ГК РФ Статья 263. Застройка земельного участка

1. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

Документы Чтобы согласовать нормы застройки земельных участков (частный сектор), придется потратить много времени. Самое простое – написать заявление в Управление по архитектуре на получение разрешения на строительство. К нему прилагается пакет документов. Если участок находится в собственности, нужны будут: Ходатайство на имя главы района. Постановление госдминистрации о разрешении строительства. Копия документов, подтверждающих право собственности на землю. Ситуационный план строения, который отображает размещение объекта в связке с населенными пунктами, сетями энерго-, тепло- и водоснабжения, канализацией. Ситуационный план участка. Проект застройки. Генплан участка. Разрешительные документы на подключение коммуникаций. Договор купли-продажи на участок. Планы этажей. Топосъемка участка. Регистрация объекта в Главгосархстройнадзоре. Акт об установлении границ на участок. Отдельной папкой подается проект подвала, этажей, фасада, перекрытий, системы крыши, кровли, фундаментов с архитектурно-строительными узлами и деталями. Также прилагается пояснительная записка и экономические показатели, смета на строительство, чертежи. - Читайте подробнее на BusinessMan.ru: https://businessman.ru/new-normy-zastrojki-zemelnyx-uchastkov-chastnyj-sektor-obshhie-trebovaniya-k-planirovke-uchastkov-i-stroitelstvu.html В выданном разрешении должен быть указан вид использования земель: «застройка участка ИЖС», «под дачное строительство». Документ выдается при наличии плана участка и схемы организации с обозначением места размещения дома. План застройки земельного участка (образец, нормы представлены на фото далее) должен составляться перед началом проведения всех работ. - Читайте подробнее на BusinessMan.ru: https://businessman.ru/new-normy-zastrojki-zemelnyx-uchastkov-chastnyj-sektor-obshhie-trebovaniya-k-planirovke-uchastkov-i-stroitelstvu.html

Конституционные основы земельного права – это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений.

Выделяют 3 группы таких норм:

1. положения, которые определяют правовой режим земельных участков (ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой земельные участки могут находиться в различных формах собственности);

2. нормы, определяющие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к совместному ведению отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю; управление, распоряжение федеральной собственности на землю осуществляет Правительство РФ; в совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения земель);

3. конституционные положения, устанавливающие права граждан на землю (ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки; ст. 35 – каждый может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственником которого он является; никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда; принудительное изъятие имущества допускается только при равноценном возмещении).

18. Земельное законодательство как источник правового регулирования общественных отношений. Основным федеральным законом, регулирующим земельные правоотношения, является Земельный кодекс, который был принят в конце октября 2001 г. Новый Земельный кодекс РФ отличается в первую очередь выраженной тенденцией к упорядочению, унификации земельных отношений. Но при наличии достаточно громоздких статей многие нормы кажутся «недописанными», нередки внутренние противоречия между положениями отдельных статей Кодекса. Особенность Кодекса — его построение на основе приоритета норм земельного законодательства в регулировании любых отношений, в которых в качестве объекта выступает земля. И поэтому Кодекс часто вторгается в сферу регулирования других отраслей законодательства, в первую очередь гражданского и гражданского процессуального.
Существуют кодифицированные законодательные акты (ЗК РФ) и земельные кодексы республик, входящих в состав РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ.Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные акты, которые направлены на регулирование земельных правоотношений. Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют более узкий предмет правового регулирования.Существует ряд федеральных законов, которые регулируют земельные правоотношения.1. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г., устанавливающий правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральная собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность).2. Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г., закрепляющий право граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, на получение земли в собственность.3. Закон РФ «О федеральной жилищной политике» от 24 декабря 1992 г., который предусмотрел право застройщика на приобретение или получение земельного участка для жилищного строительства.4. Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. Он определил порядок организации земельной территории населенных пунктов, застройки и благоустройства данной территории и др. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., также регулирует земельные правоотношения. Конституция РФ занимает центральное место среди всего земельного законодательства. Нормы Конституции являются отправными при определении основных направлений развития государственной земельной политики, всего отраслевого земельного законодательства. Она закрепляет такие положения земельного права, как рациональное использование и охрана земли.



В пункте 3 ст. 2 ЗК РФ сказано, что земельные отношения могут регулироваться Указами Президента РФ и не должны противоречить ЗК РФ и принятым в соответствии с ним федеральным законам. Также Президент РФ наделен правом издавать указы и распоряжения, соответствующие Конституции и федеральным законам и они приобретают обязательную силу и должны исполняться на всей территории РФ. По своему юридическому содержанию Указы Президента РФ могут быть индивидуальными (касаться конкретного земельного правоотношения), а также нормативными, устанавливающими новые правовые нормы и являющимися источниками права. Президентом РФ был издал Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» от 27 декабря 1991 г. Издание этого акта было вызвано проведением земельной реформы и разрешило продажу земли из Фонда перераспределения гражданам и юридическим лицам по конкурсу и на аукционах, а также продажу земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности. Был издан Указ «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23 апреля 1993 г. В соответствии с ним органам исполнительной власти субъектов РФ было поручено выявить потребность граждан в получении за плату и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей. Также в ходе проведения приватизации земель в РФ в стране были изданы Указы «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 25 марта 1992 г. и «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 14 июня 1992 г. На основании Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. граждане и юридические лица, которые являются собственниками долей (паев) общей земельной собственности, получили право совершать сделки (продавать, передавать по наследству, обменивать, сдавать землю в аренду и т. д.).В соответствии с п. 2 ст. 2 ЗК РФ Правительство принимает решения, регулирующие земельные отношения в пределах полномочий, определенных ЗК, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. Среди множества подзаконных нормативно-правовых актов важное место занимают постановления Правительства РФ, которые обязательны к исполнению на всей территории страны и издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и содержат нормативноправовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.Правительство РФ приняло следующие постановления и утвердило соответствующие положения: «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» от 26 апреля 2002 г. и «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» от 7 июня 2002 г.Органы Федеральной службы земельного кадастра России осуществляют контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами при проведении землеустройства требований земельного законодательства, а также технических предписаний. И действуют они на основании постановления и соответствующего положения Правительства от 11 января 2001 г. «Об утверждении Положения о Федеральной Службе земельного кадастра». Помимо Правительства РФ, правом принимать подзаконные нормативно-правовые акты наделены также и различные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти (принимают приказы, инструкции и другие нормативно-правовые акты, выступающие в роли источников земельного права).

20. Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления,Согласно п. «к» ст. 72 КРФ земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.В соответствии со ст. 9 ЗК РФ 2001 г. к полномочиям РФ в области правового регулирования земельных правоотношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков и др.Согласно п. 3 ст. 2 органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, которые содержат нормы земельного права. К полномочиям относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, и иные полномочия (ст. 103КРФ). Самые крупные субъекты РФ — республики в составе РФ — имеют свои собственные конституции и законодательства, принимают земельные кодексы, которые ориентируются на национальные, региональные особенности той или иной республики.Субъекты РФ имеют также право принимать в рамках предоставленных им полномочий и иные законодательные акты (при решении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, расположенными на территории республик, республики принимают нормативно-правовые акты, регулирующие соответственно земельные, водные, лесные отношения).Согласно КРФ государственная власть в краях, областях, автономных областях и округах РФ осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Нормативно-правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами государственной власти данных субъектов РФ, сначала передаются на подпись главе правительства соответствующего субъекта, а далее обнародуются. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ принимают в пределах своей компетенции иные нормативно-правовые акты — постановления, распоряжения, инструкции, приказы и т. д. Согласно п. 4 ст. 2 на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе землей, лесными, водными и другими природными ресурсами.В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных правоотношений относятся следующие: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований и др.По вопросам, которые отнесены к ведению местной администрации, глава муниципального образования принимает нормативноправовые акты — постановления и распоряжения, являющиеся источниками земельного права. При этом органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение, правовое регулирование только тех земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности.

Система органов общего управления. Система органов, осуществляющих общее управление в сфере использования и охраны земель, состоит из государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и государственных органов исполнительной власти субъектов РФ. На местном уровне такую деятельность осуществляют органы местного самоуправления.

К исполнительным органам государственной власти общей компетенции на федеральном уровне относится Правительство РФ. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии (в том числе и в сфере охраны земель) и управляет федеральной собственностью, т.е. землями, находящимися в федеральной собственности.

Полномочия Правительства РФ в сфере управления использованием и охраной земель определены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г.)* (ст. 14 и 18). Так, Правительство РФ управляет федеральной собственностью; обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования.

* СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

На уровне субъектов РФ общее управление в сфере использования и охраны земель осуществляют соответствующие исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации.

На местном уровне исполнительно-распорядительную деятельность общего характера в сфере земельных отношений осуществляют органы местного самоуправления. Компетенция этих органов закреплена в Законе РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Так, поселковая, сельская администрация вправе: определять в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, распоряжения земельными участками на подведомственной территории; определять в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурсами, выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм; утверждать планы и правила застройки населенных пунктов; вносить представления об установлении и изменении границ территории поселка, села, о выделении в его распоряжение дополнительного земельного фонда; запрещать на основании заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы и Минприроды России проведение мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия.

Кроме того, поселковая, сельская администрация: предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты поселка, села, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение администрации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; организует ведение земельного кадастра; осуществляет иные функции (ст. 49, 51 Закона).

К компетенции районной администрации относятся следующие полномочия: определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, распоряжения земельными участками на подведомственной территории; установление границ земель, передаваемых в ведение поселковых, сельских администраций по согласованию с ними; утверждение схем и проектов районной планировки; запрещение на основании заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы и Госкомэкологии России проведение на подведомственной территории мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия.

Районная администрация также: предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; организует ведение земельного кадастра; планирует использование земель, находящихся в ее ведении; организует разработку и выполнение планов земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов на территории района; взимает плату за землю; устанавливает границы территории земель, передаваемых в ведение поселковых сельских администраций по согласованию с ними; ведет государственный контроль за использованием и охраной земель; решает иные вопросы (ст. 55 и 60 Закона).

К числу полномочий городской администрации относятся: определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, распоряжения земельными участками на подведомственной территории; делегирование районным в городе администрациям отдельных полномочий в области регулирования земельных отношений, в том числе может передавать в ведение районных в городе администраций земли, находящиеся в городской черте или переданные в ведение городской админстрации из земель запаса и других земель; внесение представлений в вышестоящие органы государственной власти и управления об установлении и изменении границ города, границ и правового режима пригородной зоны; утверждение генерального плана развития города и правил его застройки;

запрещение на основании заключения санитарно-эпидемиологической службы и Минприроды России проведения на подведомственной территории мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия (ст. 66 и 71 Закона).

Система органов специального управления. К числу исполнительных органов государственной власти, осуществляющих специальное управление, относятся:

Федеральная служба земельного кадастра России;

Министерство природных ресурсов РФ;

Министерство здравоохранения РФ;

Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;

Министерство сельского хозяйства РФ.

Центральное место в системе исполнительных органов государственной власти специальной компетенции в сфере использования и охраны земель занимает Федеральная служба земельного кадастра России, которой Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. переданы основные функции Госкомзема, действовавшего на основе Положения о Государственном комитете Российской Федерации по земельной политике, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1056*. Госкомзем России являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая ведение государственного земельного кадастра, кадастровую оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной и использованием земель.

* СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4853.

Основными задачами Госкомзема были:

осуществление государственной политики в регулировании земельных отношений и проведении земельной реформы;

государственное управление земельными ресурсами РФ;

прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов, зонирование территорий для целей, не связанных с градостроительной деятельностью, природно-сельскохозяйственное районирование земель;

проведение землеустройства;

ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

государственный контроль за использованием и охраной земельных ресурсов;

проведение государственной кадастровой оценки земли, в том числе и для целей налогообложения;

разработка и реализация государственных и региональных программ, связанных с регулированием земельных отношений, проведением земельной реформы, рациональным использованием и охраной земель;

создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра, поддержка и обеспечение функционирования единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Госкомзем в пределах компетенции, в частности, имел право:

проводить проверки использования земель независимо от их ведомственной принадлежности и видов прав на земельные участки;

давать обязательные для исполнения гражданами и юридическими лицами предписания об устранении нарушений земельного законодательства;

в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, а также приостанавливать действие принятых с нарушением земельного законодательства решении органов местного самоуправления по вопросам предоставления и изъятия земельных участков и направлять материалы об этом в суд и правоохранительные органы;

приостанавливать в установленном порядке промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства;

вносить соответствующим организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов, проведения других работ, ведущихся с нарушением земельного законодательства;

проверять в организациях, в том числе на военных и оборонных объектах, объектах органов внутренних дел и других правоохранительных органов, соблюдение требований земельного законодательства, составлять протоколы, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания.

Важную роль в сфере управления использованием и охраной земель играл и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), функции которого в настоящее время переданы Минприроды России.

Минприроды России и его территориальные органы являются в том числе специально уполномоченными государственными органами РФ в области государственного контроля за использованием и охраной земель.

Основные задачи Минприроды России в области охраны окружающей среды, в частности:

осуществление государственной политики, государственного управления и контроля;

межотраслевая координация деятельности органов исполнительной власти и организаций;

проведение государственной экологической экспертизы;

организация и выполнение в соответствии с законодательством РФ государственного экологического контроля, а также в пределах компетенции государственного контроля за использованием, воспроизводством и охраной отдельных видов природных ресурсов и объектов;

осуществление в пределах компетенции государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, в том числе земель, занятых этими территориями, и др.

Министерство здравоохранения РФ (Минздрав РФ) также относится к числу специально уполномоченных исполнительных органов государственной власти, которые осуществляют управление в области использования и охраны земель. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г. № 659*, к числу основных задач этого Министерства относится, в частности, государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

* СЗ РФ. 1997. № 23. Ст. 2691; № 51. Ст. 5809.

В составе Минздрава РФ действует Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Он выполняет свою работу на основании Положения «О государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 680*.

* СЗРФ. 1998. №27. Ст. 3197.

К компетенции Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ и центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора относится, в частности, обеспечение контроля за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при:

размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство;

планировке и застройке населенных пунктов;

установлении зон санитарной охраны источников водопользования населения и осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения;

установлении санитарно-защитных зон промышленных организаций;

выполнение мероприятий по санитарной охране территории и лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора выдает также заключения (гигиенические сертификаты) по проектам: генеральных планов городов, районной планировки и застройки населенных пунктов, размещения объектов промышленности, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, прибрежных районов морей, округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей, санитарно-защитных зон промышленных организаций, а также выбору земельных участков под строительство, технико-экономическим обоснованиям.

В соответстви с постановлением Правительства РФ от 30 июня 1999 г. № 717 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу»* Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики и жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Госстрой РФ действует на основании Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1999 г. № 1289**.

* СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3388.

** СЗ РФ. 1999. № 48. Ст. 5864.

Госстрой РФ решает следующие задачи:

обеспечивает актуализацию Генеральной схемы расселения на территории РФ и ее основных положений;

организует разработку схем градостроительного развития частей территории РФ и основных положений данных схем;

организует государственный контроль за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях и издает инструкции о порядке его осуществления;

организует научно-методическое обеспечение ведения государственного градостроительного кадастра, технической инвентаризации объектов недвижимости, мониторинга объектов градостроительной деятельности и др.

Исполнительным органом государственной власти, наделенным специальной компетенцией в области управления использованием и охраной земель, является Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз РФ). Министерство выполняет возложенные на него задачи на основе Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1090*. Министерство согласно постановлению Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 761 «Вопросы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации»** является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения страны, а также координирующим деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

* СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4808.

** СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3743.

Минсельхоз РФ и его территориальные (бассейновые) органы являются специально уполномоченными государственными органами, в частности, в области: мелиорации земель, обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; использования, охраны, защиты участков лесного фонда (и соответственно земель, занятыми этими лесами) и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям (совместно с Федеральной службой лесного хозяйства России).

Основными задачами Минсельхоза РФ в том числе являются: проведение аграрных преобразований и участие в осуществлении земельной реформы в сельской местности; проведение государственной политики и государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мелиорации земель, использования, охраны и защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям.

Для решения этих задач Министерство:

в соответствии с федеральными программами содействует органам исполнительной власти субъектов РФ в организации рационального использования, воспроизводства и охраны земель (включая воспроизводство плодородия и сохранение почв), лесных, водных и других природных ресурсов в агропромышленном комплексе;

организует во взаимодействии с Минприроды России разработку и проведение в агропромышленном комплексе мероприятий по охране природных ресурсов и окружающей среды;

осуществляет государственное управление в области мелиорации земель, государственный контроль за состоянием и использованием мелиорированных земель и систем сельскохозяйственного водоснабжения;

ведет государственный контроль за состоянием и использованием систем сельскохозяйственного водоснабжения;

осуществляет в пределах компетенции государственное управление в области организации и функционирования государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий, а также использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям;

рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушениях в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения и налагает административные взыскания.

Система органов ведомственного управления. Исполнительными органами государственной власти, которые осуществляют ведомственное управление в сфере использования и охраны земель-, являются:

Министерство природных ресурсов России;

Федеральная пограничная служба России;

Министерство путей сообщения РФ;

Министерство обороны РФ и некоторые иные.

К компетенции Минприроды России относится управление использованием и охраной земель лесного фонда, в том числе государственного контроля. Этому же Министерству переданы функции Рослесхоза.

Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды России) действует на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. № 588 (в ред. от 13 августа 1998 г.)*.

* СЗ РФ. 1997. № 21. Ст. 2483; 1998. № 34. Ст. 4087.

Минприроды России — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Минприроды России является государственным органом управления государственным фондом недр, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (и земель водного фонда) и в пределах компетенции специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.

Основные задачи этого Министерства:

разработка и проведение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования, а также охраны природных ресурсов;

управление государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда (и тем самым земельными участками, предоставленными для разработки полезных ископаемых и землями водного фонда);

обеспечение и проведение в пределах компетенции государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, использованием и охраной водных объектов;

обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах на основе рационального использования, охраны и восстановления водных объектов, бассейнового регулирования использования водных ресурсов;

подготовка и организация осуществления противопаводковых мероприятий, предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия вод;

организация эксплуатации и строительства водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения;

наблюдение за состоянием недр и мониторинга водных объектов совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Федеральная пограничная служба России осуществляет деятельность на основании Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 2 марта 1995 г. № 232 (в ред. от 25 сентября 1999 г.)*. В ведении этой Службы находится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше, а при необходимости — по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема, в соответствии с установленными Правительством РФ нормами (ст. 8 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).

* СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 863; 1999. № 39. Ст. 4591.

Министерство путей сообщения РФ действует на основе Положения о Министерс<

Наши рекомендации