Тема №2 Легитимация участников гражданского оборота
(очная форма обучения – 4 часа,
очно-заочная форма обучения – 2 часа,
заочная форма обучения – 2 часа)
Занятие в режиме коллективного обсуждения, дискуссии, малых групп, проектирования, «аквариума», деловой игры, сase-study (анализа конкретных, практических ситуаций)
План занятия:
1. Значение право- и дее- способности, средств индивидуализации для легитимации лица как участника гражданского оборота.
2. Жизнь и жизнеспособность физического лица: проблемы права и медицины.
3. Акты гражданского состояния, подлежащие государственной регистрации и опосредующие приобретение и изменение правового статуса физического лица.
4. Проблемы возникновения наследственных прав у лиц, зачатых при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
5. Сравнительная характеристика возникновения / получения физическими лицами полной дееспособности.
6. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей.
7. Специфика возникновения юридических лиц в зависимости от наличия / отсутствия правопредшественника.
8. Формы выражения и закрепления частной воли независимого субъекта / субъектов на организацию нового субъекта права в зависимости от вида юридического лица (унитарное - корпоративное, собственник – несобственник), числа учредителей.
9. Понятие и виды учредительных документов юридических лиц.
10. Значение и порядок государственной регистрации юридических лиц.
11. Особенности формирования имущественной базы деятельности юридических лиц в зависимости от наличия / отсутствия правопредшественника, от вида юридического лица (унитарное - корпоративное, собственник – несобственник), от организационно-правовой формы.
12. Выражение и закрепление признаков субъекта права применительно к публично-правовым образованиям.
13. Значение Конституции РФ для гражданско-правового статуса публично-правовых образований.
14. Значение Реестра муниципальных образований для гражданско-правового статуса публично-правовых образований.
15. Значение реестра уставов муниципальных образований для гражданско-правового статуса публично-правовых образований.
Задания для подготовки к практическому занятию
1. Изучить общегражданское законодательство по теме.
2. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.
3. Составить со ссылками на нормы права перечень документов, необходимых для регистрации
- рождения,
- заключения брака,
- расторжение брака,
- усыновления (удочерения),
- установления отцовства,
- перемены имени.
Для выполнения задания используются формы и методы работы в малых группах, обсуждение.
Обучающиеся делятся на 6 группы, каждая из которых готовит по 1 перечню. Остальные участвуют в обсуждении.
4. Подготовить аналитическую справку по практике эмансипации по отдельно взятому региону.
5. Составьте заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
6. Деловая игра «Создай свой бизнес».
(Проводится только со студентами очной формы обучения).
Учащиеся по согласованию с преподавателем выбирают конкретные организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц и разбиваются на малые группы по их числу.
На основе предварительной самостоятельной работы каждая группа выступает в аудитории как:
- консультант по созданию бизнеса в конкретной организационно-правовой форме коммерческих юридических лиц (задача – показать достоинства, отличающие от других форм, привлечь инвестора),
- потенциальный инвестор (учредитель, участник юридического лица) (задача – путем вопросов выявить недостатки конкретной организационно-правовой формы юридического лица и возможные риски),
- эксперт (задача – оценить знания, компетентность каждой группы и умение оперировать информацией для достижения поставленной цели).
От малой группы выступают 1-2 делегированных представителя, при ответе на вопросы в случае необходимости помощи со стороны группы используется метод «аквариума». Оцениваются команда (группа) в целом и отдельные «игроки».
В результате каждая группа углубленно изучает 1 организационно-правовую форму коммерческих юридических лиц, получает представление о проблемах других организаций, передает знания другим обучающимся в адаптированной форме, учится объективно оценивать знания, навыки и умения других лиц.
7. На основе анализа общегражданского и корпоративного законодательства составить сравнительную таблицу по организационно-правовым формам корпораций «Содержаниедоговоров о создании корпораций».На занятии по результатам выявления общих для всех корпораций и специальных, наиболее часто встречающихся и редко встречающихся элементов использовать её при коллективной разработке примерногодоговора о созданиикорпорации.
По выбору студентов первая часть задания – выполняемая вне аудитории – может быть разделена ими между собой по организационно-правовым формам.
8. Найти в правовых актах примеры запретов и ограничений на внесение в качества вклада в уставный, складочный, паевой капитал, уставный фонд юридического лица.
9. Сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций).
При многочисленности группы студенты очно-заочной и заочной формы могут быть разделены при подготовке заданий на 2 части: одни готовят задания 3-5, другие 7-8. При выступлении в аудитории студента от одной части в обсуждении принимают участие студенты из второй части.