Землеустройство и организация территории.
Общество в процессе экономического и социального развития постоянно изменяет и совершенствует организацию территории, на которой оно функционирует.
Территориейназывается ограниченная часть земной поверхности с присущими ей природными и антропогенными (созданными человеком) свойствами и ресурсами; она характеризуется площадью, протяженностью, местоположением, конфигурацией и другими качествами.
Организация территории — это ее упорядочение, приведение в определенную систему, соответствующую конкретным производственным или социальным целям. Деятельность людей по приспособлению земли и организации территории для определенных потребностей получила название землеустройства. С этой целью земельные массивы делятся на участки того или иного назначения и размера, размещенные определенным образом относительно друг друга для использования в различных сферах хозяйственной деятельности. На этих участках размещаются предприятия, поля, дороги, населенные пункты и так далее.
Землеустройство осуществляется прежде всего для получений определенного экономического результата. Поэтому землеустроительные органы должны в максимальной степени подчинить свои действия потребностям развития производства. Следовательно, землеустройство представляет собой экономическую операцию, хотя и совершаемую с помощью специальных действий правового и технического характера.
Посредством землеустройства решаются сложные задачи возникновения, укрепления или дробление и ликвидации землевладений и землепользовании. Через землеустройство происходит и смена форм землевладения и землепользования в стране. Тем самым определяется его важная роль в проведении земельной реформы и достижении ее целей.
Земельная реформа
Существовавший в бывшем СССР земельный строй начал формироваться сразу после Октябрьской революции 1917 г., когда был принят Декрет о земле, и окончательно сложился к середине 30-х годов, после коллективизации сельского хозяйства.
Наиболее характерной чертой этого строя было то, что единым и единственным собственником всей земли, составляющей территорию страны в пределах ее границ, было государство. Земля не могла принадлежать никому, кроме государства. Всем, кому она требовалась, она предоставлялась только в пользование. Значительные по площади и ценности участки предоставлялись землепользователям только высшими государственными органами (Советом Министров союзной республики), поскольку считалось, что это обеспечивает охрану и рациональное использование земельных ресурсов. В пользование земля предоставлялась бессрочно и бесплатно.
Основными землепользователями в сельском хозяйстве были колхозы, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия. Гражданам эти земли предоставлялись в пользование только для ведения личного подсобного хозяйства без применения наемного труда. Существовало право вторичного землепользования: колхозы и совхозы предоставляли в пользование своим работникам приусадебные участки. Закон обязывал всех землепользователей использовать землю рационально и в соответствии с ее предназначением. Правовой основой земельного строя служили Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, земельные кодексы союзных республик и другие законы.
Эта система земельных отношений не обеспечивала эффективное и рациональное использование земли в сельском (хозяйстве и других отраслях. Несмотря на строгий государственный контроль, ценные земли разбазаривались, эрозия охватила миллионы гектаров. Крестьяне были фактически отчуждены от земли, что не могло не сказаться крайне отрицательно на развитии сельского хозяйства. Экологическое состояние значительных территорий неуклонно ухудшалось. Все это, в конечном счете, привело к необходимости осуществления радикальной земельной реформы в стране, начавшейся в России в 1990 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «О земельной реформе», а Правительство утвердило Республиканскую программу ее проведения.
Земельная реформа — это законодательно оформленное радикальное переустройство земельного строя и земельных отношений, связанное с преобразованием форм собственности на землю, передачей земли от одних собственников и пользователей другим и соответствующим изменением форм территориального устройства в стране.
Таким образом, земельная реформа — это регулируемый и находящийся под контролем государства процесс перехода к новому земельному строю, представляющий собой концентрированное выражение его земельной политики. Реформа предполагает осуществление совокупности правовых, экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих сравнительно быстрый и безболезненный переход к новым, формам собственности на землю, землевладения и землепользования.
Чтобы обеспечить рост производства сельскохозяйственной продукции, повышение плодородия почв, необходимо задействовать экономические интересы производителей; поэтому основой земельной политики должен стать эффективный экономический механизм регулирования земельных отношений. Он должен быть связан с соответствующими правовыми и организационными мерами и вписываться в общую социально-экономическую политику государства.
Экономический механизм земельной реформы базируется на следующих основных положениях:
- обязательный учет действия объективных экономических законов и процессов, происходящих в обществе;
- сочетание экономических интересов государства, отдельных
- предприятий и граждан;
- экономическая защита сельскохозяйственного землевладения и землепользования, а также защита земель от деградации;
- приоритет природоохранных целей над производственными;
- экономическое стимулирование рационального землепользования;
- экономическая эффективность всех осуществляемых мероприятий.
Денежные средства, необходимые для осуществления земельной реформы, формируются за счет следующих поступлений:
- платы за землю (земельного налога и арендной платы);
- компенсационных платежей за сельскохозяйственные угодья, изымаемые для несельскохозяйственных целей;
- отчислений от продажи земли и иной недвижимости;
- отчислений, связанных с регистрацией землевладений и землепользований;
- целевых государственных дотаций и отчислений от прибыли предприятий, направляемых на осуществление земельной политики, организацию рационального использования и охрану земли;
- других источников (пени, штрафы, международная помощь и так далее).
Введение платы за землю, несмотря на несовершенство существующих ее механизмов, уже позволило подключить экономические интересы землепользователей и ускорить осуществление земельной реформы по всем направлениям.
Земельная политика государства может осуществляться органами исполнительной и законодательной власти, судебными, финансовыми, банковскими органами, различными комитетами. Однако к связи с наличием у них множества других функций, связанных с реализацией внешней и внутренней политики в области экономики и социальной жизни, возникает объективная потребность в создании специальных органов, занимающихся в первую очередь вопросами земельной политики. Цель их деятельности — обеспечить определенный порядок в использовании земель, охранять и закреплять право собственности на землю, облегчать переход права собственности от одного лица (учреждения, организации) к другому; при необходимости определять порядок налогообложения земель и изъятия земельной ренты; организовывать хозяйственно целесообразное использование земли. Поэтому на эти органы обычно возлагаются задачи ведения земельного кадастра, предоставления и изъятия земель, разрешение земельных споров, внутрихозяйственной организации территории, планирования и контроля за использованием земель и осуществлением земельного законодательства.
С точки зрения государства, и права, землеустройство представляет собой деятельность государственных органов по техническому и юридическому оформлению земельных отношений, установлению, обеспечению и охране прав землепользования (землевладения), целенаправленному регулированию использования земли. Другими словами, землеустройство — это установленная законом процедура, направленная на осуществление земельной политики государства. Поэтому в известной мере оно выступает в качестве орудия (системы мер), посредством которого государство регулирует земельные отношения в своих интересах.
Государственный характер землеустройства определяет соответствующий землеустроительный процесс и землеустроительное делопроизводство, имеющие юридическую, техническую и экономическую стороны. Юридическая сторона этого процесса определяет порядок возбуждения, исполнения, утверждения и движения землеустроительного дела; техническая сторона — порядок составления, оформления, выдачи и содержание документов; экономическая — содержание и обоснование проекта, организацию и технологию землеустроительных работ, их финансирование, стоимость и так далее.
Земельная политика государства реализуется наиболее эффективно, когда специиально уполномоченные органы органы находятся в составе и действуют совместно с органами государственного управления или же наделены от имени государства соответствующими правами. Этим объясняется тот факт, что в ряде случаев стандартных правовых, экономических и организационных мер, осуществляемых этими органами, оказывается недостаточно и государство берет в свои руки непосредственное распоряжение земельным фондом, осуществляя аграрные преобразования, земельные реформы, национализацию. Так, при переходе от феодализма к капитализму в ряде стран с помощью землеустройства проводилась политика обезземеливания мелких производителей. Например, в Англии в процессе огораживания (XV—XVII вв.) земли, с которых насильственно сгонялись крестьяне, разбивались на крупные земельные владения для ведения капиталистического сельского хозяйства. В Германии в XVI—XVIII вв. с помощью землеустройства укреплялось помещичье землевладение; крестьянам оставлялись лишь небольшие участки. Во многом аналогичным образом действовало и правительстве России во время реформ 1861 и 1906 гг.
Основная тяжесть работ по реализации земельной политики государства ложится на специально уполномоченные государственные органы, имеющие соответствующую структуру, материально-техническое обеспечение и квалифицированные кадры, способные юридически грамотно, технически правильно и экономически обоснованно решать назревшие проблемы земельной реформы. В то же время с возникновением принципиально новых задач их структура и полномочия нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании.
Основные признаки проведения реформы:
1) отмена монополии государственной собственности на землю, этот принцип реализован на основе ст. 9 и 36 Конституции РФ, в которой земля может находиться в государственной и муниципальной собственности;
2) введение рыночных отношений в области землепользования, земля стала предметом купле – продажи, как и все объекты недвижимости;
3) введение платы за землю;
4) децентрализация управления земельным фондом страны – разделение земель по уровням собственности, управление землями федеральной собственности осуществляется правительством, краевой собственности – администрацией края, землями муниципальной и частной собственности – органами МСУ.
Тема 2. Земельные правоотношения.
Понятие и виды земельных правоотношений.