Условия и организационно-правовые формы участия в нем.
Долинская В.В.
Участники гражданского оборота: рабочая программа / Долинская В.В. — М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017
Оглавление
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП | ||
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
3.1 | Тематические планы | |
3.2 | Содержание учебной дисциплины (программа курса) | |
3.3 | Лекции | |
3.4 | Практические занятия | |
3.5 | Самостоятельная работа | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
1. Цели освоения учебной дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины «Участники гражданского оборота» является достижение всестороннего глубокого понимания обучающимися природы и сущности гражданских правоотношений, правового статуса их участников путем получения и применения новых знаний, подготовка к профессиональной деятельности высококвалифицированных специалистов, формирование творческой личности будущих специалистов путем выработки умений и навыков, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр"), утв. Приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. №1763, и ОП.
Указанные цели достигаются посредством решения следующих задач:
1) в области обучения:
– уяснить основные понятия, характеризующие участников гражданского оборота, уметь их применять во взаимодействии с различными подотраслями и институтами гражданского права, а также смежными отраслями права,
- изучить основные правовые акты применительно к дисциплине,
- систематизировать судебную и иную правоприменительную практику,
- выработать навыки подготовки нормативных правовых актов, иных юридических документов, обеспечивающих участие в гражданском обороте,
- приобрести достаточные знания и умения для осуществления правовой экспертизы нормативных правовых актов,
- выработать навыки оказания юридической помощи, консультирования по вопросам права;
2) в области воспитания:
- сформировать устойчивое поведение по обеспечению законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; по защите различных форм собственности; по предупреждению, выявлению, пресечению правонарушений в сфере гражданского права; по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, публично-правовых образований, в первую очередь государства,
- выработать потребность в постоянном повышении квалификации,
- конструктивно воспринимать правоприменительную практику,
- развивать научное мышление,
- повысить уровень правосознания и правовой культуры;
3) в области развития:
– развить общие интеллектуальные, организаторские способности, необходимые для успешной работы юриста, по проведению научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.
Виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины:
а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) экспертно-консультационная;
д) организационно-управленческая;
е) научно-исследовательская;
ж) педагогическая.
В соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности обучающийся готовится к решению следующих профессиональных задач:
а) правотворческая деятельность:
подготовка нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
в) правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
защита частной, государственной, муниципальной форм собственности;
предупреждение, выявление, пресечение правонарушений в сфере гражданского права;
защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, публично-правовых образований, в первую очередь государства;
г) экспертно-консультационная деятельность:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
д) организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческих функций;
е) научно-исследовательская деятельность:
проведение научных исследований по правовым проблемам;
участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ж) педагогическая деятельность:
преподавание юридических дисциплин;
осуществление правового воспитания.
Учебная дисциплина призвана формировать следующие компетенции:
I общекультурные (ОК)
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
II профессиональные (ПК):
- в правотворческой деятельности:
способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
- в правоприменительной деятельности:
способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
- в правоохранительной деятельности:
готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
- в экспертно-консультационной деятельности:
способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
- в организационно-управленческой деятельности:
способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
- в научно-исследовательской деятельности:
способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
- в педагогической деятельности:
способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15);
III дополнительные профессиональные (ДПК):
Будут вставлены после утверждения кафедрой ДПК по ОП
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП
В соответствии с ФГОС ВПО учебная дисциплина «Участники гражданского оборота» является обязательной дисциплиной вариативной части профессионального цикла.
Она содержательно-логически связана с предшествующими дисциплинами общенаучного цикла (Философия права) и профессионального цикла (Актуальные проблемы частного права).
Учебный курс «Участники гражданского оборота» требует от студентов следующего уровня подготовки:
обладание «входными» знаниями по основам экономической теории, основам гражданского, административного, конституционного, финансового и других важнейших отраслей права;
способность повышать уровень своей профессиональной компетентности;
способность соблюдать законодательство Российской Федерации;
способность анализировать, толковать и применять нормативные правовые акты (а также участвовать в их разработке), судебную и иную правоприменительную практику;
способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
способность принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
владение навыками подготовки юридических документов (Раздел V федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. Приказом Минобрнауки РФ от 1 декабря 2016 г. №1511).
Учебный курс направлен не на повторение уже изученного, а на углубленное исследование проблем на базе пройденного материала.
Учебная дисциплина «Участники гражданского оборота» является основанием для изучения последующих дисциплин (Вещное право: проблемы и тенденции развития; Гражданско-правовая ответственность в российском и зарубежном праве; Банкротство юридических лиц; Защита прав потребителей: материальный и процессуальный аспекты; Защита личных неимущественных прав граждан; Рассмотрение корпоративных споров в арбитражных судах и др.).
3. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет в соответствии с учебным планом по всем формам обучения - 4 зачетные единицы, 144 часов (в 1-ом и 2-ом семестрах).
Формы рубежного контроля: в 1-ом семестре – зачет, во 2-ом семестре – экзамен.
3.1. Тематические планы
3.1.1. Тематический план для очной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Гражданский оборот, условия и организационно-правовые формы участия в нем | 1-2 | классические, интерактивные (лекция-презентация, лекция-обсуждение) | письменное задание | |||
Легитимация участников гражданского оборота | «аквариум», деловая игра, дискуссия, коллективное обсуждение, презентация, проектирование, работа в малых группах, сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций) | ||||||
Специфика реализации дееспособности (сделкоспособности) участников гражданского оборота | |||||||
Специфика реализации деликтоспособности участников гражданского оборота | |||||||
Прекращение участия в гражданском обороте | |||||||
Специфика участия в различных видах экономической деятельности, оформляемой правом | |||||||
Квази-правосубъектные образования | классические, интерактивные (лекция-презентация, лекция-обсуждение) | ||||||
зачет | |||||||
экзамен | |||||||
ВСЕГО |
3.1.2. Тематический план для очно-заочной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Гражданский оборот, условия и организационно-правовые формы участия в нем | 1-2 | классические, интерактивные (лекция-презентация, лекция-обсуждение) | письменное задание | |||
Легитимация участников гражданского оборота | «аквариум», деловая игра, дискуссия, коллективное обсуждение, презентация, проектирование, работа в малых группах, сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций) | ||||||
Специфика реализации дееспособности (сделкоспособности) участников гражданского оборота | |||||||
Специфика реализации деликтоспособности участников гражданского оборота | |||||||
Прекращение участия в гражданском обороте | |||||||
Специфика участия в различных видах экономической деятельности, оформляемой правом | |||||||
Квази-правосубъектные образования | классические, интерактивные (лекция-презентация, лекция-обсуждение) | ||||||
зачет | |||||||
экзамен | |||||||
ВСЕГО |
3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Гражданский оборот, условия и организационно-правовые формы участия в нем | 1-2 | классические, интерактивные (лекция-презентация, лекция-обсуждение) | письменное задание | |||
Легитимация участников гражданского оборота | «аквариум», деловая игра, дискуссия, коллективное обсуждение, презентация, проектирование, работа в малых группах, сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций) | ||||||
Специфика реализации дееспособности (сделкоспособности) участников гражданского оборота | |||||||
Специфика реализации деликтоспособности участников гражданского оборота | |||||||
Прекращение участия в гражданском обороте | |||||||
Специфика участия в различных видах экономической деятельности, оформляемой правом | |||||||
Квази-правосубъектные образования | |||||||
зачет | |||||||
экзамен | |||||||
ВСЕГО |
3.2. Содержание дисциплины (программа курса)
Тема №1 Гражданский оборот,
Лекции
Практические занятия
Образовательные технологии
Обучение строится с использованием активных методов: сочетание аудиторных занятий и самостоятельной работы, интерактивных форм.
В понятие аудиторных занятий входят лекции (преимущественно - интерактивные), практические занятия, консультации; в понятие самостоятельной работы - подготовка к практическим занятиям, в т.ч. написание рефератов, подготовка аналитических обзоров, докладов, составление казусов, кроссвордов, презентаций, работа с правовыми актами и литературой, сбор библиографии и другие формы. Практические занятия являются интерактивной формой занятий и предусматривают обсуждение актуальных вопросов частного права, разбор конкретных, ситуаций из судебной (арбитражной) и иной правоприменительной практики, деловые игры, проведение групповых дискуссий, подготовку проектов документов и т.п.
В рамках учебного курса могут быть предусмотрены выездные занятия (например, на обсуждение законопроекта), встречи с представителями государственных органов, российских и иностранных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов | ||
о/ф | о-з/ф | з/ф | |||
1, 2 | Лекции | Лекция-презентация, лекция-обсуждение | |||
Практические занятия | «аквариум», деловая игра, дискуссия, коллективное обсуждение, презентация, проектирование, работа в малых группах, сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций) | ||||
Итого: |
Конкретные технологии указаны в Разделе 3 по каждому занятию.
При этом в Планах практических занятий указаны примерные технологии, которые могут быть изменены преподавателем в зависимости от уровня подготовки группы и других обстоятельств.
Оценочные средства
Промежуточной аттестации
по итогам освоения дисциплины
и контроля самостоятельной работы студентов
При оценке успеваемости студентов учитываются активность на занятиях, правильные ответы, решение казусов, результаты тестирования, подготовка рефератов, докладов, презентаций и т.п.
Преподаватель предлагает задания на каждое практическое занятие с учетом степени успеваемости группы.
Периодически может проводиться внутрисеместровый коллоквиум, как правило, в форме тестирования.
Планируемые результаты освоения
учебной дисциплины
В результате освоения данной учебной дисциплины и в целях соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр"), утв. Приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. №1763, и ОП, квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. №37, профессиональных стандартов обучающийся должен быть способен продолжать процесс изучения права самостоятельно, понимать смысл нормативных актов и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям, иметь навыки практической работы, иметь навыки научно-исследовательской и педагогической работы в сфере частного права, обладать следующими компетенциями:
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения |
Гражданский оборот, условия и организационно-правовые формы участия в нем | ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-7 ПК-8 ПК-10 ПК-11 | - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; - способность разрабатывать нормативные правовые акты; - способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; - готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; - способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления; - способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; - способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты; - способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности; - способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; - способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | |
Легитимация участников гражданского оборота | ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 | - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; - способность разрабатывать нормативные правовые акты; - способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; - готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; - способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления; - способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; - способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты; - способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности; - способность принимать оптимальные управленческие решения; - способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; - способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | |
Специфика реализации дееспособности (сделкоспособности) участников гражданского оборота | ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 | - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; - способность разрабатывать нормативные правовые акты; - способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; - готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; - способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления; - способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; - способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты; - способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности; - способность принимать оптимальные управленческие решения; - способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; - способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | |
Специфика реализации деликтоспособности участников гражданского оборота | ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 | - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; - способность разрабатывать нормативные правовые акты; - способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; - готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; - способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления; - способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; - способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты; - способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности; - способность принимать оптимальные управленческие решения; - способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; - способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | |
Прекращение участия в гражданском обороте | ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 | - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; - способность разрабатывать нормативные правовые акты; - способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; - готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; - способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления; - способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; - способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты; - способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности; - способность принимать оптимальные управленческие решения; - способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; - способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | |
Специфика участия в различных видах экономической деятельности, оформляемой правом | ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 | - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; - способность разрабатывать нормативные правовые акты; - способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; - готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; - способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления; - способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; - способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты; - способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности; - способность принимать оптимальные управленческие решения; - способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; - способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | |
Квази-правосубъектные образования | ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-7 ПК-8 ПК-10 ПК-11 | - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; - способность разрабатывать нормативные правовые акты; - способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; - готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; - способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления; - способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; - способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты; - способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности; - способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; - способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | |
Дополнительно по итогам изучения всех тем | ПК-12 ПК-13 ПК-15 | - способность преподавать юридические дисциплины гражданско-правового профиля на высоком теоретическом и методическом уровне; - способность управлять самостоятельной работой обучающихся; - способность эффективно осуществлять правовое воспитание. |
Учебно-методическое обеспечение
Нормативные и судебные акты
Гражданский кодекс РФ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3301 (с изм.); 1996. №5. Ст.410 (с изм.); 2001. №49. Ст.4552 (с изм.); 2006. №52 (ч.I). Ст.5496 (с изм.).
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 23-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №1. Ст.16 (с изм.).
Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31.07.1998 г. №146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824 (с изм.).
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1 (ч. I). Ст.3 (с изм.).
Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. №95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3012 (с изм.).
Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. №188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. №1 (ч.1). Ст.14 (с изм.).
Закон РСФСР от 02.12.1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» // ВВС РСФСР. 1990. №27. Ст.357 (с изм.).
Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст.140 (с изм.).
Закон РФ от 11.03.1992 г. №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №17. Ст.888. (с изм.).
Закон РФ от 19.06.1992 г. №3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. № 139 (с изм.).
Закон РФ от 27.11.1992 г.№4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. №2. Ст.56 (с изм.).
Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ.1995. №21. Ст.1930 (с изм.).
Федеральный закон от 08.12.1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. №50. Ст.4870 (с изм.).
Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. №1. Ст.1 (с изм.).
Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст.145 (с изм.).
Федеральный закон от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. №3 (с изм.).
Федеральный закон от 22.04.1996 г. №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. №17. Ст.1918 (с изм.).
Федеральный закон от 08.05.1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 1996. №20. Ст.2321 (с изм.).
Федеральный закон от 26.09.1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. №39. Ст.4465 (с изм.).
Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 1997. №47. Ст.5340 (с изм.).
Федеральный закон от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст.785 (с изм.).
Федеральный закон от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // СЗ РФ. 1998. №16. Ст.1801 (с изм.).
Федеральный закон от 19.07.1998 г. №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» // СЗ РФ. 1998. №30. Ст.3611.
Федеральный закон от 05.03.1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1999. №10. Ст.1163 (с изм.).
Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. №29. Ст.2950 (с изм.).
Федеральный закон от 08.08.2001 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. №33. Ст.3430 (с изм.).
Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. №33 (Ч.I). Ст. 3431 (с изм.).
Федеральный закон от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002. №4. Ст. 251 (с изм.).
Федеральный закон от 31.05.2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №23. Ст.2102 (с изм.).
Федеральный законРФ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3032.
Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. №43. Ст.4190 (с изм.).
Федеральный закон от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. №48. Ст.4746 (с изм.).
Федеральный закон от 11.06.2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // СЗ РФ. 2003. №24. Ст.2249 (с изм.)
Федеральный закон от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» // СЗ РФ. 2005. №1 (ч.1). Ст.41 (с изм.).
Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. №31 (ч. I). Ст.3434 (с изм.).
Федеральный закон от 24.04.2008 г. №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" // Российская газета. 2008. 30 апреля (№ 94).
Федеральный закон от 30.12.2008 г. №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // СЗ РФ. 2009. №1. Ст.15 (с изм.).
Федеральный закон от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации» // СЗ РФ. 2009. №29. Ст.3627 (с изм.)
Федеральный закон от 03.12.2011 г. №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» // СЗ РФ. 2011. №49 (ч.V). Ст.7058.
Федеральный закон от 07.05.2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // www.pravo.gov.ru
Федеральный закон от 03.07.2016 г. №236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. №27 (Ч.I). Ст.4169.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. 1995 г., 8 февраля (№29).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 1996 г., 13 августа (№152) (с изм.).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ №90 и Пленума Высшего Арби