Арбитражные суды в РФ: их компетенция и структура.

Принципы арбитражного процессуального права.

1. Принципы права и их значение.

2. Состав и классификация принципов АПП.

3. Общая характеристика отдельных принципов АПП.

Принципы права и их значение.

Принципы АПП – это системно организованные основополагающие идеи, которые закреплены в нормах АПП, выражают важнейшие черты данной отрасли права и определяют перспективы её развития.

Значение принципов можно рассматривать в нескольких аспектах:

Ø для идентификации отрасли права как самостоятельного правового образования (наряду с предметом, методом и системой),

Ø для правоприменительной практики (принципы служат основой для преодоления пробелов в праве и лежат в основе такого способа преодоления пробелов как аналогия права),

Ø для нормотворчества – для законодательной деятельности (в процессе совершенствования законодательства учитывается характер закрепления какого-либо принципа, нуждается ли он в ослаблении или усилении, или он вообще должен быть исключён),

Ø для развития науки АПП – поскольку принципы пронизывают всю отрасль, все её нормы и институты, то от того, насколько полно исследованы принципы, зависит полнота исследования других институтов данной отрасли.

Субъекты арбитражного процесса.

1. Состав и классификация субъектов АП.

2. Стороны в АП. Процессуальное соучастие. Замена ненадлежащего ответчика. Процессуальное правопреемство.

3. Участие прокурора в арбитражном процессе. Формы участия, права и обязанности.

4. Участие в АП государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.

5. Процессуальное представительство.

Подведомственность дел арбитражному суду.

Понятие и значение подведомственности. Последствия нарушения её правил.

В процессуальной науке подведомственность определяется как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению различных юрисдикционных органов (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды, КТС, ЗАГС, нотариус, биржевые комиссии и т.д.).

Значение института подведомственности проявляется в 2 аспектах:

1. она представляет собой правовой механизм наиболее рационального распределения всех возникающих дел между различными юрисдикционными органами,

2. она является важной гарантией реализации права на судебную защиту и одной из наиболее общих предпосылок права на обращение в суд.

Последствия нарушения правил подведомственности определяются в зависимости от того, на каком этапе производство по делу было выявлено нарушение и какой вид подведомственности предусматривался законодательством для данной категории дел. Наступает одно из 3 последствий:

прекращение производства по делу – п.1 ч.1 ст.150, когда неподведомственность дела АС была установлена уже после возбуждения дела независимо от того, было ли дело подведомственно АС на момент подачи заявления,

оставление заявление без рассмотрения – п.2, 5, 6 ст.148 АПК, это последствие наступает при нарушении императивной или договорной подведомственности, выявленном после возбуждения дела,

оставление заявления без движения, ст.128, п.7 ст.126 АПК – нарушение, которое выявлено до принятия заявления. Речь идёт об императивной подведомственности.

Доказательства.

Возбуждение дела в арбитражном суде 1й инстанции.

Глава 13 АПК, ст.125 – 132,

ППВАС от 9.12.2002г. №11 о нек.вопросах, связ. с введением в действие АПК, п.14 и 15,

Инф.письмо №99 от 22.12.2005г. п.8 – 11.

1. Общая характеристика возбуждения дела как стадии арбитражного процесса.

2. Порядок предъявления иска в АС – основные требования.

3. Полномочия судьи в стадии возбуждения дела.

Подготовка дела к судебному разбирательству.

Гл.14, ст.133 – 137 АПК, ППВС от 20.12.2006г. №65 о подготовке дела к судебному разбирательству.

1. Общая характеристика стадии (цель, задачи, срок, процессуальное оформление).

2. Содержание подготовки дела к судебному разбирательству.

3. Предварительное судебное заседание (сущность, условия, порядок проведения).

4. Назначение дела к судебному разбирательству – самостоятельно.

1. Общая характеристика стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Согласно ППВС подготовка дела к судебному разбирательству представляет собой совокупность организационных мер и процессуальных действий судьи, направленных на правильное и своевременное рассмотрение дела. Организационные меры и действия, взятые в совокупности, образуют собой самостоятельную и обязательную стадию.

Обязательность подготовки подразумевает, что она проводится судьёй единолично по каждому делу, находящемуся в производстве АС первой инстанции, независимо от степени его сложности, срока рассмотрения и других обстоятельств.

Как любая самостоятельная стадия, подготовка имеет свою цель и задачи.

Цель закреплена в ч.2 ст.133 АПК – обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела по существу.

Задачи – это средства достижения цели, они отражают основные направления деятельности участников процесса. АПК предусматривает 5 задач подготовки – ч.3 ст.133.

ü Определение характера спорного правоотношения, подлежащего применению законодательства – это взаимосвязано, это анализ поступивших исковых материалов,

ü Определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, по сути это предварительное определение предмета доказывания судом, безусловно, эта задача напрямую зависит от выполнения первой задачи,

ü Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участниках арбитражного процесса,

ü Оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств, т.к. суд в состязательном процессе не собирает доказательства по своей инициативе, но может в этом помогать, например, обеспечение доказательств, направление судебного поручения,

ü Примирение сторон – по смыслу главы 15 АПК примирение в арбитражном процессе может иметь место как в форме мирового соглашения, так и в форме других примирительных процедур, например, посредничество; однако процедура посредничества в АПК не раскрывается, кроме того, АПК 2002г. впервые в процессуальном законодательстве допускает возможность примирения сторон, возникающим из административных и иных публичных правоотношений – но не конкретизируется, возможно ли это по всем делам или нет.

Срок предварительной подготовки (в отличие от ГПК) в АПК установлен отдельно от срока рассмотрения. Он составляет 2 месяца с момента поступления заявления в АС. При оставлении заявления без движения время, в течение которого заявлении или жалоба оставались без движения, не учитывается при определении срока на совершение действий по подготовке дела к судебному разбирательству. При оставлении без движения течение такого срока начинается со дня вынесения определения о принятии дела к производству АС.

В арбитражном процессе, в отличие от гражданского, допускается 2 варианта процессуального оформления стадии подготовки – ч.1 ст.133 АПК и ч.4 ст.127. во-первых, это вынесение отдельного определения о подготовке дела к судебному разбирательству, это основной вариант. Во-вторых, это может быть указание действий, которые надлежит совершить участвующим в деле лицам в ходе подготовки и сроков их совершения, в определении о принятии к производству АС их заявления. Выбор одного из указанных вариантов осуществляется судьёй по своему усмотрению исходя из сложности дела, сроков рассмотрения и т.д.

Участники подготовки – не только судья, но и лица, участвующие в деле. Также сюда могут относиться лица, содействующие правосудию, а также работники аппарата суда. В частности, помощник информирует судью о наличии доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, об их ходатайствах и заявлениях, связанных с организацией процесса и движением дела, а также информирует участвующих в деле лиц и их представителей о реквизитах АС и информационных ресурсах, из которых они могут получить сведения о движении дела. Границы полномочий помощника очерчены в ст.58 АПК. Работники аппарата суда – канцелярия, приёмная, архив.

2. Содержание подготовки дела к судебному разбирательству.

Содержание подготовки составляют процессуальные подготовительные действия, направленные на выполнение задач данной стадии и достижение её цели. Задачи – средства достижения цели, а действия – средства достижения задач. Перечень действий по подготовке дела к судебному разбирательству не является исчерпывающим. Судья вправе совершать и иные действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.

Круг конкретных процессуальных действий, направленных на подготовку каждого дела к судебному разбирательству, судья определяет из характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств дела, представленных доказательств и других обстоятельств, и указывает на них в определении о подготовке дела к судебному разбирательству. Т.е. нет универсального перечня.

Этот круг действий по подготовке ограничен только в той мере, в какой это связано с природой того или иного процессуального действия. Например, судья не может в той или иной форме активно содействовать подаче ответчиком ходатайства о применении последствий истечения срока исковой давности. Вопрос об утверждении мирового соглашения и об отводе судьи по буквальному смыслу АПК должен решаться в судебном заседании суда первой инстанции; о возможности рассмотрения этих вопросов в предварительном заседании закон прямо не говорит. Однако Президиум АС в Информационном письме от 22.12.2005г. дал утвердительные ответы на эти вопросы, так, в предварительном судебном заседании отвод судье может быть заявлен, поскольку в таком заседании дело по существу не рассматривается, а согласно ч.2 ст.24 АПК отвод должен быть заявлен до начала рассмотрения дела по существу. При этом в предварительном заседании отвод рассматривается и разрешается председателем суда, его заместителем или председателем судебного состава, независимо от того должно ли дело рассматриваться в суде первой инстанции единолично или коллегиально.

Если стороны договорились о заключении мирового соглашения во время подготовки дела к судебному разбирательству, а это одна из задач подготовки, о чём АС стало известно в предварительном судебном заседании, суд может в порядке ч.4 ст.137 АПК завершить предварительное заседание, открыть заседание в первой инстанции, и рассмотреть в нём вопрос о возможности утверждения мирового соглашения.

Подготовительные действия можно классифицировать по различным основаниям, а именно

1) по задачам, на выполнение которых они направлены:

ü Задача по обеспечению полноты доказательственной базы находит отражение в следующих действиях: судья предлагает сторонам раскрыть доказательства, представить в определённый срок при необходимости дополнительные доказательства, судья оказывает содействие сторонам в доказательствах, истребует их по ходатайству сторон и по своей инициативе, разрешает вопросы назначения экспертизы, вызова в заседание экспертов, свидетелей, о необходимости осмотра на месте письменных и вещественных доказательств, обеспечении доказательств, направляет судебное поручение.

ü Задача примирения сторон – разъяснение сторонам их права обратиться к посредникам,. Оказание содействия в закллючени мирового соглашения, заключение третейского соглашения и т.д.

2) по субъектам, совершающим действия –

ü Судья,

ü ЛУД,

ü Лица, содействующие правосудию – помощники,

ü Работники аппарата АС.

3) классификация по обязательности или необязательности действий:

ü Обязательные действия – предложение сторонам раскрыть доказательства, установление срока совершения тех или иных действий, извещение участников процесса о времени месте рассмотрения дела и др.,

ü Факультативные действия – их большинство – их совершение зависит от существа дела.

4) по условиям совершения (т.е. в зависимости от волеизъявления сторон) –

ü Действия, не требующие специальных условий для их совершения, например, волеизъявление как условие, сюда относит замена ненадлежащего ответчика, назначение экспертизы, вызов свидетеля, привлечение соответчика в процесс,

ü Действие, не требующее каких-либо условий, например, направление судебного поручение, предложение сторонам представить дополнительные доказательства.

В рамках подготовки могут совершаться и действия, не связанные с выполнением задач данной стадии процесса. Например, обязательное действие по извещению участников процесса напрямую не связано с какой-либо задачей этой стадии, также как и рассмотрение вопроса о соединении или разъединении исковых требований.

Прекращение производства по делу также может произойти на этой стадии (например, по мотиву неподведомственности), а это явно не связано с задачами подготовки.

Предварительное судебное заседание.

Предварительное судебное заседание – это специальная процедура разрешения наиболее важных с точки зрения сторон вопросов процесса, позволяющая обеспечить надлежащий уровень процессуальных гарантий реализации ими своих прав, выполнения задач подготовки дела к судебному разбирательству, экономию средств правосудия.

В этом определении основное – то, что речь идёт о специальной процедуре. Подготовка в том или ином виде была в процессе всегда, но не всегда она признавалась обязательной стадией. При этом предварительное судебное заседание появилось только в кодексе 2002г., поэтому это, наверное, не обязательная часть, без неё т.о. можно обойтись. Слово специальный говорит о том, что должны быть обстоятельства, обусловливающие необходимость её проведения.

Именно заседание обеспечивает возможность высказаться по всем принципиальным вопросам всем заинтересованным лицам. Иначе стороны не могут реализовать право явиться и заявить свою позицию суду.

Предварительное заседание носит вспомогательный характер по отношению ко всей стадии.

В то же время можно рассматривать предварительное заседание как завершающий факультативный этап подготовки.

Условия предварительного заседания. В отличие от ГПК в АПК не закрепляются случаи, когда суду надлежит проводить предварительное судебное заседание. В то же время АПК не закрепляет и прямых изъятий из правила ст.134 о необходимости проведения предварительного судебного заседания. На практике вопрос о том, надлежит ли проводить предварительное судебное заседание по всем делам, решается с учётом двух факторов:

ü Установленных в АПК специальных сроков рассмотрения отдельных категорий дел,

ü Правовой природы дел.

Это можно проиллюстрировать на примерах. Дела упрощённого производства по своей природе носят бесспорный характер и подлежат рассмотрению в сокращённый месячный срок с момента поступления заявления в АС, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение решения по делу. Учитывая эти факторы, Президиум ВАС в специальном ИП 2005г. указал, что предварительное судебное заседание по делам упрощённого производства может не проводиться. Другой пример: по делам об административных правонарушениях установлены предельно краткие сроки рассмотрения дел: о привлечении к ответственности – 15 дней, об оспаривании решения о привлечении к ответственности – 10 дней, в рамках которых проведение предварительного судебного заседания не представляется возможным физически. Ещё один пример: по делам о банкротстве закон предусматривает ряд специальных процедур, направленных на выполнение задач подготовки, которые лишают смысла проведение предварительное судебное заседание по правилам ст.136 АПК.

По остальным категориям дел вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания должен решаться с учётом 2 факторов в совокупности:

1) возможно ли выполнение задач подготовки по данному конкретному делу без проведения заседания,

2) возможно ли соблюдение процессуальных гарантий реализации сторонами своих прав в стадии подготовки без проведения заседания.

Данный фактор может проявиться при решении вопроса о достаточности доказательств, когда у суда возникает необходимость проконсультироваться со сторонами в наиболее сложных делах, то же может быть в отношении определения круга фатов, подлежащих доказыванию.

Порядок проведения заседания урегулирован в ст.136 АПК в самом общем виде. Установлены следующие минимально необходимые требования, связанные с процедурой проведения заседания.

  1. Оно не может проводиться в отсутствие хотя бы одной из сторон, если эта сторона не была надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания. Закон не определяет последствия, которые должны наступить в случае неявки лица, которое не было извещено. Ответ на этот вопрос даёт ППВАС №65 от 20.12.2006г. в п.25: суд первой инстанции вправе отложить предварительное судебное заседание по правилам ст.158 АПК, если в предварительном судебном заседании АС установит наличие обстоятельств, препятствующих назначению судебного заседания суда первой инстанции. Применительно к случаю неявки таким обстоятельством будет невозможность выяснения позиции не явившейся стороны по поводу готовности дела к судебному разбирательству.
  2. Дело рассматривается в предварительном судебном заседании судьёй единолично независимо от того, подлежит ли оно рассмотрению единоличным или коллегиальным составом суда.
  3. АПК закрепляет права сторон и суда в предварительном судебном заседании. АС в судебном заседании имеет ряд полномочий, а именно

ü разрешать ходатайства сторон, при этом суд руководствуется общими правилами рассмотрения ходатайств, которые закреплены в ст.159 АПК,

ü определять достаточность представленных доказательств, доводить до сведения сторон, какие доказательства имеются в деле,

ü выносить на рассмотрение вопросы, разрешаемые при подготовке дела к судебному разбирательству,

ü совершать иные процессуальные действия, предусмотренные АПК, например, объявить перерыв на срок не более 5 дней, но согласно ППВАС перерыв может быть объявлен повторно, но с учётом общего 2-месячного срока. Также можно отложить судебное разбирательство.

Права сторон (они наделены 4 полномочиями):

ü представлять доказательства,

ü заявлять ходатайства,

ü высказывать своё мнение по вопросу о готовности дела к судебному разбирательству,

ü излагать свои доводы по всем возникающим вопросам.

  1. В отличие от ГПК в АПК не установлены сроки проведения предварительного судебного заседания, что позволяет сделать следующий вывод: предварительное судебное заседание должно проводиться в рамках общего 2-месячного срока на подготовку дела, установленного ст.134 АПК. В ГПК есть такая норма, согласно которой по сложным делам с учётом мнения сторон предварительное заседание может быть проведено за рамками срока рассмотрения дела. в арбитражном же процессе есть чёткие границы, за 2-месячный срок подготовки выходить нельзя.

Поскольку иное прямо не закреплено в АПК, при проведении предварительного судебного заседания АС должен руководствоваться общими правилами, закреплёнными в гл.19 АПК – судебное разбирательство, за исключением норм, касающихся исследования доказательств.

Хотя норма об обязательном ведении протокола предварительного судебного заседания в АПК отсутствует, можно сослаться на ст.135 и 155 АПК, судебной практикой признаётся, что ведение протокола в предварительном заседании целесообразно, прежде всего, потому, что в ходе данного заседания разрешаются ходатайства сторон, в том числе о необходимости исследования доказательств, и в случае обжалования решений у вышестоящего суда должна быть возможность проверить, как было разрешено то или иное ходатайство.

В АПК закреплена особая процедура перехода от предварительного судебного заседания к заседанию суда первой инстанции при соблюдении определённых условий – ч.4 ст.137. Для этого необходимы 3 условия в совокупности:

ü В предварительном заседании присутствуют лица, участвующие в деле,

ü Они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании АС первой инстанции,

ü В соответствии с АПК не требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Если лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании суда первой инстанции в случае соблюдения требований ч.4 ст.137 АПК. Т.е. имеется в виду только одно требование, касающееся коллегиального рассмотрения.

В данной ситуации выносится определении о завершении подготовки и открытии заседания суда первой инстанции.

При наличии возражений лиц, участвующих в деле, относительно продолжения рассмотрения дела в судебном заседании суда первой инстанции, суд назначает иную дату рассмотрения дела по существу, о чём указывает в определении о назначении дела к судебному разбирательству.

В отличие от гражданского процесса, где существует институт извещений и вызовов, в арбитражном процессе в качестве извещения лицам, участвующим в деле, направляется копия определения о назначении дела к судебному разбирательству – ч.3 ст.137, с соблюдением правил гл.12 АПК.

Арбитражные суды в РФ: их компетенция и структура.

Согласно ст.118 и 127 КРФ и ст.4 ФКЗ об арбитражных судах АС – это орган, который в рамках действующей в России судебной системы осуществляют правосудие в сфере хозяйственной юрисдикции в порядке, предусмотренном АПК и другими ФЗ. В этом определении отражена функция, цель АС – осуществление правосудия по экономическим спорам.

В настоящее время в РФ функционирует 4х-звенная система АС, которая определяется ФКЗ о судебной системе РФ 31.12.1996г. и ФКЗ об АС от 5.04.1995г. уровни этой системы включают в себя:

1) 82 АС субъектов РФ. Недавно их было ещё 83, но в результате объединения Коми-Пермяцкого АО их стало меньше. На территории нескольких субъектов федерации может быть один АС, например, один суд объединяет город федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Для них характерны 2 основных функции, они рассматривают дела по существу – ст.34 ФКЗ об АС, при чём таких споров большинство, только 3 категории экономических споров отнесены к исключительной компетенции ВАС; вторая функция – они пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные ими вступившие в законную силу судебные акты.

2) Арбитражные апелляционные суды, их 20. Функция их – проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов АС СРФ, принятых ими в первой инстанции и не вступивших в законную силу. Каждый из апелляционных судов охватывает 3 – 5 АС СРФ, т.е. пересматривает не любые судебные акты, а акты, вынесенные строго определёнными судами. 17й АС – Свердловский, Пермский, Курганский и др. – находится в Перми. Также есть суд в Челябинске.

3) Арбитражные кассационные суды (ФАСО – федеральные АС округов). Проверка в кассационной инстанции законности (но не обоснованности!) судебных актов АС СРФ и ААС, вступивших в законную силу.

4) ВАС. Согласно ст.127 КРФ и ст.9 ФЗ об АС ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. В компетенцию его входит рассмотрение некоторых экономических споров по первой инстанции, их перечень прямо закреплён в ч.2 ст.34 АПК; пересмотр вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора – ч.4 ст.293 АПК, при чём надзорный пересмотр является исключительной прерогативой ВАС РФ; ВАС является единым организационным центром всей системы АС в России. Функция организационного обеспечения деятельности АС включает следующие полномочия:

ü подбор и подготовка кандидатов в судьи,

ü организация работы по повышению квалификации судей и работников АС,

ü финансирование деятельности АС и контроль за расходованием финансовых средств.

Т.о. на сегодняшний день в целом существует 113 АС, которые имеют статус федеральных судов, и каждый из которых имеет статус юридического лица.

В основе функционирования системы АС лежат следующие основные принципы:

· Принцип единства системы АС, т.е. а) все АС являются федеральными, б) все судьи имеют единый статус, урегулированный законом о статусе судей в РФ, в) все АС руководствуются в своей деятельности единой процессуальной формой, которая закреплена в АПК РФ.

· Принцип чёткого разделения полномочий между отдельными звеньями системы АС. Это означает, что закон закрепляет за каждым звеном в системе свою основную функцию.

· Принцип многоинстанционности – т.е. возможность пересмотра судебного акта судами различных инстанций в независимости от того, пересматривался ли этот судебный акт в нижестоящей инстанции.

· Принцип осуществления правосудия в сфере экономики только АС с учётом их подведомственности.

· Принцип образования АС высшим органом власти страны и назначения судей АС всех уровней высшим органом власти или высшим должностным лицом государства, имеется в виду утверждение судей по представлению Президента Советом Федерации.

Структура АС в РФ. В структуре любого АС можно выделить 3 вида подразделений:

§ Президиум, он выполняет 3 основных функции: утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов нижестоящих судов по представлению председателей этих судов, рассматривает вопросы судебной практики, рассматривает иные вопросы организации работы суда.

§ Судебные коллегии. На них возлагается основная функция данного суда, связанная с осуществлением правосудия, в зависимости от того, к какому звену относится суд. По действующему законодательству различаются 2 вида судебных коллегий – по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных (публичных) правоотношений. По решению Пленума ВАС РФ в АС могут создаваться и иные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Судебную коллегию возглавляет председатель, который по должности является заместителем председателя АС. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии. Т.е. с помощью коллегий достигается определённый уровень специализации, чтобы судьи накапливали опыт в определённой области и повышали свою квалификацию.

§ Судебные составы, как и судебные коллегии, призваны обеспечивать специализацию судей на рассмотрение отдельных категорий дел уже с учётом деления всех споров на гражданскоправовые и административные.

Необходимо отличать понятие судебный состав от понятия состав суда. Судебный состав – это структурное подразделение, низовая организационная ячейка АС, существующая на постоянной основе. Состав суда – это конкретные судьи, которым поручено рассматривать данное конкретное дело, он может быть единоличным или коллегиальным – из 3 профессиональных судей или из 1 судьи и 2 арбитражных заседателей. Численность судебного состава не может быть, по общему правилу, менее 5 судей. Судебный состав возглавляет председатель, который утверждается Президиумом данного суда сроком на 3 года; один и тот же судья может быть утверждён на должности неоднократно. Судебные составы формируются из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий – из числа судей этого суда. Персональный состав судебных составов определяется Приказом председателя АС. В составе суда нет председателя, а есть председательствующий, который имеет такой же голос, как и все остальные члены.

Имеются определённые особенности в структуре АС отдельных звеньев.

1. В АС СРФ с малой численностью судей могут не создаваться судебные коллегии. В АКС с малой численностью могут не создаваться судебные составы. Во всех остальных они создаются в обязательном порядке – это предусмотрено регламентами АС.

2. В АС СРФ и ААС могут создаваться т.н. постоянные судебные присутствия – это обособленное подразделение АС СРФ или ААС, расположенное вне места постоянного пребывания и осуществляющее его полномочия. Постоянные судебные присутствия создаются по решению Пленума ВАС РФ в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдалённых местностях, а также с учётом количества дел в отдельных местностях. Место пребывания ПСП АС определяется Пленумом ВАС РФ по представлению председателя ВАС РФ, о чём ВАС официально извещает в Вестнике ВАС РФ. Возглавляет ПСП соответственно заместитель председателя АС СРФ или заместитель председателя ААС.

3. В ВАС существует такое структурное подразделение как Пленум ВАС РФ. Основная функция – рассмотрение материалов, изучение и обобщение практики применения законов и иных НПА АС с последующей дачей обязательных разъяснений по вопросам судебной практики.

В структуре любого АС также выделяются подразделения, призванные обеспечивать организационно-техническую сторону деятельности АС, или аппарат АС – то, что связано с документооборотом, печатью бланков. Выделяются 3 подразделения аппарата АС – канцелярия (служба делопроизводства, отвечает за документооборот, проводит первичный приём документов в АС). Второе – приёмная или секретариат – создаётся не во всех судах в зависимости от численности суда, осуществляет личный приём граждан по вопросам, входящим в компетенцию АС, за исключением вопросов, связанных с возбуждением дел. В АС, где не созданы приёмные, личный приём граждан осуществляется председателем суда, его заместителями, руководителями структурных подразделений и судьями в соответствии с утверждённым графиком, который вывешивается в вестибюле суда. Третье подразделение – архив, который отвечает за хранение дел и документов.

Арбитражнопроцессуальное право как самостоятельная отрасль права.

АПП – это совокупность и система юридических норм, регулирующих деятельность АС по осуществлению правосудия в сфере экономики, а также отношения, складывающиеся между АС и другими участниками АПр в ходе осуществления этой деятельности.

Как любая отрасль АПП имеет свой предмет, метод и систему.

Предмет АПП. В нём выделятся 2 элемента:

1) деятельность АС как органа государственной власти, осуществляющего правосудие по экономическим спорам – арбитражное судопроизводство или арбитражный процесс. Хотя эти термины употребляются как синонимы, это не тождественные понятия: рамки арбитражного судопроизводства уже, т.к. оно заканчивается вынесением акта правосудия – судебного решения, АПр же считается завершённым, когда достигнуты цели обращения в суд, т.е. восстановлено нарушенное право или охраняемый законом интерес.

2) общественные отношения, складывающиеся в период судебной деятельности между АС и другими участниками АПр. Указанные элементы взаимосвязаны между собой и на них направлено регулирующее воздействие норм АПП.

Предмет АПП двуедин, поскольку ни деятельность, ни отношения не могут существовать одно без другого, что обусловлено спецификой АПр правоотношений: они существуют фактически, но не могут складываться вне правовой формы.

Система АПП,как и ГПП включает в себя 2 части – общую и особенную. В общей части регулируются вопросы, имеющие значение для всех стадий процесса и видов производств. Это принципы, состав суда, доказательства и т.д. В особенной части регламентируются вопросы отдельных видов производств и отдельных стадий арбитражного процесса. По АПК общая часть охватывает 1 раздел, т.е. гл.1 – 12, а особенная – с 13 по 37 главы и раздел 7.

По вертикале в системе АПП принято выделять 2 уровня: низший, т.е. нормы АПП, и высший, т.е. институты. Такой уровень как подотрасль для АПП не характерен.

Метод АПП. Как и для ГПП, для АПП характерен императивно-диспозитивный метод правового регулирования, в котором органично сочетаются императивные предписания, запреты и дозволения. Императивное начало метода, в основном, применяется в процессе регулирования полномочий суда, а диспозитивное начало – в процессе регулирования правового положения сторон и других лиц, участвующих в деле. К императивным моно отнести следующие проявления, характерные для АПП:

ü АС как орган судебной власти занимает главенствующее положение в арбитражном процессе, его требования обязательны для всех участников процесса, он вправе издавать судебные акты, ему принадлежит право санкционировать определённые действия, например, мировое соглашение, обеспечение иска и т.д.

ü В качестве основных юридических фактов в процессе выступают властные процессуальные действия АС.

ü Суду принадлежит право контроля за действиями сторон – ч.5 ст.49 АПК, а также полномочия по руководству процессом.

ü Для АПр характерна арбитражная процессуальная форма, т.е. безусловно обязательный для всех судов порядок осуществления правосудия по экономическим спорам.

Среди проявления диспозитивного начала можно отметить следующие:

ü Стороны обладают равными возможностями для защиты своих прав и интересов в АПр – ст.8 и 44 АПК.

ü Субъекты АПП свободно пользуются своими правами, т.е. могут по своему усмотрению решать, осуществлять или нет то или иное полномочие.

ü Закон устанавливает систему гарантий прав субъектов АПр, при которой интересы истца защищаются АПП в той же мере, что и интересы ответчика.

Источники АПП. Как и любая отрасль права, АПП характеризуется многоуровневой системой источников. К ним относятся:

1. КРФ и ФКЗ, в КРФ это гл.7, ст.118 – 129, т.е. судебная власть. Она определяет основополагающие начала, принципы, правовой статус судьи, порядок назначения судей АС, положение ВАС в системе АС, что АПр законодательство – исключительное ведение РФ, источник финансирования – федеральный бюджет. Также есть 2 ФКЗ – об АС от 5.04.1995г. и о судебной системе от 31.12.1999г.

2. Международноправовые акты по вопросам АПр, среди которых можно выделить Конвенция ООН о признании и приведении иностранных арбитражных решений 1958г., Брюссельская конвенция по вопросам юрисдикции и принудительному исполнению судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров от 27.09.1968г., Минская Конвенция в рамках СНГ о правовой помощи по гражданским и семейным делам 1993г. и ряд других источников – Европейская конвенция по правам человека и др.

3. Федеральные законы. Прежде всего это АПК как кодифицированный НПА – это ФЗ от 24.07.2002г. №95-ФЗ. Кодекс содержит 7 разделов, введён в действие 1 сентября 2002г. ………. К другим ФЗ можно отнести ГК РФ, касается вопросов подведомственности, претензионного порядка, НК, в частности, гл.25.3, которая определяет порядок уплаты и размеры госпошлины, ФЗ о несостоятельности и банкротстве от 26.10.2002г. №127-ФЗ; ФЗ об арбитражных заседателях АС СРФ от 30.05.2001г. №70-ФЗ. Некоторые акты, например, закон о банкротстве, регулируют отдельные варианты рассмотрения споров.

4. Подзаконные НПА, их не много, т.к. одной из особенностей процессуальных отраслей права является то, что основным источником является закон. Например, это Регламент АС, утв. ППВАС от 5.06.1996г. №7. ППр РФ о гос.органе по делам о банкротстве и финансовому

Наши рекомендации