Практические задачи (казусы)

Объем и виды учебной работы

Учебным планом предусматриваются следующие виды учебной работы по дисциплине:

         
Виды учебной работы Всего час/ з.е.
Сем 3
Аудиторные занятия в том числе: 16/0.44
Лекции 4/0.11
Практические(ПЗ) 12/0.33
Самостоятельная работа 62/1.72
Часы на контроль 30/0.83
Курсовая работа(КР) КР
Виды промежуточной аттестации: Экзамен(Экз) Экз
Общая трудоемкость: Часы Зачетные единицы
5. Содержание дисциплины   5.1.Разделы,темыдисциплиныивидызанятий: Тематический план дисциплины Нотариальнаядеятельность:общиеположения представлен в таблице 3.
                Таблица 3  
Разделы, темы дисциплины и виды занятий
№ п/п Наименование темы дисциплины Формируемые компетенции Лек ПЗ СР Конт роль Всего    
1. Организационно-правовые основы нотариальной деятельности. ПК-2, ПК-7      
2. Виды и общие правила нотариального производства. Нотариальные действия и основные правила их совершения. Общие условия удостоверения сделок.   ПК-2, ПК-7      
3. Удостоверение юридических фактов. Свидетельствование бесспорных фактических обстоятельств. Оформление наследственных прав: основные положения   ПК-2, ПК-7      
4. Производство по обеспечению доказательств. Производство по приданию исполнительной силы документам и обязательствам. Нотариальная деятельность в семейных правоотношениях.   ПК-2, ПК-7      
Контро ль              
Итого   ПК-2, ПК-7    
                     
5.2.Содержаниеразделовитем  

Тема 1.Организационно-правовые Нотариальная деятельность: общие положения.

Понятие нотариата: система органов и должностных лиц, осуществляющих нотариальные действия; совокупность правовых норм и институтов; учебная дисциплина.

Задачи нотариата: охрана собственности, прав и законных интересов участников гражданского оборота, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путем совершения нотариальных действий.

Принципы нотариальной деятельности: законность; охрана интересов участников нотариальных действий; язык нотариального делопроизводства; тайна нотариальной деятельности. Место нотариата в правоохранительной системе.

Понятие и виды источников, регулирующих нотариальную деятельность.

Система органов нотариата в Российской Федерации. Нотариальный округ. Лица, имеющие право совершать нотариальные действия, их компетенция. Порядок назначения на должность нотариуса и освобождения от нее.

Права государственного нотариуса и нотариуса, занимающегося частной практикой. Обязанности нотариусов. Ответственность государственного нотариуса. Ответственность нотариуса, занимающегося частной практикой. Страхование деятельности нотариуса. Финансовое обеспечение деятельности нотариусов.

Организация нотариального самоуправления (нотариальные палаты, взаимоотношения с органами юстиции).

Формы контроля за деятельностью нотариусов. Процедуры осуществления отдельных видов контроля. Виды судебного контроля за деятельностью нотариусов.

Тема 2.Виды и общие правила нотариального производства.

Нотариальные действия и основные правила их совершения. Общие условия удостоверения сделок.

Понятие, виды, обязательные и факультативные стадии нотариального производства.

Понятие нотариального действия. Классификация нотариальных действий (по целям и содержанию): удостоверение бесспорных прав; удостоверение бесспорных фактов; придание документам исполнительной силы; охранительные нотариальные действия.

Тайна нотариального действия. Место совершения нотариальных действий. Ограничения права совершения нотариальных действий.

Установление личности обратившегося за совершением нотариального действия. Проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, участвующих в сделках.

Требования к документам, предъявляемым для совершения нотариального действия.

Правила выдачи дубликатов документов, хранящихся в делах нотариальной конторы, и сведений о совершении нотариального действия.

Регистрация нотариальных действий.

Отложение и приостановление совершения нотариального действия. Отказ в совершении нотариального действия.

Сделки, подлежащие обязательному нотариальному удостоверению. Разъяснение сторонам смысла и значения проекта сделки. Количество экземпляров документов, в которых излагается содержание сделки. Условия удостоверения сделок с участием несовершеннолетних, недееспособных граждан, супругов. Правила изменения и расторжения договоров.

Тема 3.Удостоверение юридических фактов.

Свидетельствование бесспорных фактических обстоятельств. Оформление наследственных прав: основные положения.

Удостоверение фактов нахождения гражданина в живых или в определенном месте, факта тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии и времени предъявления документа: условия, порядок оформления, правовые последствия. Отмена ранее удостоверенного бесспорного факта.

Свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода документа

Понятие наследования, время и место открытия наследства, их значение. Форма и виды завещания. Очередность наследников и степень родства наследников по закону. Принятие наследства. Продление срока для принятия наследства. Отказ наследников от наследства. Охрана наследственного имущества и ее прекращение. Выдача свидетельства о праве на наследство – место, сроки и порядок выдачи. Права на обязательную долю в наследстве и лица, имеющие право на ее получение. Позиция Конституционного Суда РФ по наследованию обязательных долей. Особенности выдачи свидетельства о праве на наследство на квартиры, приватизированные в совместную собственность. Государственная регистрация права на наследуемое имущество.

Тема 4. Производство по обеспечению доказательств.

Производство по приданию исполнительной силы документам и обязательствам. Нотариальная деятельность в семейных правоотношениях.

Условия обеспечения нотариусом доказательств. Порядок проведения допроса свидетеля, осмотра письменных и вещественных доказательств и назначения экспертизы.

Основания и условия совершения исполнительной надписи. Законность исполнительной надписи. Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке, процедура совершения надписи. Соглашение об уплате алиментов. Стороны соглашения. Содержание договора, размер алиментов. Форма соглашения. Правовые последствия заключения соглашения.

Удостоверение брачного договора. Порядок выдачи свидетельства по совместному заявлению супругов. Определение супругами размера долей в совместном имуществе. Раздел имущества супругов. Порядок выдачи свидетельства пережившему супругу. Место выдачи свидетельства. Размер имущественных долей.

6. Методические указания по освоению дисциплины   6.1.Учебно-методическоеобеспечениедисциплины
Методические указания для преподавателя
Изучение дисциплины проводится в форме лекций, практических занятий, организации самостоятельной работы студентов, консультаций. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом.
Основной целью практических занятий является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка. Они проводятся в форме опроса, диспута, тестирования, обсуждения докладов и пр.
Самостоятельная работа с научной и учебной литературой, изданной на бумажных носи-телях, дополняется работой с тестирующими системами, с информационными базами данных сети Интернет.
Методы проведения аудиторных занятий: - лекции, реализуемые через изложение учебного материала под запись с сопровождением наглядных пособий в виде слайдов; - практические занятия, во время которых студенты выступают с докладами по заранее предложенным темам и дискуссионно обсуждают их между собой и преподавателем; решаются практические задачи (в которых разбираются и анализируются конкретные ситуации) с выработкой умения формулировать выводы, выявлять тенденции и причины изменения социальных явлений; проводятся устные и письменные опросы (в виде тестовых заданий) и контрольные работы (по вопросам лекций и практических занятий), проводятся деловые игры.
Лекции есть разновидность учебного занятия, направленная на рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. Основными целями лекции являются системное освещение ключевых понятий и положений по соответствующей теме, обзор и оценка существующей проблематики, ее методологических и социокультурных оснований, возможных вариантов решения, дача методических рекомендаций для дальнейшего изучения курса, в том числе литературы и источников. Лекционная подача материала, вместе с тем, не предполагает исключительную активность преподавателя. Лектор должен стимулировать студентов к участию в обсуждении вопросов лекционного занятия, к высказыванию собственной точки зрения по обсуждаемой проблеме.
Практические занятия направлены на развитие самостоятельности студентов в исследовании изучаемых вопросов и приобретение профессиональных умений и навыков. Практические занятия традиционно проводятся в форме обсуждения проблемных вопросов в группе при активном участии студентов, они способствуют углубленному изучению наиболее фундаментальных и сложных проблем курса, служат важной формой анализа и синтеза исследуемого материала, а также подведения итогов самостоятельной работы студентов, стимулируя развитие профессиональной компетентности, навыков и умений. На практических занятиях студенты учатся работать с научной литературой, четко и доходчиво излагать проблемы и предлагать варианты их решения, аргументировать свою позицию, оценивать и критиковать позиции других, свободно публично высказывать свои мысли и суждения, грамотно вести полемику и представлять результаты собственных исследований.
При проведении практических занятий преподаватель должен ориентировать студентов при подготовке использовать в первую очередь специальную научную литературу (монографии, статьи из научных журналов).
Результаты работы на практических занятиях должны учитываться преподавателем при выставлении итоговой оценки по данной дисциплине. На усмотрение преподавателя студенты, активно отвечающие на занятиях, и выполняющие рекомендации преподавателя при подготовке к ним, могут получить повышающий балл к своей экзаменационной оценке.
 
Особенности реализации дисциплины в отношении лиц из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов должны производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.
Выбор средств и методов обучения осуществляется самим преподавателям. При этом в образовательном процессе рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Согласно требованиям, установленным Минобрнауки России к порядку реализации образовательной деятельности в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимо иметь в виду, что: 1) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья по зрению имеют право присутствовать на занятиях вместе с ассистентом, оказывающим обучающемуся необходимую помощь. 2) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья по слуху имеют право на использование звукоусиливающей аппаратуры.
При проведении промежуточной аттестации по дисциплине обеспечивается соблюдение следующих общих требований: - проведение аттестации для инвалидов в одной аудитории совместно с обучающимися, не являющимися инвалидами, если это не создает трудностей для инвалидов и иных обучающихся при прохождении государственной итоговой аттестации; - присутствие в аудитории ассистента (ассистентов), оказывающего обучающимся инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором); - пользование необходимыми обучающимся инвалидам техническими средствами при прохождении аттестации с учетом их индивидуальных особенностей; - обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.
По письменному заявлению обучающегося инвалида продолжительность сдачи обучающимся инвалидом экзамена может быть увеличена по отношению к установленной продолжительности его сдачи: - продолжительность сдачи экзамена, проводимого в письменной форме, - не более чем на 90 минут; - продолжительность подготовки обучающегося к ответу на экзамене, проводимом в устной форме, - не более чем на 20 минут;
В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организация обеспечивает выполнение следующих требований при проведении аттестации:
а) для слепых: - задания и иные материалы для сдачи экзамена оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом; - письменные задания выполняются обучающимися на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, либо надиктовываются ассистенту; - при необходимости обучающимся предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих: - задания и иные материалы для сдачи экзамена оформляются увеличенным шрифтом; - обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; - при необходимости обучающимся предоставляется увеличивающее устройство, допускается использование увеличивающих устройств, имеющихся у обучающихся;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: - обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости обучающимся предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; - по их желанию испытания проводятся в письменной форме;
г) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей): - письменные задания выполняются обучающимися на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; - по их желанию испытания проводятся в устной форме. О необходимости обеспечения специальных условий для проведения аттестации обучающийся должен сообщить письменно не позднее, чем за 10 дней до начала аттестации. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие у обучающегося индивидуальных особенностей (при отсутствии указанных документов в организации).
 
Методические указания для студентов
Для успешного освоения дисциплины студенты должны посещать лекционные занятия, готовиться и активно участвовать в практических занятиях, самостоятельно работать с рекомендованной литературой. Изучение дисциплины целесообразно начать со знакомства с программой курса, чтобы четко представить себе объем и основные проблемы курса. Прочитав соответствующий раздел программы, и установив круг тем, подлежащих изучению, можно переходить к работе с конспектами лекций и учебником. Конспект лекций должен содержать краткое изложение основных вопросов курса. В лекциях преподаватель, как правило, выделяет выводы, содержащиеся в новейших исследованиях, разногласия ученых, обосновывает наиболее убедительную точку зрения. Необходимо записывать методические советы преподавателя, названия рекомендуемых им изданий. Не нужно стремиться к дословной записи лекций. Для того чтобы выделить главное в лекции и правильно ее законспектировать, полезно заранее просмотреть уже пройденный лекционный материал, для более полного и эффективного восприятия новой информации в контексте уже имеющихся знаний, приготовить вопросы лектору. Прочитав свой конспект лекций, следует обратиться к материалу учебника.
Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.
Работа с литературой При изучении дисциплины студенты должны серьезно подойти к исследованию учебной и дополнительной литературы. Данное требование особенно важно для подготовки к практическим занятиям. Особое внимание студентам следует обратить на соответствующие статьи из научных журналов. Данные периодические издания представлены в читальном зале СГЭУ. Для поиска научной литературы по дисциплине студентам также следует использовать каталог Электронной научной библиотеки: e-library.ru. При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце занятия, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.
 
6.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов   Цель самостоятельной работы - подготовка современного компетентного специалиста и формирование способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию.
  Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: - качественное освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на уровне межпредметных связей; - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков; - формирование умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; - развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации; - развитие научно-исследовательских навыков; - формирование умения решать практические задачи (в профессиональной деятельности), используя приобретенные знания, способности и навыки.  
     
  Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса. Самостоятельная работа предполагает инициативу самого обучающегося в процессе сбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков и ответственность его за планирование, реализацию и оценку результатов учебной деятельности. Процесс освоения знаний при самостоятельной работе не обособлен от других форм обучения.  
  Самостоятельная работа должна: - быть выполнена индивидуально (или являться частью коллективной работы). В случае, когда СР подготовлена в порядке выполнения группового задания, в работе делается соответствующая оговорка; - представлять собой законченную разработку (этап разработки), в которой анализируются актуальные проблемы по определенной теме и ее отдельных аспектов; - отражать необходимую и достаточную компетентность автора; - иметь учебную, научную и/или практическую направленность; - быть оформлена структурно и в логической последовательности: титульный лист, оглавление, основная часть, заключение, выводы, список литературы, приложения, - содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов; - соответствовать этическим нормам (правила цитирования и парафраз; ссылки на использованные библиографические источники; исключение плагиата, дублирования собственного текста и использования чужих работ).  
    Формы самостоятельной работы обучающихся по темам дисциплины  
№ п/п Наименование темы самостоятельной работы (СР) Часы Форма СР
1. Тема № 1. Организационно-правовые основы нотариальной деятельности. - опрос - подготовка доклада /реферата - эссе - решение практических задач
2. Тема № 2. Виды и общие правила нотариального производства. Нотариальные действия и основные правила их совершения. Общие условия удостоверения сделок.   - опрос - подготовка доклада /реферата - эссе - решение практических задач
3. Тема № 3. Удостоверение юридических фактов. Свидетельствование бесспорных фактических обстоятельств. Оформление наследственных прав: основные положения   - опрос - подготовка доклада /реферата - эссе - решение практических задач
Тема № 4. Производство по обеспечению доказательств. Производство по приданию исполнительной силы документам и обязательствам. Нотариальная деятельность в семейных правоотношениях.   - опрос - подготовка доклада /реферата - эссе - решение практических задач
Курсовая работа  
           

В качестве одной из форм самостоятельной работы студентам предлагается подготовка докладов/рефератов, в том числе с представлением электронной презентации.

Примерная тематика докладов/рефератов.

4. История нотариата в контексте исторического развития институтов защиты и представительства в Европе и Америке.

5. Российский и латинский нотариат. Единство и взаимосвязь.

6. Принципы деятельности латинского нотариата (МСЛН).

7. Законодательное закрепление нотариальной деятельности.

8. Частный нотариат и его особенности.

9. Виды оказываемой нотариусами юридической помощи.

10. Обязанности нотариусов при оформлении имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования.

11. Законы нотариате как результат процесса обеспечения прав человека.

12. Проблемы правоприменения по законодательству о нотариальной деятельности.

13. Нотариат и государство: общие задачи и пути их решения.

14. Современные мировые системы нотариата (сходства и различия, достоинства и недостатки).

15. Нотариат в России до 1917 г. Его достоинства и недостатки (сравнить с современным нотариатом).

16. Советский нотариат. Его достоинства и недостатки (сравнить с современным нотариатом).

17. Принципы нотариальной деятельности и их реализация в нормах действующего законодательства.

18. Конституционные основы нотариата и их реализация в нормах действующего законодательства.

19. Международно-правовые Нотариальная деятельность: общие положения и их реализация в нормах действующего законодательства.

20. Проблемы определения территориальных границ деятельности нотариусов.

21. Разграничение компетенции между государственными и частными нотариусами, а также иными лицами, уполномоченными на совершение нотариальных действий: значение для реализации прав граждан нотариатом.

22. Проблемы совершения нотариальных действий иными лицами, уполномоченными на их совершение.

23. Проблемы проверки дееспособности физических лиц, обратившихся за совершением нотариального действия.

24. Ограничения права совершения нотариальных действий, его правовое значение для реализации и защиты прав граждан.

25. Контроль за исполнением нотариусами своих обязанностей: проблемы и перспективы.

26. Проблемы обжалования действий и решений нотариуса в судебном порядке.

27. Роль нотариата в реализации и защите прав граждан.

Примерные темы для написания доклада:

1. Нотариат и государство: общие задачи и пути их решения.

2. Современные мировые системы нотариата (сходства и различия, достоинства и недостатки).

3. Нотариат в России до 1917 г. Его достоинства и недостатки (сравнить с современным нотариатом).

4. Советский нотариат. Его достоинства и недостатки (сравнить с современным нотариатом).

5. Принципы нотариальной деятельности и их реализация в нормах действующего законодательства.

6. Конституционные основы нотариата и их реализация в нормах действующего законодательства.

7. Международно-правовые Нотариальная деятельность: общие положения и их реализация в нормах действующего законодательства.

8. Проблемы определения территориальных границ деятельности нотариусов.

9. Разграничение компетенции между государственными и частными нотариусами, а также иными лицами, уполномоченными на совершение нотариальных действий: значение для реализации прав граждан нотариатом.

10. Проблемы совершения нотариальных действий иными лицами, уполномоченными на их совершение.

11. Проблемы проверки дееспособности физических лиц, обратившихся за совершением нотариального действия.

12. Ограничения права совершения нотариальных действий, его правовое значение для реализации и защиты прав граждан.

13. Контроль за исполнением нотариусами своих обязанностей: проблемы и перспективы.

14. Проблемы обжалования действий и решений нотариуса в судебном порядке.

15. Роль нотариата в реализации и защите прав граждан.

Методика написания рефератов, докладов

16.

Целью написания рефератов является: - привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде); - привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле; - приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста; - выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.
Основные задачи студента при написании реферата: - с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции; - верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе; - уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.
Требования к содержанию: - материал, использованный в реферате, должен относится строго к выбранной теме; - необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно, но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.) - при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам; - реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу, с которой Вы солидарны.
Структура реферата. 1. Титульный лист. Образец оформления титульного листа для реферата……. 2.Оглавление. Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится.
3.Текст реферата. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение. а) Введение - раздел реферата, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы. б) Основная часть - это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст реферата может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует "перегружать" текст. в) Заключение - данный раздел реферата должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить проблемы, которые "высветились" в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе.
4.Список источников и литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее 5 разных источников, из них хотя бы один – на иностранном языке (английском или французском). Работа, выполненная с использованием материала, содержащегося в одном научном источнике, является явным плагиатом и не принимается. Оформление Списка источников и литературы должно соответствовать требованиям библиографических стандартов (см.Оформление Списка источников и литературы).

17.

Объем и технические требования, предъявляемые к выполнению реферата. Объем работы должен быть, как правило, не менее 12 и не более 20 страниц. Работа должна выполняться через одинарный интервал 12 шрифтом, размеры оставляемых полей: левое - 25 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм, верхнее - 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы. Расстояние между названием части реферата или главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Фразы, начинающиеся с "красной" строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила: - текст цитаты заключается в кавычки и приводится без изменений, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента (пропуск слов, предложений или абзацев допускается, если не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска) и без искажения смысла; - каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.
Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов. Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей.
Работа по подготовке доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых государственно-правовых явлений, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно – заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка научного доклада требует определенных навыков. Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы: 1. Выбор темы научного доклада; 2. Подбор материалов; 3. Составление плана доклада. Работа над текстом; 4. Оформление материалов выступления; 5. Подготовка к выступлению.
Структура и содержание доклада: Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.
В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания. Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».

18.

Требования к оформлению доклада: - объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. - доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. - обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. - должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки доклада: - актуаль

Наши рекомендации