонарушение.

Субъектами земельных правонарушений могут выступать физические и юридические лица независимо от форм собст­венности и подчиненности. Ими могут быть как субъекты, состоящие в земельных правоотношениях (собственники земли, землепользователи, землевладельцы, арендаторы), так и те лица, которые допустили нарушение земельного законодательства, не являясь субъектами земельных отношений (например, лица, самовольно захватившие земельный участок),

Субъективная сторона земельных правонарушений выра­жается в наличии вины правонарушителя. Земельные право­нарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, как с прямым умыслом, так и с косвенным, а также в результате легкомыслия или небрежности. Преду­смотренные законом неблагоприятные последствия для нарушителя наступают независимо от формы вины, послед­няя влияет на объем, а иногда и вид ответственности.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения.

Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Уголовным кодексом РФ предусматриваются преступления, связанные с земельными отношениями. Например, в ст. 254 УК РФ «Порча земли» предусмотрена ответственность за отравление, загрязнение земли вредными продуктами вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный вред. Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении убытков, вреда и др. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций и иными нормативными правовыми актами. Земельно-правовая ответственность выражается в принудительном изъятии земельного участка у собственников, землепользователей, землевладельцев за систематическое нарушение правил его использования.

Земельно-правовая ответственность выражается в принудительном изъятии земельного участка (прекращении права) у собственников, землепользователей, землевладельцев за систематическое нарушение правил его использования. Принудительное изъятие у собственника его земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного, иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Принудительное изъятие у землепользователей, землевладельцев земельного участка осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Земельный участок может быть изъят посредством принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом госвласти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган госвласти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду ненадлежащего использования в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления. Уполномоченный орган власти направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вреда. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Сочетание видов ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель.

Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения 1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. 2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения 1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ) 2. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями 1. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. 2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. 3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ) 4. Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда. (п. 4 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 123-ФЗ)
Подробнее: http://ipipip.ru/zk/glXIII/

Тема 6. Правовой режим отдельных категорий земель

Понятие, состав земель сельскохозяйственного назначения. Характеристика сельскохозяйственных угодий. Использование земель сельскохозяйственного назначения.

 

1. статья 77 ЗК РФ дает понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения,признавая таковыми земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в составе зон сельскохозяйственного использования входят наиболее продуктивные земли:

1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (см. п. п. 9, 10 ст. 35 ГрК).

Правовое регулирование таких земель осуществляется: нормами ЗК; ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель; ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; ФЗ от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (СЗ РФ. 2007. N 1. Ст. 27) и др.

Поскольку земельное законодательство находится в совместном ведении, то многие субъекты РФ принимают свои законы, восполняющие федеральные; некоторыми субъектами законы, регулирующие земельные отношения, были изданы раньше, чем федеральные, и этим восполнялись пробелы.

Не распространяется действие указанного Закона на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями. Режим использования этих земельных участков регулируется ст. ст. 83 - 86 ЗК.

Так, в составах территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения. Поскольку такой участок находится в пределах городской черты, черты поселка или сельского поселения, то он входит в состав земель поселений (см. ст. 83 ЗК), несмотря на то что на земельном участке выращивается сельскохозяйственная продукция. В сельскохозяйственных целях могут использоваться земельные участки на территории лесного фонда, в составе земель транспорта (например, садовые участки вдоль железной дороги). Эти земельные участки относятся к категории земель, на которых находятся.

В составе земель сельскохозяйственного назначения могут находиться водоемы и лесопосадки или участки, занятые хозяйственными постройками сельхозпредприятий, дорогами. На них распространяется правовой режим соответствующей категории земель. Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют все же не исключения, а сельскохозяйственные угодья, на которых возделывается сельскохозяйственная продукция, являющаяся ценной, а отсюда и причина установления особого режима предоставления, изъятия, использования.

В ст. 77 ЗК РФ дается перечень состава земель сельхозназначения. Сюда включаются земли, предназначенные для сельхозугодий, ведения сельского хозяйства, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, водными объектами и древесно-кустарниковой растительностью, а также объектами, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (здания, строения, сооружения), полосы земель, необходимые для защиты от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Такие земли могут быть в составе земель транспорта и земель лесного фонда.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

2. Использование земель сельскохозяйственного назначения

Целями использования данной категории земель являются производство сельхозпродукции (растениеводческой, животноводческой) вне зависимости от ее предназначения и использования. Субъектами, использующими эти земли, могут быть все юридические (в ЛПХ, СНТ, ОНТ) и физические лица, в том числе иностранные граждане (только в аренде), некоммерческие организации (санатории, учебные комбинаты и др.), которые имеют лицензию на занятие такой деятельностью или в уставных документах которых указано данное использование, опытно-производственные, учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, учебно-опытные и образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля. Порядок предоставления земельных участков им регулируется ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель.

Основную часть земель сельхозназначения используют коммерческие организации. Субъектами землепользования земель данной категории могут быть также общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, предоставление земельных участков которым необходимо для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (см. подробнее ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ"). Правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регулируется ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок отвода, использования и охраны находящихся в собственности субъектов РФ земель традиционного природопользования малочисленных народов.

Для временного использования на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, предоставляются земли сельхозназначения или земельных участков в составе таких земель без перевода этих земель в земли иных категорий при наличии утвержденного проекта рекультивации (т.е. приведения в состояние, пригодное к использованию) этих земель для нужд сельского хозяйства.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается также для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если он не используется в иных целях, предусмотренных ЗК.

В сельскохозяйственные угодья в составе земель сельхозназначения входят: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под садами, виноградниками и другими многолетними насаждениями. Они подлежат охране как особо ценные земли, что заключается в ограничении перевода их в иные категории и запрещении изъятия. Именно таким образом закон обеспечивает особый статус сельскохозяйственных угодий среди земель сельскохозяйственного назначения и приоритет сохранения их для целевого использования. В исключительных случаях допускается перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, например, в случаях, указанных в п. 2 ст. 78 ЗК, или в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, если нет иных вариантов размещения соответствующих объектов (см. подробнее ст. 7 ФЗ "О переводе земель из одной категории в другую").

Сельскохозяйственные угодья подразделяются на 3 категории, минимальные размеры и местоположение которых устанавливаются законами субъектов РФ:

а) приоритетного использования, подлежащие особой охране, к которым относятся опытно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профобразования. Кадастровая стоимость этих земель существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (округу);

б) особо ценные продуктивные угодья, использование которых для несельскохозяйственных нужд, для дачного и иного строительства не допускается;

в) сельскохозяйственные угодья, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, следовательно, земли худшего качества по кадастровой оценке.

Понятие и роль земель поселений. Состав земель поселений и зонирование территорий. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий.

Поселение — территория концентрированного проживания людей. В России все поселения делятся на виды, выделяемые по различным признакам. Используется несколько классификаций поселений. В соответствии с ГК и ЗК поселения делятся на два вида в зависимости от функциональной и производственной специализации — городские и сельские.

Градостроительный кодекс РФ также исходит из наименования территорий концентрированного проживания людей «городскими и сельскими поселениями», определяя их дальнейшую детальную классификацию в зависимости от численности населения. Так, городские поселения подразделяются на сверхкрупные, крупнейшие, крупные, большие города, малые города и поселки. Самостоятельное место занимают города федерального значения, которые по правовому статусу приравнены к субъектам РФ. В особую категорию выделяются городские поселения закрытых административно-территориальных образований. Предусматривается существование и такой категории городов, как «города науки», которым решением Президента РФ присваивается статус наукограда1. Сельские поселения бывают большими, средними и малыми.

Практика учета не совпадает в полном объеме с законодательной классификацией. Так, учетная статистика ведется по городам, подразделяемым на девять видов в зависимости от численности населения, поселкам городского типа четырех видов по численности населения и сельских населенных пунктов, далее не классифицируемых. В общей сложности число поселений превышает 25 тыс., из которых число городов составляет 1097, посёлков городского

1 См. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1750. 202

Глава 13. Правовой режим земель поселений

типа — 1864 и сельских поселений — свыше 24 тыс. Из общего числа городов 220 специализируются на тех или иных видах деятельности, позволяющих придать им статус наукоградов1. Первым наукоградом объявлен г. Обнинск Калужской области.

В составе земель РФ земли, на которых расположены городские и сельские поселения, в законодательстве выделяются в самостоятельную категорию, именуемую землями поселений, которые отделяются от других категорий земель чертой городских и сельских поселений. Черта городских и сельских поселений также является их административной границей. Земельные участки, расположенные в пределах черты, образуют его территорию.

Проекты черты поселений разрабатываются органами местного самоуправления (за исключением городов федерального значения) на основе утвержденной градостроительной и землеустроительной документации, вклюнАя генеральные планы, и вступают в силу после их утверждения органами соответствующих субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления. В категорию земель поселений не входят земли, занятые объектами жилой и производственной застройки, расположенные за чертой поселений. Так, земли, занятые поселками в национальных парках, лесном фонде, места традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации учитываются соответственно как земли особо охраняемых территорий и объектов или как земли лесного фонда. Значительная часть сельских поселений расположена на зем

Наши рекомендации