Тема: Беседа как один из основных методов экспериментальной психологии
1. Основные требования к организации интервью, опрос и анкетирование.
2. Основные требования к проведению интервью, опроса и анкетирования.
3. Провести на занятии интервью с целью сбора информации для психологического портрета личности (проводится на занятии по заранее подготовленному плану, который студенты готовят самостоятельно).
4. Составить анкету «Что больше всего Вас беспокоит в современной жизни?». Провести анкетирование на занятии, сделать выводы.
5. Статистическая обработка данных по результатам проведения интервью, опроса и анкетирования.
Литература: [6; 9; 13; 16; 20 + самостоятельный поиск литературы].
Лабораторное занятие № 3. (2 часа)
Тема: Клиническая беседа в экспериментальном исследовании.
1. Требования к организации клинической беседы.
2. Требования к проведению клинической беседы.
3. Роль консультанта в беседе.
4. Формы фиксации результатов в методе беседа.
5. Решение проблемных ситуаций (путем имитации консультативной беседы) – на занятии. Студентам за неделю до занятия получить у преподавателя проблемную ситуацию. Найти в группе «клиента». Подготовиться к демонстрации на занятии клинической беседы между психологом и клиентом согласно заданной проблеме.
Литература: [6; 9; 13; 16; 20 + самостоятельный поиск литературы].
Лабораторное занятие № 4. (2 часа)
Тема: Активные методы психологического обучения.
1. Понятие про активные методы обучения и их место в экспериментальной психологии.
2. Сферы деятельности для использования активных методов обучения.
3. Виды активных методов обучения.
4. Особенности работы в методе:
- инцидента;
- погружения;
- деловая игра;
- мозговой штурм;
- тренинг;
- метод конкретных ситуаций.
Проведение на занятиях студентами метода погружения, мозговой штурм, деловая игра (по предварительной договоренности с преподавателем).
5. Защита программы по использованию одного из активных методов психологического обучения (с полной характеристикой метода, историей его возникновения, формой проведения, наглядностью, и т.д.). Один студент презентует один метод с примером (не повторяться, за неделю до занятия предоставить преподавателю информацию о выбранном методе).
Литература: [5; 6; 9; 13; 14; 16; 17; 18; 20 + самостоятельный поиск литературы].
Лабораторное занятие № 5. (2 часа)
Защита экспериментального психологического исследования.
Лабораторное занятие № 6. (2 часа)
Тема: Судебно-психологическая экспертиза.
1. Понятие о судебно-психологической экспертизе.
2. Требования к проведению судебно-психологической экспертизы.
3. Оформление и предоставление документации.
4. Состояние аффекта, психологические факторы возникновения этого состояния.
5. Быть готовым к обсуждению статьи: 1) Ф. С. Сафуанов «Судебно-психологический экспертологический анализ» // Психологический журнал. – 2001. – Том 22. - № 3. – С. 15-25. 2) «Судебно-психологическая экспертиза аффекта» Ф.С. Сафуанов Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе : Научно-практическое пособие. – М.: Гардарика, 1998. – 192 с. (см. Приложение 2).
Литература: [6; 9; 15 + самостоятельный поиск литературы].
Лабораторное занятие № 7. (2 часа)
Тема: Архивный метод: теория, сфера использования, средства обработки данных.
1. Цель, задачи и принципы архивного метода.
2. Средства обработки данных полученных архивным методом.
3. Метод контент-анализа, его специфика и сфера использования.
4. Провести биографический метод и обработать результаты [15, с 324].
5. Обработать методом контент-анализа 1 статью по самостоятельному выбору.
Литература: [6; 9; 13; 16; 20 + самостоятельный поиск литературы].
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование [пер. с англ] / под ред. Гуревича К. М., Лубовского В. И. – М. : Педагогика, 1982 – в 2-х кН
2. Бююль А. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей ; [пер. с нем.] / Ахим Бююль, Петер Цефель. – СПб. : ООО «ДиаСофтЮп», 2002. – 608 с.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций. – М. : Изд-во МГУ, 1988 – 193 с.
4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: [пер. с англ.] – М. : Изд-во Моск. ун-та. – 205 с.
5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. – 560 с.
6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / Владимир Николаевич Дружинин. – СПб. : Питер, 2001. – 320 с.
7. Ермолаев О. Ю. Математические методы для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев. – М. : Московский психолого – соцальный институт: Флинта, 2002. – 336 с.
8. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога / В. В. Константинов. – СПб. : Питер, 2006. – 272 с.
9. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы : учеб. для вузов / Т. В. Корнилова. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 381 с.
10. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / [отв. ред. А. Ф. Кудряшов]. – СПб. : Петраком,1993. – 318 с.
11. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / Андрей Дмитриевич Наследов. – [2-е изд.]. – СПб. : Питер, 2007. – 416 с.
12. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособ. / Андрей Дмитриевич Наследов. – [3-е изд.]. – СПб. : Речь, 2007. – 392 с.
13. Основы психологии : практикум / [ред.-сост. Л. Д. Столяренко]. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.
14. Практикум по социально-психологическому тренингу / [под ред. Б. Д. Парыгина]. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 352 с.
15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / [под ред. А. И. Крылова]. – СПб. : Питер, 2001. – 560 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 485 с.
17. Словарь-справочник по психологической диагностике / под ред. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозова. – К. : Наук. думка, 1989. – 200 с.
18. Словарь практического психолога / [сост. С. Ю. Головин]. – Мн. : Харвест, 1997. – 800 с.
19. Фресс Л., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: [пер. с англ.] / Фресс Л., Пиаже Ж. – М. : Прогресс, 1966. – 238 с.
20. Экспериментальная психология: практикум: учебное пособие для вузов / Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др., [под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой]. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
Информационные ресурсы:
1. Литература к курсу. – Электронный ресурс. – Режим доступа:[http://www.medicinform.net/human/anatomy/anatomy1.htm].
2. Справочная литература. – Электронный ресурс. – Режим доступа:[http://anatomiq.ru/1.html]
3. Литература к курсу. – Электронный ресурс. – Режим доступа:[http://www.medialecture.ru/node/464]
4. Литература к курсу. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/index.htm. http://tpl.uzhgorod.ua/index.files/metod/Novi_tecn.doc
5. Экспериментальная психология
Учебники по психологии.
Вопросы для подготовки к экзамену
1.Описать метод «Q – сортировка».
2.Предоставить классификацию методам психологического измерения.
3.Раскрыть понятие «научная теория» и выделить его структуру.
4.Определите цель, задачи и технологии проведения тренинговых занятий.
5.Определить этические принципы работы практического психолога.
6.Дать характеристику «метода конкретных ситуаций».
7.Раскрыть принципы организации системного подхода в работе практического психолога.
8.Раскрыть понятие научного исследования, его принципы и структура.
9.Раскрыть сущность процедуры рандомизации.
10.Сделать сравнительный анализ компьютерного и бланкового варианта методики 16 PF Кетелла.
11.«Архивный метод» в психологии: теория и практика.
12. Разработать план проведения экспериментального исследования (этапы и их характеристика).
13. Охарактеризовать методы аутогенной тренировки и привести примеры.
14. Понятие «экспериментальная гипотеза и ее виды.
15. Раскрыть особенности использования метода беседы» в экспериментальной психологии.
16.Понятие метода и методологии экспериментального исследования. Раскрыть классификацию методов по Б.Г. Ананьеву, С.Л. Рубинштейну.
17. Указать к какой группе относится методика : «Шкала умственного развития Бине – Симона» и определить ее особенности.
18. Психологическое измерение и его характеристика, типы шкал.
19. Приведите примеры и опишите методы исследования индивидуально – психологических особенностей человека.
20. Дать характеристику и раскрыть возможности использования метода тестов в экспериментальном исследовании.
21. Метод эксперимента в психологии, его характеристика, виды и особенности.
22. Особенности составление «поведенческого портрета личности» (этапы работы психолога, требования к оформлению документации).
23. Раскрыть специфику экспериментального исследования с одной и несколькими независимыми переменными.
24. Дать характеристику поведенческих реакции исследуемых во время проведения экспериментального исследования (эффект «Плацебо» и другие).
25. Раскрыть особенности использования метода контент – анализа в экспериментальной психологии.
26. Метод инцидента как метод активного социального обучения.
27. Опишите возможные ошибки экспериментатора во время проведения метода наблюдения.
28. Описать психологические особенности поведения человека в состоянии «аффекта».
29. Дать характеристику кореляционному и факторном видам экспериментального исследования.
30. Составить программу экспериментального исследования по проблеме: диагностика интеллектуального развития ребенка 3 – х лет.
31. Активные методы психологии.
32. Составить программу экспериментального исследования цель которой стандартизация методики.
33. Раскрыть особенности использования методики «Завершение предложений» в экспериментальном исследовании.
34. Метод наблюдения в экспериментальной психологии, его особенности и виды.
35. Дать характеристику метода погружения как метода активного социального обучения.
36. Дать характеристику зависимой и независимой переменной в экспериментальном исследовании и определить взаимоотношения между ними.
37. Раскрыть особенности идеального и реального экспериментального исследования.
38. Метод беседы в экспериментальной психологии, его особенности и виды.
39. Раскрыть особенности проведения и использования методики Айзенка.
40. Дать характеристику пилотажному и квазиэкспериментальному психологическим исследованием.
41. Деловая игра: теория и опыт использования.
42. Раскрыть особенности проведения судебно – психологической экспертизы.
43. Дать характеристику методам интроспекции и самонаблюдения.
44. Внутренняя и внешняя валидность как обязательное условие экспериментального исследования.
45. Раскрыть особенности кроскультурного и лонгитюдного экспериментального психологического исследования.
46. Метод мозгового штурма: теория и специфика проведения.
47. Дать характеристику метода опроса в экспериментальном психологическом исследовании, привести примеры.
48. Роль личности экспериментатора и исследуемого в ситуации психологического эксперимента.
49. Определить и охарактеризовать этапы проведения экспериментального психологического исследования.
50. Определить особенности фиксации результатов и их статистической обработки во время беседы.
51. Дать характеристику методам контроля влияния личности исследуемого на процедуру эксперимента.
52. Раскрыть возможности использования в экспериментальном психологическом исследовании методики «Свободные ассоциации».
53. Характеристика архивного метода, его видов.
54. Процедура апробации методики в экспериментальном исследовании.
55. Дневник наблюдения: общая характеристика, требования к оформлению.
56. Дать характеристику методам интроспекции и самонаблюдения.
57. Раскрыть принцип статистической обработки полученных результатов по методу беседа.
58. Определить и охарактеризовать ошибки экспериментатора при оценке деятельности исследуемого.
59. Раскрыть принцип статистической обработки полученных результатов по методу наблюдения.
60. Методы обработки и интерпретации данных, полученных по результатам экспериментального исследования.
61. Метод контент – анализа: теория, авторы, принципы.
62. Раскрыть принцип статистической обработки полученных результатов по методу беседа.
63. Деловая игра: теория и опыт использования.
64. Определить особенности фиксации результатов и их статистической обработки во время беседы.
65. Роль личности экспериментатора и исследуемого в ситуации психологического эксперимента.
66. Раскрыть особенности проведения и использования методики Айзенка.
67. Раскрыть сущность процедуры рандомизации.
68. Дать характеристику методам контроля влияния личности исследуемого на процедуру эксперимента.
69. Составить программу экспериментального исследования цель которой стандартизация методики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дневник наблюдения
Дневник наблюденийпредставляет собой отдельную тетрадь, в которой фиксируются данные наблюдения. На первой странице записываются имя наблюдаемого человека, его пол, возраст, имя и фамилия наблюдателя. Каждая запись в дневнике предваряется указанием даты, времени и продолжительности наблюдения, упоминается также день недели. Страницы, на которых ведутся данные записи наблюдения, имеют широкие поля для последующих замечаний наблюдателя и предварительного анализа наблюдавшихся фактов. Кроме фактов наблюдения и суждений наблюдателя по их поводу в дневнике не должно содержаться никаких других записей. Наблюдатель обязан правильно применять терминологию, язык должен быть строгим, деловым, точным и метким.
Для того, чтобы наблюдение имело научный характер, необходимо, чтобы оно:
1) Было целенаправленным, а не случайным;
2) Осуществлялось планомерно и систематически;
3) Было обеспечено достаточно широкой информацией об обследуемом явлении (как можно больше фактов);
4) Чтобы результаты четко фиксировались.
Наблюдение имеет потребность в четкости и точности фиксации его данных. Этого можно достичь, используя бланки (табл.).
Таблица