Тема 8: Тактика назначения и производства судебных экспертиз

Практическое занятие - 2 часа

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Понятие и виды образцов для сравнительного исследования, требования предъявляемые к образцам.

2. Тактика получения образцов для сравнительного исследования.

3. Участие специалистов и применение научно-технических средств при получении сравнительных образцов для исследования микрообъектов и следов запаха.

4. Понятие специальных знаний и формы их использования в расследовании преступлений. Понятие и классификация судебных экспертиз.

5. Подготовка к назначению судебной экспертизы, определение объекта и предмета судебной экспертизы. Экспертно-криминалистические подразделения МВД, МЮ и Министерства Здравоохранения РФ. Выбор экспертного подразделения и эксперта.

6. Постановление о назначении экспертизы: содержание, взаимодействие следователя со специалистом при назначении экспертизы и на различных этапах экспертного исследования.

7. Заключение эксперта, его содержание, критерии оценки заключения эксперта.

8. Особенности назначения и производства исследований по оперативным материалам.

Цель: отработать и закрепить практические навыки подготовки и назначения судебных экспертиз, привлечения специалиста к участию в следственных действиях, построения системы взаимосвязанных доказательств по уголовному делу.

Оборудование: ноутбук, проектор, учебные видеофильмы «Криминалистическая экспертиза», «Нить Ариадны».

Для выполнения задания студенты приносят с собой: учебники, УПК с бланками, бланки постановлений о назначении судебной экспертизы, линейку, листы белой бумаги, материалы уголовного дела (протокол осмотра места происшествия, схему, фототаблицу, протоколы допросов и т.п.).

При подготовке и выполнении заданий практического занятия студентам необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

- на основе анализа материалов дела и установочных данных необходимо определить вид и целесообразность назначения судебных экспертиз;

- необходимо помнить, что до вынесения постановления о назначении судебной экспертизы необходимо провести подготовку;

- к подготовительным действия относят: получение образцов для сравнительного исследования, изъятие предметов и документов в ходе обыска или выемки, консультации специалистов и экспертов, выбор экспертного учреждения (эксперта), формулирование вопросов эксперту, производство необходимых следственных действий, направленных на получение информации необходимой для производства экспертизы;

- при составлении постановления о назначении судебной экспертизы, необходимо помнить, что в установочной части помимо юридической фабулы дела необходимо привести основания к назначению экспертизы, т.е. указать, когда, где и какие именно объекты были изъяты, когда, какие именно и у кого были получены образцы, в заключительной части постановления приводятся вопросы эксперту, которые составляются в строго установленной форме, а также развернутый перечень объектов, направляемых эксперту, с подробным описанием их упаковки.

Задание 1. (выполняется до начала занятия)

На основе материалов дела и предложенных преподавателем установочных данных определить какие именно судебные экспертизы необходимо назначить по данному делу. Составить план подготовки к назначению экспертиз, включающий в себя все подготовительные действия. Составить постановления о назначении судебных экспертиз.

В ходе занятия производится проверка материалов уголовных дел и вспомогательной документации, анализируются составленные студентами постановления.

Литература, рекомендуемая для изучения:

1. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. – М.: Издательство НОРМА (Изда-тельская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. -240 С.

2. Белкин Р.С. Курс криминалистики в 3-х томах / Р.С. Белкин. - М., Изд-во «Юристъ»,1997.

3. Винберг А.И. Судебная экспертология (общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз) / А.И. Винберг, Н.Т. Малаховская. – Волгоград, 1979.

4. Зинин А.М. Введение в судебную экспертизу / А.М. Зинин, Г.Г. Омельянюк, А.В. Пахомов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2002.

5. Зинин А.М. Судебная экспертиза. Учебник / А.М. Зинин, Н.П. Майлис. – М.: Право и за-кон; Юрайт-Издат. 2002.

6. Криминалистическая экспертиза: Курс лекций. Вып. 1: Трасологическая экспертиза / редкол., Кантор И.В. (отв. ред.) и др.; Под общ. ред. Б.П. Смагоринского. – Волгоград: Волгогр. Юрид. ин-т МВД России, 1997.

7. Криминалистическая экспертиза: Курс лекций. Вып. 2: Судебно-баллистическая экспертиза / Редкол.: Ручкин В.А. (отв. ред.) и др.; под общ. ред. Б.П. Смагоринского. – Волгоград: Волгогр. Юрид. ин-т МВД Рос-сии, 1997.

8. Криминалистическая экспертиза: Курс лекций. Вып. 3: Технико-криминалистическая экспертиза документов / Редкол.: Ляпичев В.Е. (отв. ред.) и др.; Под общ. ред. Б.П. Смагоринского. – Волгоград: Волгогр. Юрид. ин-т МВД России, 1997.

9. Криминалистическая экспертиза: Курс лекций. Вып. 4: Портретная экспер-тиза / Редкол.: Шаова Т.Г.. (отв. ред.) и др.; Под общ. ред. Б.П. Смагоринского. – Волгоград: Волгогр. Юрид. ин-т МВД России, 1997.

10. Марков В.А. Криминалистическая экспертиза (назначение и производство). Учебное пособие по спецкурсу / В.А. Марков. - Куйбышев: Куйбышевский гос. университет, 1981.

11. Марков В.А. Криминалистические экспертизы документов, материалов, веществ и изделий. Учебное пособие / В.А. Марков. – Куйбышев: Куйбышевский гос. университет, 1985.

12. Пособие по проведению осмотра места кражи. – Самара: УВД Самарской области. 1995.

13. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитраж-ном процессе / Е.Р. Россинская. – М. 1996.

14. Россинская Е.Р., Усов А.И. Судебно-компьютерная экспертиза / Е.Р. Россинская– М.: Право и закон, 2001.

15. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебная экспертиза (экспертоло-гия): Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2000.

16. Трасология. Справочник криминалиста. – Т.1. Гомеоскопия. / Авт.-сост., Степанов Г.Н., Бронников А.И. – Волгоград: Волгогр. Юрид. ин-т МВД России, 1997.

17. Трасология. Справочник криминалиста: Т.2 Механоскопия / Авт. Сост., Степанов Г.Н., Бронников А.И. –Волгоград: Волгогр. Юрид. ин-т МВД Рос-сии, 1997.

18. Теория и практика судебной экспертизы. –СПб.: Питер, 2003. ил. – (Серия «Закон и практика»).

19. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ.

20. Эксперт. Руководство для экспертов органов внутренних дел / Под ред. д.ю.н., проф. Т.В. Аверьяновой, к.ю.н. В.Ф. Статкуса. – М.: КноРус, Право и закон, 2003.

21. Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях. Учебное по-собие –СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2002.

Тема № 9. Итоговое занятие

Занятие в форме деловой игры по теме «Тактика следственного осмотра и освидетельствования» проводится в рамках 2-х часового занятия в соответствии с тематическим планом по разделу «Криминалистическая тактика».

Распределение времени

1. Вступление – 5 минут

2. Краткий опрос слушателей – 15 минут

3. Постановка задач – 10 минут

4. Деловая игра – 60 минут

5. Перерыв – 10 минут

6. Продолжение деловой игры – 25 минут

7. Оформление документов – 30 минут

8. Выставление оценок, подведение итогов – 10 минут

9. Заключение – 5 минут.

Методическое обеспечение занятия

- программа по курсу криминалистики

- УПК РФ

- примерные образцы процессуальных документов

- бланки протоколов следственных действий

- линейки, карандаши, ручки

- компасы, рулетки

- фотоаппараты «Зенит», фотовспышки

- макет трупа человека

- фотопленка, фотобумага, проявитель, фиксаж

- фото-бачки

- средства для упаковки и изъятия следов

- различные предметы для имитации места происшествия (орудия взлома, ножи и др.).

Место проведения занятия

- учебно-методический кабинет криминалистики

- участки местности в непосредственной близости от кафедры

Цель проведения занятия

- закрепить полученные слушателями теоретические знания основных положений тактики осмотра места происшествия;

- выработать практические навыки, привить умения по организации и проведению осмотра места происшествия, составлению и оформлению протокола осмотра и приложений: планов, схем, таблиц и т.д., по изъятию и упаковке объектов, обнаруженных на месте происшествия;

- выработать навыки обнаружения и распознания признаков инсценировок, анализа негативных обстоятельств, обнаруженных на месте происшествия;

- освоить тактические приемы, применяемые при производстве осмотра места происшествия.

Межпредметная связь

- Уголовно-процессуальное право;

- Уголовное право;

- Оперативно-розыскная деятельность;

- Психология.

Методика проведения занятия

Прежде чем приступить к проведению деловой игры, преподаватель обращается к студентам со вступительным словом, в котором показывает значение осмотра места происшествия для успешного раскрытия и расследования преступлений. Разъясняет цель проведения занятия, содержание, порядок работы на условных местах происшествий, знакомит с размещением криминалистических средств, необходимых при производстве этого следственного действия. Преподаватель разъясняет объем заданий, ставит задачи, которые должны быть решены по результатам производства осмотра места происшествия.

После вступления преподаватель проводит краткий опрос студентов по следующим вопросам:

1. Сущность и основные задачи следственного осмотра и осмотра места происшествия как его разновидности.

2. Виды следственного осмотра.

3. Различие между понятиями «место происшествия» и «место преступления».

4. Этапы осмотра места происшествия. Сущность, содержание, тактические особенности этапов ОМП.

5. Способы фиксации результатов осмотра места происшествия.

6. Научно-технические средства, приемы и методы, применяемые для обнаружения, фиксации и изъятия следов на месте происшествия.

7. Негативные обстоятельства, обнаруживаемые в ходе осмотра места происшествия. Понятие, значение.

По окончании опроса необходимо сделать краткий вывод по рассмотренным вопросам.

Затем студенты распределяются преподавателем на подгруппы в зависимости от общего количества студентов в учебной группе (как правило, на 3-4 подгруппы) по 6-8 человек в каждой (это может быть сделано накануне занятия в рамках самоподготовки студентов в целях более эффективного распределения времени при проведении деловой игры).

В каждой подгруппе студенты выступают в качестве участников следственно-оперативной группы (СОГ):

- следователь – 1 человек

- оперативный работник - 1-2 человека

- специалист-криминалист – 1 человек

- иные специалисты (судебно-медицинский эксперт и др.) – 1 человек

- понятые – 2 человека.

Все студенты учебной группы, присутствующие на занятии, выполняют свою функцию, свою роль при производстве следственного действия.

Затем студенты – участники каждой из подгрупп – распределяются преподавателем по условным имитированным местам происшествий. При этом преподаватель выдает им соответствующий план-задание по исходной информации о происшествии (фабуле, вводной), а также поручает отработку и подготовку документов конкретным участникам СОГ, выполняющим одну из ролей.

Участники каждой подгруппы (члены СОГ) получают необходимые для проведения осмотра места происшествия технические средства.

Затем студенты по подгруппам приступают к проведению осмотра инсценированного места происшествия, составляют план подготовки и проведения осмотра, определяют границы и способ осмотра, «следователь» проводит инструктаж следственно-оперативной группы, разъясняет права и обязанности участникам осмотра; параллельно с осмотром планируются и условно проводятся необходимые оперативно-розыскные мероприятия, направленные на розыск и задержание преступника (преступников), скрывшихся с места преступления. Участники СОГ проводят осмотр места происшествия, каждый выполняет работу на конкретном определенном участке. «Следователь», «специалист», применяя технические средства, принимают меры к обнаружению, фиксации и изъятию следов преступления и преступника, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия. «Следователь», кроме того, осуществляет общее руководство осмотром, организует, контролирует и руководит работой каждого участника. «Понятые» наблюдают за ходом следственного действия, удостоверяют правильность фиксации хода и результатов осмотра в протоколе.

Каждой следственно-оперативной группе преподаватель предлагает одну из фабул:[1]

ФАБУЛА 1

28 марта в дежурную часть РОВД поступило сообщение от сотрудника юридического института Игнатьева о том, что в ночь с 27 на 28 марта одно из помещений института взломано, похищены материальные ценности на сумму около 30 000 рублей. На полу в помещении обнаружен след обуви и металлический предмет, на косяке двери – объемный след давления.

ЗАДАНИЕ

Осмотреть место происшествия. По результатам осмотра предоставить следующие документы:

- план подготовки к осмотру места происшествия;

- план мероприятий по проведению осмотра места происшествия;

- протокол осмотра места происшествия;

- фото-таблицу к протоколу осмотра места происшествия;

- масштабный план места происшествия;

- фрагмент протокола осмотра следа обуви;

- фрагмент протокола осмотра металлического предмета;

- фрагмент протокола осмотра следа давления.

ФАБУЛА 2

В 11 часов 30 минут в дежурную часть РОВД по телефону поступило сообщение от гр.Мокеевой Л.М., проживающей по адресу: г.Владимир ул.Юбилейная д.52 кв.34 о том, что вернувшись домой, обнаружила открытую входную дверь в квартиру и отсутствие некоторых вещей.

В ходе предварительного осмотра и краткой беседы с гр.Мокеевой установлено, что из квартиры похищен магнитофон «Сони», стоявший на телевизоре, часть мужского гардероба из платяного шкафа, золотые украшения (серьги, перстень, цепочка). На дверцах платяного шкафа, где находилась похищенная одежда, обнаружены отпечатки пальцев рук, а также след отжима на косяке входной двери.

ЗАДАНИЕ

Осмотреть место происшествия, по результатам осмотра предоставить следующие документы:

- план подготовки к осмотру места происшествия;

- план мероприятий по проведению осмотра места происшествия;

- протокол осмотра места происшествия;

- фото-таблицу к протоколу осмотра места происшествия;

- масштабный план места происшествия;

- фрагмент протокола осмотра следа орудия взлома;

- фрагмент протокола осмотра шкатулки для драгоценностей;

- фрагмент протокола осмотра платяного шкафа.

ФАБУЛА 3

1 октября в дежурную часть РОВД по телефону поступило сообщение из городской больницы скорой помощи о поступлении к ним гр-ки Вавиловой с несколькими проникающими в брюшную полость колюще-режущими ранениями. Придя в сознание, Вавилова сообщила медперсоналу, что во дворе одного из домов на ул.Грибоедова на нее напали двое неизвестных, потребовали деньги и золотые украшения, когда она ответила отказом, нанесли ей удар ножом в живот, после чего она, видимо, потеряла сознание. Следователь принял решение о производстве осмотра места происшествия.

ЗАДАНИЕ

Осмотреть место происшествия, по результатам осмотра предоставить следующие документы:

- план подготовки к осмотру места происшествия;

- план мероприятий по проведению осмотра места происшествия;

- протокол осмотра места происшествия;

- фото-таблицу к протоколу осмотра места происшествия;

- масштабный план места происшествия;

- фрагмент протокола осмотра ножа;

- фрагмент протокола осмотра предмета, предположительно оставленного преступников;

- фрагмент протокола осмотра следа обуви.

Все студенты принимают активное участие в проведении осмотра, ведут черновые записи, вычерчивают схемы.

При выполнении студентами задания по осмотру места происшествия, преподаватель отвечает на возникающие у них вопросы.

По окончании выполнения задания студенты возвращаются в учебную аудиторию, где оформляют окончательно протокол осмотра места происшествия, составляют иные документы, планы, схемы. «Специалист» направляется в фотолабораторию, где осуществляет проявку фотопленки и печать фотоснимков, затем оформляет фото-таблицу.

Слушатели, не успевшие оформить все требуемые документы во время, отведенное для проведения занятия в форме деловой игры, завершают работу в часы самоподготовки, после чего сдают их (документы) следователю.

Заканчивая занятие, преподаватель подводит его итоги, выставляет оценки отдельным студентам, анализирует ответы и действия участников следственно-оперативных групп при проведении деловой игры, дает задание на самоподготовку (составить на основании черновых записей и фрагментов протокол осмотра места происшествия с приложениями к следующему занятию).

Результаты деловой игры подвергаются активному обсуждению с анализом положительных и отрицательных сторон проведенного следственного действия.

[1] Фабулы могут видоизменяться преподавателем с учетом специализации слушателей (оперативно-розыскная, уголовно-исполнительная) и имеющихся на кафедре средств обеспечения учебного процесса.

Наши рекомендации