Тема: Беседа как один из основных методов экспериментальной психологии

1. Основные требования к организации интервью, опрос и анкетирование.

2. Основные требования к проведению интервью, опроса и анкетирования.

3. Провести на занятии интервью с целью сбора информации для психологического портрета личности (проводится на занятии по заранее подготовленному плану, который студенты готовят самостоятельно).

4. Составить анкету «Что больше всего Вас беспокоит в современной жизни?». Провести анкетирование на занятии, сделать выводы.

5. Статистическая обработка данных по результатам проведения интервью, опроса и анкетирования.

Литература: [6; 9; 13; 16; 20 + самостоятельный поиск литературы].

Лабораторное занятие № 3. (2 часа)

Тема: Клиническая беседа в экспериментальном исследовании.

1. Требования к организации клинической беседы.

2. Требования к проведению клинической беседы.

3. Роль консультанта в беседе.

4. Формы фиксации результатов в методе беседа.

5. Решение проблемных ситуаций (путем имитации консультативной беседы) – на занятии. Студентам за неделю до занятия получить у преподавателя проблемную ситуацию. Найти в группе «клиента». Подготовиться к демонстрации на занятии клинической беседы между психологом и клиентом согласно заданной проблеме.

Литература: [6; 9; 13; 16; 20 + самостоятельный поиск литературы].

Лабораторное занятие № 4. (2 часа)

Тема: Активные методы психологического обучения.

1. Понятие про активные методы обучения и их место в экспериментальной психологии.

2. Сферы деятельности для использования активных методов обучения.

3. Виды активных методов обучения.

4. Особенности работы в методе:

- инцидента;

- погружения;

- деловая игра;

- мозговой штурм;

- тренинг;

- метод конкретных ситуаций.

Проведение на занятиях студентами метода погружения, мозговой штурм, деловая игра (по предварительной договоренности с преподавателем).

5. Защита программы по использованию одного из активных методов психологического обучения (с полной характеристикой метода, историей его возникновения, формой проведения, наглядностью, и т.д.). Один студент презентует один метод с примером (не повторяться, за неделю до занятия предоставить преподавателю информацию о выбранном методе).

Литература: [5; 6; 9; 13; 14; 16; 17; 18; 20 + самостоятельный поиск литературы].

Лабораторное занятие № 5. (2 часа)

Защита экспериментального психологического исследования.

Лабораторное занятие № 6. (2 часа)

Тема: Судебно-психологическая экспертиза.

1. Понятие о судебно-психологической экспертизе.

2. Требования к проведению судебно-психологической экспертизы.

3. Оформление и предоставление документации.

4. Состояние аффекта, психологические факторы возникновения этого состояния.

5. Быть готовым к обсуждению статьи: 1) Ф. С. Сафуанов «Судебно-психологический экспертологический анализ» // Психологический журнал. – 2001. – Том 22. - № 3. – С. 15-25. 2) «Судебно-психологическая экспертиза аффекта» Ф.С. Сафуанов Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе : Научно-практическое пособие. – М.: Гардарика, 1998. – 192 с. (см. Приложение 2).

Литература: [6; 9; 15 + самостоятельный поиск литературы].

Лабораторное занятие № 7. (2 часа)

Тема: Архивный метод: теория, сфера использования, средства обработки данных.

1. Цель, задачи и принципы архивного метода.

2. Средства обработки данных полученных архивным методом.

3. Метод контент-анализа, его специфика и сфера использования.

4. Провести биографический метод и обработать результаты [15, с 324].

5. Обработать методом контент-анализа 1 статью по самостоятельному выбору.

Литература: [6; 9; 13; 16; 20 + самостоятельный поиск литературы].

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование [пер. с англ] / под ред. Гуревича К. М., Лубовского В. И. – М. : Педагогика, 1982 – в 2-х кН

2. Бююль А. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей ; [пер. с нем.] / Ахим Бююль, Петер Цефель. – СПб. : ООО «ДиаСофтЮп», 2002. – 608 с.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций. – М. : Изд-во МГУ, 1988 – 193 с.

4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: [пер. с англ.] – М. : Изд-во Моск. ун-та. – 205 с.

5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. – 560 с.

6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / Владимир Николаевич Дружинин. – СПб. : Питер, 2001. – 320 с.

7. Ермолаев О. Ю. Математические методы для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев. – М. : Московский психолого – соцальный институт: Флинта, 2002. – 336 с.

8. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога / В. В. Константинов. – СПб. : Питер, 2006. – 272 с.

9. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы : учеб. для вузов / Т. В. Корнилова. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 381 с.

10. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / [отв. ред. А. Ф. Кудряшов]. – СПб. : Петраком,1993. – 318 с.

11. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / Андрей Дмитриевич Наследов. – [2-е изд.]. – СПб. : Питер, 2007. – 416 с.

12. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособ. / Андрей Дмитриевич Наследов. – [3-е изд.]. – СПб. : Речь, 2007. – 392 с.

13. Основы психологии : практикум / [ред.-сост. Л. Д. Столяренко]. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

14. Практикум по социально-психологическому тренингу / [под ред. Б. Д. Парыгина]. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 352 с.

15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / [под ред. А. И. Крылова]. – СПб. : Питер, 2001. – 560 с.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 485 с.

17. Словарь-справочник по психологической диагностике / под ред. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозова. – К. : Наук. думка, 1989. – 200 с.

18. Словарь практического психолога / [сост. С. Ю. Головин]. – Мн. : Харвест, 1997. – 800 с.

19. Фресс Л., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: [пер. с англ.] / Фресс Л., Пиаже Ж. – М. : Прогресс, 1966. – 238 с.

20. Экспериментальная психология: практикум: учебное пособие для вузов / Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др., [под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой]. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

Информационные ресурсы:

1. Литература к курсу. – Электронный ресурс. – Режим доступа:[http://www.medicinform.net/human/anatomy/anatomy1.htm].

2. Справочная литература. – Электронный ресурс. – Режим доступа:[http://anatomiq.ru/1.html]

3. Литература к курсу. – Электронный ресурс. – Режим доступа:[http://www.medialecture.ru/node/464]

4. Литература к курсу. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/index.htm. http://tpl.uzhgorod.ua/index.files/metod/Novi_tecn.doc

5. Экспериментальная психология

Учебники по психологии.

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Описать метод «Q – сортировка».

2.Предоставить классификацию методам психологического измерения.

3.Раскрыть понятие «научная теория» и выделить его структуру.

4.Определите цель, задачи и технологии проведения тренинговых занятий.

5.Определить этические принципы работы практического психолога.

6.Дать характеристику «метода конкретных ситуаций».

7.Раскрыть принципы организации системного подхода в работе практического психолога.

8.Раскрыть понятие научного исследования, его принципы и структура.

9.Раскрыть сущность процедуры рандомизации.

10.Сделать сравнительный анализ компьютерного и бланкового варианта методики 16 PF Кетелла.

11.«Архивный метод» в психологии: теория и практика.

12. Разработать план проведения экспериментального исследования (этапы и их характеристика).

13. Охарактеризовать методы аутогенной тренировки и привести примеры.

14. Понятие «экспериментальная гипотеза и ее виды.

15. Раскрыть особенности использования метода беседы» в экспериментальной психологии.

16.Понятие метода и методологии экспериментального исследования. Раскрыть классификацию методов по Б.Г. Ананьеву, С.Л. Рубинштейну.

17. Указать к какой группе относится методика : «Шкала умственного развития Бине – Симона» и определить ее особенности.

18. Психологическое измерение и его характеристика, типы шкал.

19. Приведите примеры и опишите методы исследования индивидуально – психологических особенностей человека.

20. Дать характеристику и раскрыть возможности использования метода тестов в экспериментальном исследовании.

21. Метод эксперимента в психологии, его характеристика, виды и особенности.

22. Особенности составление «поведенческого портрета личности» (этапы работы психолога, требования к оформлению документации).

23. Раскрыть специфику экспериментального исследования с одной и несколькими независимыми переменными.

24. Дать характеристику поведенческих реакции исследуемых во время проведения экспериментального исследования (эффект «Плацебо» и другие).

25. Раскрыть особенности использования метода контент – анализа в экспериментальной психологии.

26. Метод инцидента как метод активного социального обучения.

27. Опишите возможные ошибки экспериментатора во время проведения метода наблюдения.

28. Описать психологические особенности поведения человека в состоянии «аффекта».

29. Дать характеристику кореляционному и факторном видам экспериментального исследования.

30. Составить программу экспериментального исследования по проблеме: диагностика интеллектуального развития ребенка 3 – х лет.

31. Активные методы психологии.

32. Составить программу экспериментального исследования цель которой стандартизация методики.

33. Раскрыть особенности использования методики «Завершение предложений» в экспериментальном исследовании.

34. Метод наблюдения в экспериментальной психологии, его особенности и виды.

35. Дать характеристику метода погружения как метода активного социального обучения.

36. Дать характеристику зависимой и независимой переменной в экспериментальном исследовании и определить взаимоотношения между ними.

37. Раскрыть особенности идеального и реального экспериментального исследования.

38. Метод беседы в экспериментальной психологии, его особенности и виды.

39. Раскрыть особенности проведения и использования методики Айзенка.

40. Дать характеристику пилотажному и квазиэкспериментальному психологическим исследованием.

41. Деловая игра: теория и опыт использования.

42. Раскрыть особенности проведения судебно – психологической экспертизы.

43. Дать характеристику методам интроспекции и самонаблюдения.

44. Внутренняя и внешняя валидность как обязательное условие экспериментального исследования.

45. Раскрыть особенности кроскультурного и лонгитюдного экспериментального психологического исследования.

46. Метод мозгового штурма: теория и специфика проведения.

47. Дать характеристику метода опроса в экспериментальном психологическом исследовании, привести примеры.

48. Роль личности экспериментатора и исследуемого в ситуации психологического эксперимента.

49. Определить и охарактеризовать этапы проведения экспериментального психологического исследования.

50. Определить особенности фиксации результатов и их статистической обработки во время беседы.

51. Дать характеристику методам контроля влияния личности исследуемого на процедуру эксперимента.

52. Раскрыть возможности использования в экспериментальном психологическом исследовании методики «Свободные ассоциации».

53. Характеристика архивного метода, его видов.

54. Процедура апробации методики в экспериментальном исследовании.

55. Дневник наблюдения: общая характеристика, требования к оформлению.

56. Дать характеристику методам интроспекции и самонаблюдения.

57. Раскрыть принцип статистической обработки полученных результатов по методу беседа.

58. Определить и охарактеризовать ошибки экспериментатора при оценке деятельности исследуемого.

59. Раскрыть принцип статистической обработки полученных результатов по методу наблюдения.

60. Методы обработки и интерпретации данных, полученных по результатам экспериментального исследования.

61. Метод контент – анализа: теория, авторы, принципы.

62. Раскрыть принцип статистической обработки полученных результатов по методу беседа.

63. Деловая игра: теория и опыт использования.

64. Определить особенности фиксации результатов и их статистической обработки во время беседы.

65. Роль личности экспериментатора и исследуемого в ситуации психологического эксперимента.

66. Раскрыть особенности проведения и использования методики Айзенка.

67. Раскрыть сущность процедуры рандомизации.

68. Дать характеристику методам контроля влияния личности исследуемого на процедуру эксперимента.

69. Составить программу экспериментального исследования цель которой стандартизация методики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дневник наблюдения

Дневник наблюденийпредставляет собой отдельную тетрадь, в которой фиксируются данные наблюдения. На первой странице записываются имя наблюдаемого человека, его пол, возраст, имя и фамилия наблюдателя. Каждая запись в дневнике предваряется указанием даты, времени и продолжительности наблюдения, упоминается также день недели. Страницы, на которых ведутся данные записи наблюдения, имеют широкие поля для последующих замечаний наблюдателя и предварительного анализа наблюдавшихся фактов. Кроме фактов наблюдения и суждений наблюдателя по их поводу в дневнике не должно содержаться никаких других записей. Наблюдатель обязан правильно применять терминологию, язык должен быть строгим, деловым, точным и метким.

Для того, чтобы наблюдение имело научный характер, необходимо, чтобы оно:

1) Было целенаправленным, а не случайным;

2) Осуществлялось планомерно и систематически;

3) Было обеспечено достаточно широкой информацией об обследуемом явлении (как можно больше фактов);

4) Чтобы результаты четко фиксировались.

Наблюдение имеет потребность в четкости и точности фиксации его данных. Этого можно достичь, используя бланки (табл.).

Таблица

Наши рекомендации