Раймонд Ф. Кенделл: душить бандитов, где и как только можно
Из зарубежных Н ЦБ Интерпола продолжают поступать запросы по идентификации изъятых художественных ценностей — среди них, как и прежде, немало произведений, похищенных в России. Их возвращают на родину из Германии, Италии, Бельгии, Чехии, Румынии... И вот в Москве, в Мемориальном комплексе, что на Поклонной горе, была открыта выставка «Возвращенные раритеты России и Москвы» — результат работы российских сыщиков. Экспозиции могли бы сделать честь галереям многих стран, что, вне сомнения, и привлекло к ним в свое время международный криминалитет: иконы — Богоматерь Тихвинская (16 век), Усекновение главы Иоанна Предтечи (18 век), Покров Пресвятой Богородицы (19 век);изделия 17 века, изготовленные из серебра — кружка, ковш, рукомой; богатейшая коллекция орденов и медалей... И множество других, очень разных, но не менее ценных произведений из разных уголков России. Экспонент, организатор выставки, весьма необычный — «антикварная милиция». Еще точнее— 10-йотдел Главного управления уголовного розыска МВД РФ.
Ни одному из непосвященных, конечно же, не положено знать имени того самого сыщика, благодаря которому, например, Тамбовской картинной галерее возвращена работа неизвестного итальянского живописца «Мадонна с младенцем», равно и многих его коллег — такова специфика оперативно-розыскной работы. Ради спасения национального достояния безымянные герои (не будем бояться слов, кои принято называть громкими — здесь они более чем уместны) оперативники часто рисковали жизнью. А иначе...
Трехстворчатый складень Покров святой Богородицы с праздниками, похищенный в Новгородской области, или редчайшая коллекция изделий кубачинских мастеров из Дагестана могли бы, чего доброго, всплыть разве что за рубежом. В престижном антикварном магазине. А может, на знаменитых международных аукционах.
К изложенному, справедливости ради, стоит добавить— не только России возвращают, но и Россия возвращает: российское НЦБ Интерпола в свою очередь направляет в другие страны запросы своим коллегам относительно идентификации ценностей, похищенных за рубежом и задержанных в Российской Федерации.
Наверное, сегодня можно говорить о том, что НЦБ Интерпола в России делает весьма успешные попытки заявить о себе, активно взаимодействуя с оперативно-розыскными службами правоохранительных органов разных ведомств. Однако специалисты утверждают, что российским сыщикам стоит пожелать большей организованности, слаженности, согласованности в действиях. И большей информированности, умения чувствовать возможную перспективу международного розыска.
В этой связи представляется совершенно справедливым замечание А.Ашуркова (НЦБ Интерпола в России), который, выступая в СМИ, сетует на то, что временами сотрудники органов внутренних дел, ведущие розыск похищенного, не всегда передают соответствующие сообщения в НЦБ Интерпола в России.
В случаях, когда можно предположить ориентацию похищенного на зарубежный рынок или же это откровенно прослеживается, сообщение такого рода следует направить в российское НЦБ Интерпола. И только потом проводить поиск на месте. В точном соответствии с известным приказом МВД РФ№ 10 от 11 января 1994 года, инструкцией о порядке обработки такой информации в НЦБ Интерпола согласно требованиям необходимых формуляров. В противном случае невозможно направить запросы в банк данных Генерального секретариата Интерпола — исключается возможность объявить похищенное в международный розыск.
По каналам Интерпола в зарубежные страны направляются также запросы о розыске сотен лиц, совершивших преступления или же подозреваемых в их совершении. Лица эти подлежат задержанию и последующей экстрадиции (экстрадиция, фр. extradition — выдача из, вне, передача) — передача российским (или же из Российской Федерации - зарубежным) правоохранительным органам.
Не секрет, что криминальные структуры за рубежом рассматривают Россию как страну, в которой удобно «отмывать» преступные доходы. Вот весьма характерный пример — попытка совершить экономическое преступление, камуфлируясь в благие намерения международного экономического сотрудничества.
... Некто Зеф Душой, гражданин США, стремился инвестировать в экономику Москвы большие средства. Это были «грязные» деньги. Доход от деятельности организованной им преступной группы, которая специализировалась на фальсификации денежных знаков.
Именно в России, нуждающейся в зарубежных инвестициях, считал Душай, где экономические реформы породили дикий криминализированный рынок, выгоднее всего действовать его группе. Тем более, далеко не все рыночные проблемы отрегулированы с точки зрения правовой. Ну и, само собой, рассчитывал на то, что в делах международного сыска у российской милиции опыта маловато. Последнее, считал он, более нем существенно — Зеф Душой находился в международном розыске: разыскивала его не только полиция США, но также Италии и других стран. Такой огромный столичный мегаполис, как Москва, был удобен во всех отношениях.
Преступник недооценил российских сыщиков: вскоре его задержали. Было принято решение об экстрадиции — Зефа Душая передали органам итальянского правосудия.
Интегрируются полиции разных государств— интегрируется преступность... Российский криминалитет, перешагнув государственные границы, стал явлением международным. За рубежом возникла проблема российских преступных группировок. Сегодня уже говорят о проблемах русской мафии.
Юристу Г.Вайнеру, отдавшему работе в советских правоохранительных органах должное, ныне беллетристу, автору множества популярных детективов, довелось беседовать с Генеральным секретарем Интерпола Раймондом Ф. Кенделлом, когда тот приезжал в Россию инкогнито.
— Сотрудники ФБР арестовали в Нью-Йорке вора в законе Вячеслава Иванькова по кличке Япончик: в России — это символ неуязвимости и безнаказанности. В его аресте присутствовала рука Интерпола ?
— Око. Мы - глаза. Японец отслежен международными силами правопорядка. С момента вылета из России мы смотрели за каждым его шагом. Иваньков арестован, дальше суд, затем — хочется думать — тюрьма. Мне он более неинтересен, в сущности — заурядный бандит. Таких в наших паучьих сетях хватает. Им гулять до поры. Надеюсь, они это знают. Преступники называют Интерпол — «серый паук». Ничего. Мы не в обиде.
— У нас сыщики каждый день погибают. В расцвете лет и сил. От пуль и бомб... Выход?
— Душить бандитов, где и как только можно. Жестоко ? Нет, нормально. Ведь иначе задушат нас.
С.ВОРОПАЕВ