Тема14. Правонарушение и юридическая ответственность.

Задание 1. Объясните термины:

1.1. Правомерное поведение –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1.2. Правонарушение –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1.3. Преступление –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Проступок –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5.Юридическая ответственность –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 2. С чем связано подразделение преступных деяний на преступления и проступки? Какова их градация по степени общественной опасности?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 3. Объяснить смысл римской юридической формулы «Без закона нет ни преступления, ни наказания».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Десятиклассники Игорь и Александр решили покататься на лодке. Заехав в глубокое место, Игорь предложил Саше искупаться. Тот отказался, так как не умел плавать. Однако Игорь, пообещав поддержать, столкнул его в воду. Саша, захлебнувшись, пошел ко дну. Найти и вытащить его Игорю не удалось. Было ли совершено преступление? Охарактеризуйте его состав (все четыре элемента).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Сухотина из окна своей квартиры, находящейся на 5-м этаже одного из домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку. Банка попала в лицо Афониной, проходившей по улице. В результа­те последняя лишилась левого глаза. Виновна ли Сухотина в наступивших последствиях? Какова форма ее вины? Охарактеризуйте элементы состава преступления.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Знаменитый средневековый юрист Шасене, президент Прованского парламента, приобрел свою известность, защищая крыс, которых призвал к ответу Отенский епископ. Шасене свою защитительную речь начал с того, что не все крысы получили повестки в суд по причине распространенности их места жительства. Помимо этого, крысы боятся кошек. И, наконец, Шасене потребовал, чтобы крыс судили каждую в отдельности, персонально. Объясните, почему подобный процесс невозможен в наше время?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 7. О каком виде юридической ответственности идет речь в следующих статьях:

а) «юридические лица и граждане, деятельность которых связана с по­вышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причи­ненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред воз­ник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего»;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) «загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природ­ных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сель­скому хозяйству, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот мини­мальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода ( правонарушителя) за период от одного до двух месяцев....»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Кассир отдал преступникам большую сумму денег под угрозой на­правленного на него огнестрельного оружия. Совершил ли он преступление?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Пьяный Кротов ночью пришел к квартире Дегтярева и стал стучать в дверь. Дегтярев открыл ее, и Кротов, войдя в квартиру, начал избивать хо­зяина. Затем, увидев на кухне столовый нож, схватил его с целью нанесения ранений Дегтяреву. В борьбе Дегтяреву удалось вырвать нож и, отражая нападение, ударить им Кротова в грудь. От полученного ранения Кротов скончался. Совершил ли Дегтярев преступление?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 15. Взаимосвязь государства и права.

Теория правового государства

Задание 1.Дайте определение следующих терминов:

1.1.Гражданское общество

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2.Правовое государство

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните таблицу: Признаки правового государства и их проявление в России

Признаки правового государства Их реализация в Российской Федерации Проблемы и трудности на пути их реализации
       
     
       
     

Задание 3. В середине 50-х гг. XX в. Верховный Суд США вынес решение по делу Брауна, которым фактически отменил сегрегацию в американских школах. Тем самым был нанесен смертельный удар расовой дискриминации, процветавшей в стране в тот период. Для выполнения этого судебного решения президент Д. Эйзенхауэр был вынужден применить войска против мятежных расистских штатов, не желавших подчиниться решению суда.

Как Вы относитесь к использованию оружия для утверждения режима верховенства закона? Имеют ли значения в правовом государстве средства, применяемые для действия механизмов обеспечения законов?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. Изд. 8-е - М.: Омега-Л, 2011. 608 с.

2. Давыдова М.Л. Нормативно-правовое предписание. Природа, типология, технико-юридическое оформление - М.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2009. 224 с.

3. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 345 с.

4. Лазарев В.В., Липень С.В.Теория государства и права. М.: Юрайт, 2011. 640 с.

5. Липинский Д.А., Малько А.В., Березовский Д.В., Мусаткина А.А.Теория государства и права. Учебник. - М.: КноРус, 2010. - 400 с.

6. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012. 240 с.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. 528 с.

8. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций.- М.: Юрайт, 2009. 155 с.

Наши рекомендации