Профилактика преступлений в экономической сфере и деятельность органов внутренних дел по борьбе с экономической преступности.

Существует множество мер, от социальных и политических до уголовно-правовых, широко применяемых в борьбе с преступностью. Вначале рассмотрим уголовно-правовые меры в конкретном направлении, а именно в «предупреждении преступности» в сфере экономической деятельности.

Итак, свод статей Уголовных кодекса является сдерживающей силой предупреждения – профилактики преступлений.

Рыночные отношения стремительно развиваются и действующее законодательство не обеспечивает уголовно-правовое регулирование с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности. На основе имеющихся статистических и других данных проводится серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению и созданию принципиально новых правовых актов, для регулирования экономической деятельности в сфере уголовного права. Так, согласно изменений и дополнений в УК от декабря 2003 года, были декриминализированы ст.200 – обман потребителей и ст. 183 – заведомо ложная реклама. Были введены абсолютно новые статьи (например, неисполнение обязанностей налогового агента ст.199). С момента появления новых уголовно-правовых запретов и преступлений, как деяний, совершаемых вопреки ним, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного воздействия.

Государство «мешает» преступности, однако преступность также мешает обществу и государству. Эти две стороны непрерывно влияют друг на друга. Хотя преступность и производна от общества, но является относительно самостоятельным социальным феноменом, обладающим способностью к самоорганизации и самодетерминации, активного сопротивления обществу. Конечная цель уголовно-правовой профилактики преступлений в сфере экономической деятельности вывести «криминальный» капитал из тени. С помощью законодательной базы сделать прозрачными все экономические операции, не оставляя места для «теневого капитала». Это сделать очень трудно. Зная психологию преступников и учитывая их крайний эгоизм, устоявшиеся стереотипы поведения, навыки решения возникших проблем, следует ожидать что «теневая экономика» постарается вывести свои капиталы в область неурегулированную правовой нормой и там вложив капитал получить сверхприбыли с полным укрывательством от налоговых обложений.

Рассмотрим экономические меры по предупреждению преступности. Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определённой разновидности преступлений – все эти меры обязательно должны привести к снижению роста экономических преступлений. Чем лучше развит рынок и сфера услуг, чем «прозрачнее» общественные отношения в сфере экономической деятельности, тем меньше место остается для «теневой экономики» и неучтенному криминальному капиталу. Таким образом, получается, что рынок явился причиной «всплеска» преступлений в сфере экономической деятельности и сам же легальный рынок является причиной вытеснения криминального капитала. Несмотря на предупреждения криминологов лица находящиеся у «руля» реформ в нашей стране недооценили криминальный капитал. Режим законности, обеспечение национальной безопасности здесь в расчет не брался. Ожидалось, что криминальный капитал, оказавшийся в руках «золотых» голов начнет работать в интересах общества. Сейчас мы можем констатировать, что это была огромная, грубейшая ошибка. Криминальные капиталы, образованные в результате ограбления Российского народа вывозятся за рубеж и феномен «нового русского» в значительной своей части похож на феномен обогатившегося преступника, откровенно потребляющего, отмывающего, приумножающего и демонстрирующего свои криминальные доходы. Капитализма за 500 дней не получилось не из-за нежелания войти в капитализм, а в первую очередь из-за неразвитости нормативной базы и неразвитости экономических отношений. Работая в должности следователя и сталкиваясь с документами на оплату труда, до сих пор удивляют размеры заработной платы официально начисляемой работникам, В редких исключениях эта сумма более 1000 рублей, с которой берется налог и др. удержания. Реально заработная плата является намного больше.

К социальным мерам относится защита интересов малообеспеченных слоёв населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев и безработных и др. меры. На первый взгляд эти действия не могут повлиять на профилактику преступлений в сфере экономической деятельности, однако, повышаясь, уровень доходов населения автоматически снижает мотивацию преступного поведения. Жизненное устройство беженцев происходит в местностях с существующими общественно-экономическими отношениями и сразу повышается количество «рабочих рук» занятых в экономической сфере деятельности. Улучшая обеспечение безработных, напрямую уменьшается количество лиц, занятых в криминальной экономике.

В качестве организационно-управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно-целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности. В каждом регионе существуют планы экономического развития регионов, что благоприятно сказывается на развитие экономических отношений.

Имеют место в профилактике преступлений и культурно-воспитательные меры, которые включают в себя усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению моральной безнормативности и деградации, эффективное противостояние массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

Ни одна из приведенных выше мер, сама не сможет решить поставленную проблему о профилактике преступлений. Лишь общие усилия могут привести к положительному результату.

Предупредительная работа следователей заключается в возбуждении уголовных дел, установлении виновных в совершении преступления, доказывании их вины. Это оказывает общее и специальное предупредительное воздействие как на лиц виновных в совершении преступления, так и на других граждан, знающих о ведущемся расследовании. По конкретным уголовным делам следователи выявляют причины и условия, способствующие совершению преступления, и вносят представления об их устранении.

К правовым мерам профилактики относятся деятельность органов Министерства юстиции РФ по совершенствованию законодательства и участие в законотворческой деятельности, работа по созданию единый системы правовой информации.


Наши рекомендации