Горловский институт иностранных языков
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Кафедра психологии
«Утверждено»
на заседании кафедры
протокол __№_______
«___»________20___г.
________И.А. Андреева
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА (VI семестр)
Специальности: психология/английский язык
Составители: доц. Андреева И. А.
Преп. Кондрашова М.В.
ГОРЛОВКА – 2016 г.
Психология/английский язык: семинары – 16 ч, лабораторные занятия – 14 ч.
Семинарское занятие № 1 (2 часа)
Тема: Неэкспериментальные методы психологического исследования. Метод наблюдения.
1. Общая характеристика метода наблюдения.
2. Виды наблюдения.
3. Принципы организации и проведения наблюдения.
4. Основные ошибки наблюдателя.
5. Вероятные ошибки в обработке данных результатов наблюдения.
6. Средства статистического анализа данных наблюдения.
Задания для самостоятельной работы: провести наблюдение за объектом на протяжении 5 дней, оформить дневник наблюдения и сдать на проверку. (образец для заполнения дневника см. Приложение 1).
Литература: [3; 6; 8; 9; 15; 16; 18+ самостоятельный поиск литературы].
Семинарское занятие № 2,3 (4 часа)
Тема: Неэкспериментальные методы психологического исследования. Метод наблюдения.
1. Подготовить доклад на 10 минут по одной из выбранных тем:
- Наблюдение в социально-психологическом исследовании;
- Опыты интроспекции внутренних состояний (практика психосинтеза);
- «Рефлексия» Дж. Локка и методы самонаблюдения В. Вундта;
- Категорированное наблюдение в современной психологии;
- Использование метода самонаблюдения в практике семейного консультирования;
- Метод интроспекции и проблема самонаблюдения в современной психологии;
- Наблюдение за трудовой деятельностью человека;
- Особенности наблюдения за ходом развития ребенка;
- Наблюдение за человеком в ситуации конфликта;
- самостоятельный выбор темы доклада…
Литература: [3; 6; 8; 9; 15; 16; 18+ самостоятельный поиск литературы].
Семинарское занятие № 4. (2 часа)
Тема: Неэкспериментальные методы психологического исследования. Метод беседы.
1. Общая характеристика метода беседа.
2. Использование метода беседа в психологических исследованиях.
3. Виды беседы: анкетирование, опрос, интервью, клиническая беседа.
4. Требования к составлению анкет, опросников.
5. Принципы организации и проведения клинической беседы.
6. Основные ошибки в организации и проведении беседы.
7. Вероятные ошибки в обработке данных результатов беседы.
Задания для самостоятельной работы: (все задания оформляются в тетради или на отдельных листах и сдаются преподавателю на проверку)
- подготовить доклад: «Метод ведения беседы в затрудненных ситуациях Л. Б. Филонова»
Литература: [6; 9; 13; 16; 20 + самостоятельный поиск литературы].
Семинарское занятие № 5,6. (4 часа)
Тема: Специфика использования активных методов обучения в психологии.
1. Общая характеристика активных методов обучения.
2. Виды активных методов: деловая игра, мозговой штурм, тренинг, метод погружения, метод конкретных ситуаций, другие.
3. Особенности планирования и организация проведения активных методов обучения.
4. Роль активных методов в психологических исследованиях.
Литература: [5; 6; 13; 14; 17; 18 + самостоятельный поиск литературы].
Семинарское занятие № 7. (2 часа)
Тема: Контрольная работа тематического модуля.
Семинарское занятие № 8. (2 часа)
Тема: Архивный метод: теория, сфера использования, средства обработки данных.
1. Цель, задачи и принципы архивного метода.
2. Средства обработки данных полученных архивным методом.
3. Метод контент-анализа, его специфика и сфера использования.
4. Биографический метод: теория, практическое значение полученных данных.
Литература: [6; 9; 13; 16; 20 + самостоятельный поиск литературы].
Лабораторное занятие № 1. (2 часа)
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование [пер. с англ] / под ред. Гуревича К. М., Лубовского В. И. – М. : Педагогика, 1982 – в 2-х кН
2. Бююль А. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей ; [пер. с нем.] / Ахим Бююль, Петер Цефель. – СПб. : ООО «ДиаСофтЮп», 2002. – 608 с.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций. – М. : Изд-во МГУ, 1988 – 193 с.
4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: [пер. с англ.] – М. : Изд-во Моск. ун-та. – 205 с.
5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. – 560 с.
6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / Владимир Николаевич Дружинин. – СПб. : Питер, 2001. – 320 с.
7. Ермолаев О. Ю. Математические методы для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев. – М. : Московский психолого – соцальный институт: Флинта, 2002. – 336 с.
8. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога / В. В. Константинов. – СПб. : Питер, 2006. – 272 с.
9. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы : учеб. для вузов / Т. В. Корнилова. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 381 с.
10. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / [отв. ред. А. Ф. Кудряшов]. – СПб. : Петраком,1993. – 318 с.
11. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / Андрей Дмитриевич Наследов. – [2-е изд.]. – СПб. : Питер, 2007. – 416 с.
12. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособ. / Андрей Дмитриевич Наследов. – [3-е изд.]. – СПб. : Речь, 2007. – 392 с.
13. Основы психологии : практикум / [ред.-сост. Л. Д. Столяренко]. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.
14. Практикум по социально-психологическому тренингу / [под ред. Б. Д. Парыгина]. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 352 с.
15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / [под ред. А. И. Крылова]. – СПб. : Питер, 2001. – 560 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 485 с.
17. Словарь-справочник по психологической диагностике / под ред. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозова. – К. : Наук. думка, 1989. – 200 с.
18. Словарь практического психолога / [сост. С. Ю. Головин]. – Мн. : Харвест, 1997. – 800 с.
19. Фресс Л., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: [пер. с англ.] / Фресс Л., Пиаже Ж. – М. : Прогресс, 1966. – 238 с.
20. Экспериментальная психология: практикум: учебное пособие для вузов / Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др., [под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой]. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
Информационные ресурсы:
1. Литература к курсу. – Электронный ресурс. – Режим доступа:[http://www.medicinform.net/human/anatomy/anatomy1.htm].
2. Справочная литература. – Электронный ресурс. – Режим доступа:[http://anatomiq.ru/1.html]
3. Литература к курсу. – Электронный ресурс. – Режим доступа:[http://www.medialecture.ru/node/464]
4. Литература к курсу. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/index.htm. http://tpl.uzhgorod.ua/index.files/metod/Novi_tecn.doc
5. Экспериментальная психология
Учебники по психологии.
Вопросы для подготовки к экзамену
1.Описать метод «Q – сортировка».
2.Предоставить классификацию методам психологического измерения.
3.Раскрыть понятие «научная теория» и выделить его структуру.
4.Определите цель, задачи и технологии проведения тренинговых занятий.
5.Определить этические принципы работы практического психолога.
6.Дать характеристику «метода конкретных ситуаций».
7.Раскрыть принципы организации системного подхода в работе практического психолога.
8.Раскрыть понятие научного исследования, его принципы и структура.
9.Раскрыть сущность процедуры рандомизации.
10.Сделать сравнительный анализ компьютерного и бланкового варианта методики 16 PF Кетелла.
11.«Архивный метод» в психологии: теория и практика.
12. Разработать план проведения экспериментального исследования (этапы и их характеристика).
13. Охарактеризовать методы аутогенной тренировки и привести примеры.
14. Понятие «экспериментальная гипотеза и ее виды.
15. Раскрыть особенности использования метода беседы» в экспериментальной психологии.
16.Понятие метода и методологии экспериментального исследования. Раскрыть классификацию методов по Б.Г. Ананьеву, С.Л. Рубинштейну.
17. Указать к какой группе относится методика : «Шкала умственного развития Бине – Симона» и определить ее особенности.
18. Психологическое измерение и его характеристика, типы шкал.
19. Приведите примеры и опишите методы исследования индивидуально – психологических особенностей человека.
20. Дать характеристику и раскрыть возможности использования метода тестов в экспериментальном исследовании.
21. Метод эксперимента в психологии, его характеристика, виды и особенности.
22. Особенности составление «поведенческого портрета личности» (этапы работы психолога, требования к оформлению документации).
23. Раскрыть специфику экспериментального исследования с одной и несколькими независимыми переменными.
24. Дать характеристику поведенческих реакции исследуемых во время проведения экспериментального исследования (эффект «Плацебо» и другие).
25. Раскрыть особенности использования метода контент – анализа в экспериментальной психологии.
26. Метод инцидента как метод активного социального обучения.
27. Опишите возможные ошибки экспериментатора во время проведения метода наблюдения.
28. Описать психологические особенности поведения человека в состоянии «аффекта».
29. Дать характеристику кореляционному и факторном видам экспериментального исследования.
30. Составить программу экспериментального исследования по проблеме: диагностика интеллектуального развития ребенка 3 – х лет.
31. Активные методы психологии.
32. Составить программу экспериментального исследования цель которой стандартизация методики.
33. Раскрыть особенности использования методики «Завершение предложений» в экспериментальном исследовании.
34. Метод наблюдения в экспериментальной психологии, его особенности и виды.
35. Дать характеристику метода погружения как метода активного социального обучения.
36. Дать характеристику зависимой и независимой переменной в экспериментальном исследовании и определить взаимоотношения между ними.
37. Раскрыть особенности идеального и реального экспериментального исследования.
38. Метод беседы в экспериментальной психологии, его особенности и виды.
39. Раскрыть особенности проведения и использования методики Айзенка.
40. Дать характеристику пилотажному и квазиэкспериментальному психологическим исследованием.
41. Деловая игра: теория и опыт использования.
42. Раскрыть особенности проведения судебно – психологической экспертизы.
43. Дать характеристику методам интроспекции и самонаблюдения.
44. Внутренняя и внешняя валидность как обязательное условие экспериментального исследования.
45. Раскрыть особенности кроскультурного и лонгитюдного экспериментального психологического исследования.
46. Метод мозгового штурма: теория и специфика проведения.
47. Дать характеристику метода опроса в экспериментальном психологическом исследовании, привести примеры.
48. Роль личности экспериментатора и исследуемого в ситуации психологического эксперимента.
49. Определить и охарактеризовать этапы проведения экспериментального психологического исследования.
50. Определить особенности фиксации результатов и их статистической обработки во время беседы.
51. Дать характеристику методам контроля влияния личности исследуемого на процедуру эксперимента.
52. Раскрыть возможности использования в экспериментальном психологическом исследовании методики «Свободные ассоциации».
53. Характеристика архивного метода, его видов.
54. Процедура апробации методики в экспериментальном исследовании.
55. Дневник наблюдения: общая характеристика, требования к оформлению.
56. Дать характеристику методам интроспекции и самонаблюдения.
57. Раскрыть принцип статистической обработки полученных результатов по методу беседа.
58. Определить и охарактеризовать ошибки экспериментатора при оценке деятельности исследуемого.
59. Раскрыть принцип статистической обработки полученных результатов по методу наблюдения.
60. Методы обработки и интерпретации данных, полученных по результатам экспериментального исследования.
61. Метод контент – анализа: теория, авторы, принципы.
62. Раскрыть принцип статистической обработки полученных результатов по методу беседа.
63. Деловая игра: теория и опыт использования.
64. Определить особенности фиксации результатов и их статистической обработки во время беседы.
65. Роль личности экспериментатора и исследуемого в ситуации психологического эксперимента.
66. Раскрыть особенности проведения и использования методики Айзенка.
67. Раскрыть сущность процедуры рандомизации.
68. Дать характеристику методам контроля влияния личности исследуемого на процедуру эксперимента.
69. Составить программу экспериментального исследования цель которой стандартизация методики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дневник наблюдения
Дневник наблюденийпредставляет собой отдельную тетрадь, в которой фиксируются данные наблюдения. На первой странице записываются имя наблюдаемого человека, его пол, возраст, имя и фамилия наблюдателя. Каждая запись в дневнике предваряется указанием даты, времени и продолжительности наблюдения, упоминается также день недели. Страницы, на которых ведутся данные записи наблюдения, имеют широкие поля для последующих замечаний наблюдателя и предварительного анализа наблюдавшихся фактов. Кроме фактов наблюдения и суждений наблюдателя по их поводу в дневнике не должно содержаться никаких других записей. Наблюдатель обязан правильно применять терминологию, язык должен быть строгим, деловым, точным и метким.
Для того, чтобы наблюдение имело научный характер, необходимо, чтобы оно:
1) Было целенаправленным, а не случайным;
2) Осуществлялось планомерно и систематически;
3) Было обеспечено достаточно широкой информацией об обследуемом явлении (как можно больше фактов);
4) Чтобы результаты четко фиксировались.
Наблюдение имеет потребность в четкости и точности фиксации его данных. Этого можно достичь, используя бланки (табл.).
Таблица
Сафуанов Ф.С.
Юридическое значение
Судебно-психологическое экспертное определение непатологических, не выходящих за пределы «нормы» эмоциональных реакций и состояний обвиняемого имеет, по сравнению с прежней практикой, иное юридическое значение. Основные изменения сводятся к следующему:
1. В рамках предыдущего Уголовного кодекса РСФСР определение состояния сильного душевного волнения имело двоякое значение. При наличии таких юридически значимых признаков, как:
умышленное совершение преступления;
совершение преступления в состоянии сильного душевного волнения;
спровоцированность возникновения состояния сильного душевного волнения противоправными действиями потерпевшего;
направленность агрессивных действий обвиняемого именно на то лицо, которое спровоцировало конфликтную ситуацию;
внезапность наступления состояния сильного душевного волнения - была возможна юридическая переквалификация статей УК РСФСР со ст. 102 («Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах») и ст. 103 («Умышленное убийство») на ст. 104 («Умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения»), и со ст. 108 («Умышленное тяжкое телесное повреждение») и ст. 109 («Умышленное менее тяжкое телесное повреждение») на ст. 110 («Умышленное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, причиненное в состоянии сильного душевного волнения»).
При отсутствии признака «внезапности» состояние сильного душевного волнения рассматривалось как смягчающее ответственность обстоятельство (п. 5 ст. 38 УК РСФСР).
Само состояние сильного душевного волнения обычно квалифицировалось судом на основании экспертного вывода о наличии у подсудимого состояния «физиологического аффекта» или «эмоционального состояния, оказавшего существенное влияние на сознание и поведение».
В новом Уголовном кодексе РФ определение состояния сильного душевного волнения (аффекта) у обвиняемого используется только как квалифицирующий признак (ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», ст. 113 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»), а в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, уже не рассматривается. По существу, в новом кодексе принята более широкая норма - смягчающим обстоятельством является не только аффект, но и любое состояние, возникшее в ответ на противоправное или аморальное поведение потерпевшего, явившееся поводом для преступления (п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ).
2. В названии ст.ст.107 и 113 УК РФ понятие «сильное душевное волнение» заменено на понятие «аффект», а в тексте эти термины употребляются как синонимы. Иными словами, по смыслу данных статей состояние «сильного душевного волнения» приравнивается к состоянию «аффекта».
Это нововведение, по существу, является ключевым для теории и практики судебно-психологической экспертизы аффекта. Автор данной книги еще в 1991 г. [13] предлагал подобным образом изменить формулировку обсуждаемых статей УК РСФСР, основываясь на теоретическом анализе соотношения данных понятий: употребление юридического термина «сильное душевное волнение» и психологического понятия «физиологический аффект» приводило к их фактическому отождествлению, но в то же время слишком узкий объем последнего понятия, не охватывающий на практике все случаи эмоциональных состояний, ограничивающих способность обвиняемого к осознанию и регуляции своих действий, обусловил разработку в судебной психологии множества дробных понятий (типа «аномального аффекта», «эмоционального состояния, оказывающего существенное влияние на сознание и поведение»); их квалификация в заключениях экспертов-психологов ставила перед судебно-следственными органами сложные задачи соотнесения их с определениями, содержащимися в законе. Замена же понятия «сильное душевное волнение» на «аффект» существенно упрощает задачи суда и оптимизирует его взаимодействие с экспертами-психологами, поскольку, с юридической точки зрения, более важное значение имеет не терминологическое обозначение того или иного аффективного состояния, а то, что его экспертное определение дает основания для точной их юридической квалификации и приводит к определенным правовым последствиям [14].
С практической точки зрения это нововведение означает, что суд теперь при квалификации сильного душевного волнения (аффекта) будет значительно чаще опираться на заключение психологической или психолого-психиатрической экспертизы. До настоящего времени суд мог квалифицировать состояние сильного душевного волнения самостоятельно, не назначая судебно-психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы, что повышало вероятность некоторой произвольности в юридической квалификации преступления.
3. Возникновение и развитие аффекта (сильного душевного волнения) в новом УК РФ связывается не только с «насилием, издевательством, тяжким оскорблением либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего», но и с «длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего».
Это, во-первых, уточняет содержание признака «внезапности» возникновения сильного душевного волнения: внезапность теперь целиком относится к субъективному генезу аффекта, а не означает непосредственности наступления аффективной реакции сразу после неправомерных действий потерпевшего.
Во-вторых, - и это главное, - существенно расширяется круг эмоциональных реакций, имеющих юридическое значение и подпадающих под понятие «аффекта» или «сильного душевного волнения»: он должен включать не только эмоциональные реакции взрывного характера, но и ряд эмоциональных состояний, возникающих в результате длительной кумуляции эмоционального напряжения в условиях длительной психотравмирующей ситуации и не обязательно носящих взрывной характер, т.е. те эмоциональные состояния, которые обычно экспертами квалифицируются как «оказывающие существенное влияние на сознание и поведение обвиняемого в момент совершения инкриминируемых ему деяний».
Таким образом, юридическое значение судебно-психологической экспертизы аффекта (эмоциональных реакций и состояний) обвиняемого (подсудимого) определяется возможностью квалификации следствием или судом ст. 107 («Убийство, совершенное в состоянии аффекта») и ст. 113 УК РФ («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»). Юридическая квалификация указанных статей наступает при экспертном установлении аффекта у подэкспертного в момент совершения инкриминируемых ему действий и наличии таких юридически значимых признаков, как умышленное совершение преступления, а также спровоцированность возникновения аффекта насилием, издевательством, тяжким оскорблением либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
Если за убийство (ст. 105 УК РФ) предусмотрены такие меры наказания, как лишение свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо смертная казнь, либо пожизненное лишение свободы, то убийство в состоянии аффекта наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения судебно-психологической экспертизы
Основной вопрос судебно-следственных органов, который решается при данном виде судебно-психологической экспертизы:
«Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта?»
Под аффектами в общей психологии обычно понимают сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания [10], которые являются ответной реакцией на сильный эмоциональный раздражитель, на уже фактически наступившую ситуацию [4]. Отличие аффектов от эмоций не столько количественное, сколько качественное - если эмоции воспринимаются субъектом как состояния своего Я, аффекты - это состояния, возникающие помимо воли человека. [10]. Самая главная особенность аффектов - это нарушения сознательного волевого контроля собственных действий [12], и именно это обстоятельство позволяет приобретать противоправным поступкам обвиняемых, совершенным в состоянии аффекта, специфическое юридическое значение [14]. С позиций уголовного законодательства, юридически значимыми могут быть признаны такие эмоциональные состояния обвиняемого, которые существенно ограничивают его «свободу воли» в выборе сознательного целенаправленного действия. Аффект, ограничивающий сознательный волевой контроль обвиняемым своих действий, тем самым, если применять юридические формулировки, снижает его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими в момент совершения инкриминируемого ему деяния, что находит отражение в переквалификации его преступления на те статьи УК РФ, которые предусматривают довольно существенное смягчение наказания.
Сказанное определяет и объем понятия «аффекта», позволяя включить в него все эмоциональные реакции и состояния, которые существенным образом ограничивают способность обвиняемого при совершении преступления в полной мере осознавать характер и значение своих действий и осуществлять их произвольный волевой контроль.
На сегодняшний день в судебной психологии изучен и описан ряд таких эмоциональных состояний [5-7,9,11,16], которые, с учетом некоторой их терминологической противоречивости (что служит основанием для дискуссий между авторами), можно свести к следующим:
Кумулятивный аффект
Основное отличие от классического физиологического аффекта состоит в том, что первая фаза обычно растянута по времени (от нескольких дней до месяцев и даже лет), в течение которого развивается более или менее длительная психотравмирующая ситуация, протрагированная психогения, обусловливающая кумуляцию, накопление эмоционального напряжения у обвиняемого. Кумуляции эмоционального напряжения существенно способствуют индивидуально-психологические особенности - чаще всего такие аффекты возникают у возбудимых личностей с компенсаторным высоким самоконтролем и у тормозимых, с доминированием «отказных» реакций [7,11]. Аффективный взрыв может наступить и по незначительному («реальному» или «условному») поводу, по типу «последней капли». Вторая и третья фазы кумулятивного и физиологического аффекта принципиально не отличаются. Кумулятивный аффект у психопатических личностей описан в литературе как «физиологический аффект у психопатических личностей» [11] и как «аномальный аффект» [9].
Резюме
Юридическое значение судебно-психологической экспертизы аффекта (эмоциональных реакций и состояний) обвиняемого (подсудимого) определяется возможностью квалификации следствием или судом ст. 107 УК РФ («Убийство, совершенное в состоянии аффекта») и ст. 113 УК РФ («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»). Юридическая квалификация указанных статей наступает при экспертном установлении аффекта у подэкспертного в момент совершения инкриминируемых ему действий и наличии таких юридически значимых признаков, как умышленное совершение преступления, а также спровоцированность возникновения аффекта насилием, издевательством, тяжким оскорблением либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
В компетенцию судебно-психологической экспертизы входит ответ на следующий вопрос судебно-следственных органов:
«Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта?»
Утвердительный ответ на данный вопрос возможен при экспертном установлении физиологического аффекта и его вариантов (кумулятивного аффекта и аффекта на фоне легкого алкогольного опьянения) или эмоционального состояния (возбуждения, напряжения), оказывающего существенное влияние на сознание и деятельность обвиняемого.
Таким образом, судебно-экспертное заключение о наличии состояния аффекта должно основываться на психологической квалификации тех эмоциональных реакции и состояний, которые существенным образом ограничивают способность обвиняемого при совершении преступления в полной мере осознавать характер и значение своих действий и осуществлять их произвольную волевую регуляцию и контроль. При этом эксперт-психолог должен проводить дифференциальную диагностику между аффектом и эмоциональными реакциями и состояниями, не достигающими степени выраженности аффекта и не оказывающими существенного влияния на сознание и поведение.
Литература
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
2. Вундт В. Очерки психологии. М., 1912.
3. Изменения преступности в России: криминологический комментарий статистики преступности. М., 1994.
4. Калашник Я.М. Патологический аффект // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. С. 220-227.
5. Коченов M.M. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. Гл. 6. Судебно-психологическая экспертиза аффекта.
6. Коченов М.М., Мельник В.В., Романов В.В. Судебно-психологическая экспертиза в практике органов военной юстиции. М., 1982.
7. Кудрявцев И.А., Лавринович А.Н., Сафуанов Ф.С., Ерохина М.Б. Некоторые клинические особенности и психологические механизмы регуляции поведения у психопатических личностей в состояниях эмоциональной напряженности // Кратковременные психотические состояния. М., 1983. С. 3-8.
8. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Голев А.С. Нарушения поведения лиц в состоянии алкогольного опьянения: психологические механизмы и правовые аспекты профилактики // Психологический журнал. 1986. № 5. С. 75-87.
9. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988. Гл. 4. КСППЭ эмоциональных состояний.
10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
11. Печерников Т.П., Гульдан В.В., Остришко В.В. Особенности экспертной оценки аффективных реакций в момент совершения правонарушения у психически здоровых и психопатических личностей. Методическое пособие. М., 1983.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
13. Сафуанов Ф.С. О проблеме аффективных состояний // Советская юстиция. 1991. № 21-22. С. 4-5.
14. Сафуанов Ф.С. Об основных категориях судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе // Психологический журнал. 1994. №3. С. 51-54.
15. Селъе Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
16. Ситковския О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Методическое пособие. М., 1983.
17. Физиология человека. М., 1985.
18. Jung K.-G. Analitycal Psychology: Its Theory and Practice. N.Y, 1968.
Дополнительная литература:
1. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза аффекта в свете нового Уголовного кодекса Российской Федерации: проблемы и перспективы // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 66-73.
2. Сидоров Б.В. Аффект. Его уголовно-правовое и криминологическое значение. Казань, 1978.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Кафедра психологии
«Утверждено»
на заседании кафедры
протокол __№_______
«___»________20___г.
________И.А. Андреева