Понятие и общая характеристика насильственных преступлений
Акты насилия в современном обществе стали привычным поведенческим стереотипом, в связи с чем происходит постоянный рост тяжких, преступлений против личности и общественной безопасности. Однако до настоящего времени в юридической литературе и в уголовном законе насилие толкуется неоднозначно и противоречиво. В Уложении о наказании уголовном и исправительном 1845 года признавалось только насилие физическое. В это понятие включались побои и иные насильственные действия, причиняющие боль. Такое понятие насилия по существу осталось в уголовном законе и сегодня. Уголовный закон Российской Федерации называет насилием только физическое воздействие на человека, а способы психического характера обезличивает, обозначая их лишь как угрозу применения насилия. Между тем угроза сама по себе является насилием, способным не только сломить волю человека, но и причинить ему психическую травму.
Ф. Ницше доказывал, что насилие необходимо и полезно как в межличностных отношениях, так и в международном масштабе. Он признавал насилие даже к самому себе, изгоняя лень, смирение, нигилизм и другие собственные психологические пороки.
«Насилие - это действие стеснительное, обидное, незаконное и своевольное», - определяет насилие В. Даль. В другом русском словаре насильник также толкуется как «притеснитель, угнетатель». Прежде всего, следует признать, что насилие - действие умышленное и противозаконное, осуществляемое против или помимо воли потерпевшего и ему во вред. Причинение физического или психического вреда по неосторожности нельзя относить к насилию по тем основаниям, что эти действия хотя и противоправные, но не своевольные.
Что касается психического насилия, то оно может осуществляться, прежде всего, в форме любых угроз. Угроза способна не только подавить волю потерпевшего, но и причинить ему психическую травму иногда не менее опасную для здоровья личности, чем травма физического характера. Кроме того, психическое насилие может осуществляться не только в форме угроз, но и в иных формах информационного и неинформационного плана. В частности, к информационным формам относятся наряду с угрозой также оскорбление и клевета, которые по содержанию умысла виновного, как правило, направлены на причинение потерпевшему психической травмы в целях мести или насильственного воздействия на его волю.
К неинформационным формам психического насилия нужно отнести способы воздействия непосредственно на мозг человека, осуществляемые в целях изменения функций его психики в интересах насильника. К таким способам следует отнести электронную стимуляцию мозга, гипноз, воздействие на мозг различными наркотическими средствами, в том числе наркозом, и др. при условии, если это осуществляется умышленно, против или помимо воли человека в преступных целях.
В группу насильственных преступлений входит значительная часть посягательств, в которых физическое и психическое насилие над личностью играет роль способа достижения преступной цели. Специалисты справедливо относят к тяжким насильственным преступлениям убийства, умышленное причинение тяжкого вреда, изнасилование и хулиганские действия. Эти преступления наносят ущерб наиболее важным в гражданском обществе ценностям и имеют много криминологических свойств.
В целом тяжкая насильственная преступность занимает в структуре преступности незначительное место. Так, удельный вес этих преступлений в структуре преступности в 2004 г. составлял 7,3%. Эта доля достаточно устойчива на протяжении многих лет. Однако при этом нельзя забывать о росте зарегистрированных преступлений, что указывает на рост насильственных преступлений в абсолютных цифрах. Так, в 2004 г. доля убийств равнялась 1,1%, тяжких телесных повреждений - 1,7%, изнасилований - 0,3%, хулиганства - 4,2%. Тем не менее общее количество этих преступлений достаточно велико.
Перечисленные преступления образуют по объективным причинам самостоятельный блок. Для него характерно внутреннее единство в силу социально-психологического механизма криминального поведения, в основе которого лежит агрессивно-пренебрежительное отношение к обществу в целом и отдельной личности в частности, высокой степенью общественной опасности и преступных последствий.
Уголовный кодекс 1996 г. пополнил этот блок не менее тяжкими преступлениями, какими являются похищение человека (ст. 126 УК РФ) и незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ), которые получили достаточное распространение в связи с событиями в Чеченской республике.
На рубеже веков состояние тяжкой насильственной преступности характеризуется следующими чертами.
Динамике тяжкой насильственной преступности присуща непоследовательность. В течение 70-х гг. прошлого века она последовательно возрастала, затем на рубеже 70-80-х гг. наступила определенная стабилизация, а потом - ее снижение до конца 80-х гг. К факторам, обусловившим снижение этого вида преступности, нужно отнести, активизацию борьбы с преступностью в целом и отклоняющимся поведением, в частности являющимся ее питательной средой. Речь идет об алкоголизации населения. В дальнейшем проявилась тенденция к росту этих преступлений.
Определяющими показателями насильственной преступности по-прежнему остаются ее ситуационный характер и распространенность в бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности. В настоящее время переход к рыночным отношениям сопровождается апатией, нежеланием, а порой невозможностью для многих лиц адаптироваться к новым экономическим отношениям, что влечет нарастание социальной напряженности параллельно с ослаблением традиционных форм контроля за поведением граждан. По данным специального исследования, 85-90% насильственных преступлений совершаются на почве бытовых или досуговых мотивов. При этом умышленные убийства преобладают в сфере быта, а умышленные телесные повреждения, изнасилования, хулиганство - в сфере досуга.
Однако на этом «благоприятном» фоне присутствуют существенные качественные изменения, которые иначе как к негативным отнести нельзя.
Прежде всего, в структуре насильственной преступности медленно, но последовательно растет доля предумышленных преступлений, для которых характерны планирование преступного акта и его подготовка. По данным специального исследования, с заранее обдуманным умыслом в настоящее время совершается около 20-25% умышленных тяжких телесных повреждений, 25-30% (а по некоторым данным - 50%) убийств, более 60% изнасилований.
Насильственная преступность в наиболее тяжких ее проявлениях приобрела организованные формы с использованием легальных законодательных возможностей. В стране появляются преступные группы, специализирующиеся на насилии для защиты противоправных интересов экономического характера. При этом они действуют под прикрытием частных детективных, охранных и иных предприятий.
В насильственной преступности достаточно прочно закрепились зачатки профессионализма, чему способствуют конфликты на национально-этнической почве. В среде граждан различной национальности с насильственной, агрессивной установкой личности формируются банды наемников, боевиков, террористов, профессиональных убийц. Ежегодно правоохранительные органы выявляют несколько сотен случаев «заказных» убийств (убийств по найму).
Насильственные преступники осуществляют быстрое количественное и качественное перевооружение. В частности с применением стандартного и самодельного огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в 2004 г. было совершено более 13 тыс. преступлений. Если в конце XX в. преступники были вооружены в основном охотничьими ружьями и предметами хозяйственно-бытового назначения, то в начале XXI в. ситуация резко меняется в худшую сторону. При совершении тяжких насильственных преступлений широко используются огнестрельное оружие, в том числе иностранного производства, гранатометы, взрывные вещества и взрывные устройства.
В настоящее время серьезно изменилась эмоционально-мотивационная основа совершения тяжких телесных преступлений.
Определяющими мотивами насильственных преступлений остаются традиционные мотивы, связанные с хулиганскими побуждениями, местью и ревностью, а в сфере сексуальных преступлений - сексуальные побуждения в виде стремления к удовлетворению половой страсти в грубой или извращенной формах с причинением не вызываемого необходимостью физического вреда, то есть сексуальные и хулиганские побуждения находятся в органичном единстве, обусловленном желанием преступника опорочить сексуального партнера, поглумиться над его честью и достоинством. В то же время следует отметить, что увеличивается доля убийств, совершаемых из корыстных побуждений, в связи с имущественным расслоением общества. Криминальное насилие с особой активностью осваивает экономические сферы, так или иначе связанные с приватизацией имущества. Характерным признаком насильственной преступности становится мотив удовлетворения потребности в агрессивном и жестоком насилии. Некоторые преступники объясняют свою жестокость желанием видеть процесс смерти человека (жертвы).
В связи с изложенным уместно заметить, что все очевиднее становится процесс сращивания экономической и насильственной преступности. Отдельные представители экономической преступности охотно прибегают к услугам лиц, специализирующихся на совершении насильственных преступлений, а «авторитеты» насильственной преступности не менее охотно увеличивают свое богатство легальными экономическими методами. В последнее время все чаще появляются преступные организованные группы, руководство которых специализируется на совершении как экономических, так и насильственных преступлений.
Серьезным образом ухудшаются социально-психические характеристики насильственных преступников, по поводу чего криминологи уже много лет бьют тревогу.
Прежде всего, криминальные наклонности в сфере криминального насилия стали проявлять представители социальных слоев, которым ранее оно не было свойственно. Все чаще к криминальному насилию обращаются не деклассированные элементы, рабочие и служащие, а военнослужащие, студенты, аспиранты и научные работники.
Затем насильственная преступность все больше приобретает черты «женского лица». Медленно, но постоянно растет число преступлений, совершаемых женщинами.
Криминологи каждый год отмечают, что преступность молодеет. В криминальное насилие все больше вовлекается молодежь, не достигшая возраста «социальной зрелости», то есть 28 лет. Доля лиц молодого возраста самая высокая среди изнасилователей. По социологическим данным, на долю лиц до 21 года приходится до 60-65% всех изнасилований.
Следует обратить внимание на то, что насильственная преступность расширяется в социально-неустойчивой, маргинальной среде. К ней относятся деклассированные или полудеклассированные элементы в лице алкоголиков, наркоманов, токсикоманов, бродяг, проституток, сутенеров, граждан с уголовным прошлым, не сумевших адаптироваться к новым социально-экономическим условиям развития общества.
По данным специальных исследований, удельный вес этих лиц по делам о совершении насильственных преступлений колеблется от 12 до 15%.
Среди преступников, совершающих насильственные преступления, возрастает доля лиц, имеющих различные психические отклонения, находящиеся как за пределами уголовной ответственности, так и в рамках уголовно-правового института, вменяемости (сексуальные отклонения, психопатия, дебильность, органические поражения центральной нервной системы и т. п.). Эта характеристика насильственной преступности обусловлена алкоголизацией и наркотизацией российского населения. Выборочные социологические исследования указывают на то, что 25-30% убийц страдают психическими расстройствами.
Нельзя не заметить, что среди насильственных преступников растет доля рецидивистов. В среднем доля ранее судимых лиц в числе установленных преступников составляет около 30%. В то же время исследования свидетельствуют о том, что ранее судимыми лицами совершаются до 51% умышленных убийств, до 55% причинений тяжкого вреда здоровью, до 52% хулиганских действий. При этом наблюдается также рост специального, многократного и пенитенциарного рецидива преступлений рассматриваемых категорий. В то же время доля ранее судимых лиц среди осужденных за совершение изнасилований намного ниже. Однако и эта доля не может удовлетворять общество и правоохранительные органы, ибо она составляет около 30%.
Подавляющее большинство тяжких насильственных преступлений совершается в мегаполисах. Значительная часть оставшихся преступлений приходится на средние и малые города, а также на рабочие поселки. Это объясняется, прежде всего, двумя обстоятельствами. Во-первых, в городах проживает подавляющее большинство населения России. Во-вторых, в городах утрачен социальный контроль в силу анонимности населения и узкого круга общения жителей городов. Высокий уровень тяжкой насильственной преступности в рабочих поселках определяется образом жизни населения, его негативными традициями и небольшими возможностями выбора поведения, поскольку рыночные отношения в сравнении с большими городами находятся в этих поселках в зачаточном состоянии.
Важным фактором, влияющим на механизм совершения насильственных преступлений, является обстановка их совершения (наличие или отсутствие соучастников и очевидцев преступления и содержание их поведения в криминальной ситуации). При этом следует отметить, что количество соучастников при совершении убийств без смягчающих и отягчающих обстоятельств не превышает двух-трех лиц. Ситуация резко меняется, когда речь заходит об убийствах, причинении тяжкого вреда здоровью, хулиганстве. В этих случаях количество соучастников достигает 5-20 и более лиц.
Поведение жертв преступления и его очевидцев также разнородно: от активного сопротивления преступлению и попыток его предотвращения до пассивного наблюдения за криминальным конфликтом, как со стороны жертвы, так и со стороны очевидцев.
Криминологически значимым элементом тяжких насильственных
преступлений является их латентность. В правовой литературе прочно
укоренилось мнение, что латентность этих преступлений незначительна
и их регистрация отражает реальное место насильственных преступлений в структуре преступности. Однако практика борьбы с ними и по явившийся слабый контроль общественности свидетельствуют о том, что латентность всех тяжких насильственных преступлений существенно увеличилась. Рост их латентности происходит за счет увеличения числа без вести пропавших; совершения преступлений в маргинальной среде и регионах с национально-этническими конфликтами, в Вооруженных Силах Российской Федерации. Так, по оценкам экспертов в армии совершается не менее 200 тыс. тяжких преступлений в год. При этом жертвами этих преступлений становятся в основном военнослужащие срочной службы, только что призванные для ее прохождения. По количеству тяжких насильственных преступлений на 10 тыс. человек наша страна уже не уступает экономически развитым странам, за исключением Швейцарии, Японии и некоторым другим государствам.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что официальная отечественная статистика идет по стопам доперестроечной статистики и по-прежнему не отражает реальной картины преступности в целом и насильственной преступности в частности. Достаточно сослаться на то, что, по данным МВД РФ, в 2004 г. в производстве находилось 146 уголовных дел об убийствах по найму. Сведения о раскрываемости этих преступлений отсутствуют. Между тем, по мнению специалистов, в стране совершается как минимум в три раза больше таких преступлений, чем их зарегистрировано официальной статистикой.