Основные направления предупреждения насильственных преступлений

Основой предупреждения насильственных преступлений является решение глобальных экономических, социальных, политиче­ских, нравственных, правовых и прочих проблем, в первую очередь, конечно, тех, которые непосредственно определяют существование насильственной преступности, ее состояние, динамику и структуру. Повышение экономического благосостояния людей, совершенствование их нравственного воспитания, решение политических задач и проблем повседневного существования, быта имеет перво­степенное значение для борьбы с таким злом, каким является пре­ступное насилие.

Все это, конечно, будет способствовать и снижению тревожнос­ти людей. Как уже говорилось выше, высокий уровень этого нега­тивного явления с неизбежностью порождает агрессивность как способ защиты от действительных или мнимых опасностей. Но дей­ствительных опасностей достаточно много, и здесь деятельность правоохранительных органов должна быть особенно заметной и весомой - имеется в виду их своевременное и эффективное вмеша­тельство в криминогенные конфликты, принятие мер к тем, кто дерзко нарушает общественный порядок и проявляет явное неува­жение к людям. Конечно, очень важно улучшение раскрываемости агрессивных преступлений, и в особенности серийных убийств, сек­суальных и заказных. Бесспорно, должны быть полностью изжиты факты укрывательства опасных насильственных преступлений от регистрации, а значит, и от должного реагирования на них.

В профилактике насильственной преступности следует отвести важную роль деятельности государства по предупреждению этно­религиозных конфликтов и связанных с ними террористических проявлений. Необходима более жесткая борьба с незаконным обо­ротом оружия, который связан как с терроризмом, так и с органи­зованной преступностью. Вообще, чем успешнее бороться с последней, тем легче будет противостоять насилию, посколь­ку преступные организации часто прибегают к нему для решения своих проблем, в том числе для расправы с конкурентами и «преда­телями». Кроме того, некоторые члены преступных сообществ ис­пользуют насилие ради насилия, ради причинения страдания, реа­лизуя тем самым свои садистские наклонности.

Особым объектом профилактического внимания должны стать семья и бытовые отношения людей. Здесь необходимо отметить несколько направлений:

а) разрешение семейно-бытовых конфликтов на профессиональном, когда это нужно, уровне;

б) повышение уровня культуры семьи и особенно внутрисемейного общения;

в) принятие мер к оздоровлению среды, которая окружает семью;

г) блокирование губительных последствий влияния неформальных малых групп с антиобщественной ориентацией, в которые «уходят» подростки из неблагополучных семей, а также выявление и ликвидация малых групп подобного рода;

д) принятие предусмотренных законом мер к родителям, ведущим антиобщественный образ жизни и не обеспечивающим долж­ного воспитания детей.

В России должна быть скорректирована государственная поли­тика в отношении лиц, совершивших наиболее опасные преступ­ления против человека. Прежде всего, необходимо изменить чрез­мерно мягкую карательную политику в отношении убийц и прочих преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Они ни в коем случае не должны отделываться краткими сроками лишения свободы, особенно в случаях неоднократного совершения тяжких агрессивных действий.

Самостоятельного рассмотрения заслуживает вопрос о психи­ческих больных, которые по решению суда направляются в психи­атрические стационары. Освобождение оттуда не должно быть столь простым и легким, как сейчас, поскольку соответствующие лица могут представлять исключительную опасность для общества. Ре­шение комиссии в отношении конкретного лица обязательно дол­жно быть единогласным, в судебном заседании, на котором будет решаться вопрос об их освобождении, целесообразно предусмот­реть участие прокурора и адвоката потерпевшей стороны.

В стране необходимо построить новые психиатрические стаци­онары различных видов режима. Нынешние стационары уже не вмещают того количества людей, которых туда направляют, да и само их состояние оставляет желать лучшего.

Для того чтобы успешно предупреждать насилие, необходимо разработать и реализовать на практике научно обоснованную и про­думанную методику исправления тех, кто уже осужден за насиль­ственные преступления. Это потребует, как минимум, внедрения в практику органов, исполняющих наказание, всех тех предложений и рекомендаций, которые уже выработаны наукой, но не востребо­ваны или слабо востребованы практикой.

В средствах массовой информации должен быть поставлен проч­ный заслон пропаганде насилия. Разумеется, ни о какой цензуре не может быть и речи, однако необходимо возвести некие нравствен­но-психологические преграды на пути бесконечной демонстрации сцен насилия и жестокости. Очевидно, у тех, кто решает вопрос о демонстрации сцен насилия, надо выработать какой-то внутренний запрет, который диктовал бы им возможность или невозможность показа тех или иных жестоких действий.

Поскольку совершению насильственных преступлений активно способствуют пьянство, алкоголизм и наркомания, эти негативные явления должны стать предметом особого профилактического вни­мания. Соответствующая деятельность должна осуществляться с учетом нынешних реалий, когда доступ к спиртным напиткам прак­тически ничем не ограничен. При этом надо иметь в виду, что аг­рессивное преступление нередко совершают лица в нетрезвом со­стоянии, которые не являются алкоголиками.

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений во многом зависит от последовательного проведения в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создаст попутно предпосылки и для успешной борьбы с насильственными преступлениями. В числе этих задач надо выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявления грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострада­ния ко всему живому, улучшение полового воспитания подрост­ков и молодежи, подготовку их к семейной жизни, воспитание уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и вседозволенности.

Активизация работы на этих направлениях способствует стабилизации, а затем и сокращению уровня криминального насилия. Программы усиления борьбы с преступностью, другие целевые программы, а также документы межведомственного и ведомственно-отраслевого комплексного криминологического планирования содержат в этом отношении ряд важных положений. Вместе с тем ресурсное обеспечение их на сегодняшний день не удовлетворительно.

Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфически криминогенных группах населения (представители маргинальной среды; несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотические средства или психотропные вещества; не занятые общественно полезным трудом; ранее судимые; лица с отклонениями в психике). Значимым было бы расширение правовой базы для дифференцированной работы с группами повышенного социального риска и для собственно профилактической работы по месту жительства.

В системе специальных мер борьбы с насильственными преступлениями выделяются меры общей, групповой и индивидуальной профилактики.

Исходя из деления специальных мер общепрофилактического характера на организационные (связанные с организацией учредительной деятельности) и функциональные (по ее непосредственному осуществлению), к числу первых следует отнести изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике насильственной преступности в регионе (оценка состояния тенденций этих преступлений с учетом латентности, криминогенных и антикриминогенных факторов, прогнозирования развития криминологической ситуации, оценка эффективности осуществляемых профилактических мероприятий и пр.), криминологическое планирование, профилактическую отработку отделы территорий и объектов и т.д.

К функциональным относятся меры по осуществлению профи­лактического контроля и воздействия в соответствующей мик­росреде: систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступления против личности и общественного по­рядка (скверы, строящиеся здания, подвалы, чердаки, заброшен­ные строения, рюмочные, закусочные и пр.); обеспечение дисло­кации милицейских служб с учетом места и времени совершения большинства рассматриваемых деяний; проведение специальных профилактических рейдов, проверок, отдельных комплексных операций; осуществление мероприятий, направленных на свое­временное выявление и изъятие незаконно хранимого оружия, пресечение фактов его противоправного изготовления в производ­ственных условиях; обеспечение профилактической деятельности других государственных органов и общественных организаций и поддержание с ними постоянного взаимодействия; правовое вос­питание граждан и т.д.

Исключительно важным направлением в деятельности по борьбе с насильственными преступлениями является групповая и индивидуальная профилактика. Ее объекты - лица, которые по причине своей антиобщественной агрессивно-насильственной направленности могут совершить насильственные преступления.

Наиболее сложная задача в индивидуальной профилактике - выбор тех признаков-индикаторов, которые могут быть положены в основу прогностической оценки личности.

Весьма важна виктимологическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения (скандалистов, постоянно конфликтующих; лиц, попадающих в состоянии опьянения в виктимогенные ситуации; лиц, склонных случайным компаниям, приглашениям незнакомых людей, легкомысленному поведению в общественных местах и т.д.).

Значимость этой работы подтверждается ростом в последние годы уровня виктимизации населения.

Серьезное внимание следует уделить уголовно-правовой профилактике насильственных преступлений, в частности возможности использования в борьбе с ними отдельных уголовно-правовых норм и институтов с непосредственно выраженной профилак­тической направленностью. Это, прежде всего нормы Общей части Уголовного кодекса, регламентирующие институты необходимой обороны, задержания преступника, крайней необходимости, также нормы, стимулирующие добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние. Их содержание и значение необходимо разъяснять гражданам в ходе осуществления правовой пропаганды.

Важную профилактическую роль играют нормы Особенной части Уголовного кодекса с так называемой двойной превенцией. Это нормы об уголовной ответственности за деяния, создающие условия и непосредственную обстановку совершения других, более тяжких преступлений. Речь идет именно о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм - против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования.

Обеспечение ответственности за само криминальное насилие, в свою очередь, чрезвычайно важно для общей и специальной превенции.

Очень важной в этой связи представляется проблема своевре­менного и полного выявления и раскрытия этих преступлений. Она тесно связана с последовательным осуществлением мероприя­тий по снижению их латентности. В этой связи значим эффектив­ный прокурорский надзор за исполнением требований закона о своевременной и полной регистрации заявлений и сообщений о насильственных преступлениях, своевременном и обоснованном их разрешении; введение новой системы оценок деятельности ми­лиции.

Серьезное внимание надо обратить также на возможности ин­формационной системы «лечебное учреждение - правоохрани­тельный орган». Ее использование в значительной степени могло бы способствовать снижению уровня латентности фактов преступ­ного причинения вреда здоровью. Медицинские учреждения в со­ответствии с требованиями нормативных актов обязаны сообщать в милицию о всех травмах криминального характера. Однако эти обязанности на практике выполняются недостаточно полно. Поэ­тому надо обеспечить тщательный учет лиц, поступающих с таки­ми повреждениями в лечебные учреждения, и фиксацию инфор­мации о них в книге заявлений и сообщений о преступлениях де­журными частями органов внутренних дел.

Существенное профилактическое значение имеют оперативно- розыскные мероприятия, направленные на недопущение криминальных насильственных посягательств со стороны замышляющих их лиц. Основная роль здесь принадлежит оперативным аппаратам органов внутренних дел, особенно подразделениям уголовного розыска. Оперативно-розыскная профилактика, прежде всего, предполагает сбор в ходе поисковых мероприятий негласной разведывательной информации о лицах с повышенной криминальной активностью (ранее судимых, алкоголиках, наркоманах, бытовых дебоширах, членов групп с антиобщественной направленностью, лицах, связанных с участниками организованных преступных формирований, и др.). Совокупность полученных сведений, дающих основания для вывода о вероятности криминального поведения, указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за такими лицами в целях своевременного предупреждения и пресечения подготавливаемых ими преступлений. Используемые при этом методы оперативно-розыскной деятельности разнообразны. Это и профилактическое воздействие через негласных сотрудников на членов криминальных и антиобщественных формирований, а также на лиц, конфликтующих в семейно-бытовой сфере, и разобщение путем проведения оперативных комбинаций враждующих группировок в условиях исправительных учреждений, и оперативное прикрытие объектов, намеченных преступниками для совершения грабежей, разбойных нападений, похищений людей, бандитских налетов, и пр. Оперативно-розыскная профилактика особенно актуальна в отношении лиц, ранее судимых за насильственные преступления. Применение к ним традиционных методов индивидуальной профилактики (меры убеждения, воспитания и т.п.) неэффективно. В условия современной криминологической ситуации необходимы оперативные и жесткие меры.

Весьма значима также оперативная разработка некоторых частных охранных и детективных структур, могущих выполнять роль бандформирования при фирме-спонсоре либо криминалы заказы различных коммерческих организаций.

В деле предупреждения насильственных преступлений значительное место принадлежит участковым инспекторам милиции, поскольку представители этой службы повседневно общаются с населением, трудовыми кол­лективами, должностными лицами предприятий и орга­низаций, общественными организациями. Профилак­тическая работа участковых инспекторов милиции рас­пространяется на семейно-бытовую сферу, такие обще­ственные места, как улицы, скверы, зоны отдыха, куль­турно-зрелищные учрежде­ния, кафе, торговые пред­приятия и др. Они проводят обследование мест возмож­ного совершения правонару­шений (подвалов, чердаков, подъездов домов, заброшен­ных помещений и т.п.), ведут наблюдение за группировками лиц, склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства, изучают состояние общественного порядка. На основании этого устанавливаются причины и условия, способствующие преступлениям, и принимаются меры по их устранению. В частности, проводятся профилактические беседы с правонарушителями, ведется их учет, организуется профилактическая работа с ними, разобщаются или переориентируются на правопослушное поведение группировки, созданные на антиобщественной основе, вносятся предложения в жилищные органы, администрации предприятий по устранению нарушений правил общежития, укреплению общественного порядка и активизации профилактической работы общественных формирований, отдельных граждан. Сведения о лицах, склонных к насильственным преступлениям, причинах и условиях, способствующих правонарушениям, местах их возможного совершения должны накапливаться и постоянно дополняться участковыми инспекторами милиции в паспорте на административный участок и служить основой для организации всей профилактической работы.

Возможности по предотв­ращению насильственных преступлений имеют аппара­ты по борьбе с экономичес­кой преступностью. Ими при­нимаются меры к недопуще­нию разрешения экономи­ческих споров силовыми ме­тодами, путем кровавых раз­борок, выявляются факты не­законного изготовления, хи­щения оружия на промыш­ленных предприятиях, ве­дется оперативно-розыск­ная работа на черном рынке оружия, незамедлительно принимаются меры по уст­ранению фактов небрежного хранения на объектах обслу­живания огнестрельного оружия, взрывчатых и отрав­ляющих веществ.


Наши рекомендации