Государство и право древней греции и древнего рима

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

ВВЕДЕНИЕ
1. Государство и право Древней Греции
2. Государство и право Древнего Рима

В Древней Греции родилась политическая система античной демократии, в античной философии, праве были созданы шедевры, которые вошли в сокровищницу мировой культуры и являются частью современной жизни.

Хотя в Греции так и не возникла юридическая наука, и не произошло строгой фиксации правовых понятий, тем не менее, греческим юристам эллинистической эпохи удалось увеличить и усовершенствовать состав юридических формул. Создание и фиксация разветвленной системы обязательственных правовых норм, которая оказала решающее влияние на юридическую мысль средних веков и нового времени, принадлежит к числу самых выдающихся достижений римлян.

В ходе лекции Вы получите более углубленную информацию о развитии государства и права Древней Греции.

Рассматривая Римское государство и право, упор будет сделан лишь на развитии государства, т. к. институты Римского права Вы будете изучать в отдельном курсе.

Государство и право Древней Греции

Реформы Тесея, законы Драконта

Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).

Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на 3 группы: эвпатридов - родовой знати, геоморов - земледельцев, демиургов - ремесленников.

Только эвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Она угнетала демос- народ, в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики – метеки - были свободны, но гражданских прав не имели.

Авторитет родовых учреждений падал. Вместо Базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды.

В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.

По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.

Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы - смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.

Реформы Солона и Клисфена

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. "Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну", - горестно отмечал Солон. Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию.

Солон был первым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов, избранный в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

Особое место имели земельная и политическая реформы.

1. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия.

2. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.

3. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился.

4. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев

5. Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.

6. Солон содействовал развитию ремесла, торговли.

7. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин и т.д.

8. Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.

К политическим реформам Солона следует отнести:

· деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 - во второй, 200 - в третий, меньше 200 медимнов - в четвертый.

· Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных - пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.

· Солон значительно повысил значение и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане.

· Одновременно был учрежден Совет 400 - по 100 человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания.

· Солон также учредил суд присяжных - Гелиэю, при чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц.

Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.

После Солона власть захватил тиран Писистрат. Он имел личную охрану, которая выполняла функции постоянной армии, принудил граждан платить налог и ввел институт разъездных судей.

После свержения писистратидов дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. К этому времени население перемешалось.

· Вместо 4 племенных фил были созданы территориальные единицы. Афинское государство делилось на три зоны или области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил, в каждую входило по одной трети от каждой области.

· Более мелки единицы получили название демов, во главе которых были демархи. В их обязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности Совет 400 и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет Пять военных судов с экипажем и начальником.

· Совет 400 реорганизуется. Создается Совет 500- по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов - главный орган власти эвпатридов - потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.

· С именем Клисфена связано возникновение остракизма (суда черепков). Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии.

Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. В V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.

Афинское право

Древнейшим источником афинского права являлся обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н.э. при архонте Драконте. В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. В V-IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т. е. постановление народного собрания.

Вещное право. В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности.

Афинское право не знает четкого различия между вещами. Среди вещных прав были известны владение и собственность, причем частная собственность считалась производной от государственной. Т.е., в афинском праве различалось владение - как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность - как владение с правом распоряжения. Собственности как абсолютного права у греков не существовало. Главным считался факт владения, фактического обладания имуществом с правом распоряжения. Собственность могла быть также совместной (государственные имения, рудники, храмовые хозяйства, общественные земли фил и демов) или частной. Последняя подразделялась на видимую и невидимую; первая включала землю, рабов, дом и т. д., а вторая – те вещи, которые способны быть припрятанными и ускользать от налогообложения (деньги, драгоценности). Представления о широких правах собственника еще не сложилось. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов.

Частная собственность, получившая к V - IV вв. од н.э. значительное развитие, продолжала сохранять свою генетическую связь с пожалованием, предоставляемым гражданину государством. Законодательство стремилось не допустить чрезмерной концентрации земельной собственности в руках частных владельцев. Не случайно поэтому земельные владения сохранили наименования клеров (от греч. – жребий), как напоминание о древних установлениях полисной земельной собственности. Характерно, что не существовало специального термина для обозначения права частной собственности, хотя судебная практика уже знала несколько специальных исков, защищавших это право. Частная собственность состоятельных граждан была обременена их обязанностью устраивать за свой счет празднества (литургии) для остальных граждан. Во время войны богатые собственники облагались и особым налогом, шедшим на строительство боевых кораблей (триерархия). Государство сохраняло в своих руках значительную собственность (например, рудники). Аренда этих объектов собственности частными лицами допускалась лишь с согласия государственных органов.

Обязательства в афинском праве делились на вольные (из договоров) и невольные (из причинения вреда). Заключение договоров происходило без особых формальностей. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменном виде, хотя обязательной формы не существовало. Формализм не был присущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа).

Среди видов договоров наибольшее распространение имел договор купли-продажи, касавшийся как движимых, так и недвижимых вещей. Переход права собственности происходил с момента заключения договора, даже если покупная цена еще не была полностью выплачена. В связи с этим ответственность за случайную гибель вещи лежала на покупателе, так что продавец всегда сохранял право на получение полной цены вещи. Главная же обязанность продавца состояла в обеспечении гарантий покупателю против истребования вещи третьим лицом; кроме того, продавец был обязан возместить покупателю убытки, возникшие при обнаружении скрытых дефектов проданной вещи.

Договор имущественного найма также касался любых вещей и имел столь же неформальный характер. Этот договор обычно заключался в письменной форме. Главным условием договора было определение точного срока найма и размера наемной платы. В городах наиболее распространенным являлся наем жилых помещений и рабов; наемная плата обычно вносилась деньгами. В сельской местности, где основным видом найма являлась аренда земли, не исключалась натуральная форма оплаты арендных платежей. От договора наймы отличался договор ссуды, предполагавший бесплатное пользование чужой вещью.

Договор личного найма применялся как в сельском хозяйстве (особенно на сезонных работах), так и в городах (домашние услуги, общественные работы). Особой разновидностью договора личного найма являлся договор подряда, предполагавший выполнение каких-либо разовых работ, требовавших соответствующей квалификации (сооружение храма, проведение водопровода и т.п.). впрочем, указанные договоры не получили большого распространения, поскольку наемный труд свободных людей не выдерживал конкуренции с бесплатным трудом рабов.

Напротив, более широкое распространение в Афинах имел договор займа, сопровождаемый, как правило, взиманием процентов. Проценты по займам обычно исчислялись в размерах 18-20% в год, но иногда поднимались и до 30%.

Договор поклажи предполагал не пользование переданной вещью, а хранение ее с условием возвращения по первому требованию хозяина.

Договор товарищества, оформляемый, как правило, в письменной форме, предполагал образование общего имущества, которое использовалось для достижения взаимовыгодной цели. При этом как доходы, так и убытки распределялись между участниками договора чаще всего пропорционально размерам внесенных ими вкладов.

Исполнение договоров обеспечивалось задатком: поручительством третьих лиц, залогом (до реформ Солона еще и самозакладом). При неисполнении договора виновный обязывался вернуть двойную сумму задатка, а покупатель терял свой задаток. Кредитор мог продавать заложенные вещи. Доходы и убытки исчислялись по договору либо пропорционально взносу лиц, вступивших в договорные товарищества (торговые, религиозные и иные)[1].

Обязательства из деликтов (так называемые «невольные обязательства») возникали в случае причинения имуществу любого вреда. Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц - детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление. Компенсация ущерба осуществлялась в виде штрафов, которые выплачивались виновным в пользу пострадавшего. Размеры штрафов, как правило, превосходили стоимость поврежденного имущества.

В афинском праве впервые оформился особый институт, связанный с закладом земли или другой недвижимости, - ипотека. Кредитор предоставлял владельцу земли заем под условием перехода к нему в дальнейшем, при невозврате займа, этой земли; при том, что до истечения срока обязательства земля оставалась в обладании и пользовании должника. Этот вид сделки был максимально распространен в Афинах и даже порождал социально-политические проблемы отношений богатых кредиторов и должников в общегосударственном масштабе. За кредитором оставались большие права: он мог без участия государственных органов при невозврате долга прямо вступить во владение заложенной землей. Эта сделка, как и большинство других, должна была оформляться письменно. В Афинах ранее многих других правовых систем сложилось требование составлять специальные документы о сделках, которые не просто свидетельствовали факт сделки, а были обязательной формой их заключения: расписки - синграфы и специальные записи в книгах - хеирографы. Сделка вообще считалась действительной с момента достижения ее участниками согласия об основных (не обязательно во всех деталях) положениях сделки, хотя бы никаких реальных действий стороны еще не произвели.

Семейное право. Брачный возраст согласно афинскому праву был установлен в 12 лет для невесты и в 15 лет для жениха. Брак сохранил на себе следы своего происхождения из договора купли-продажи, где невеста рассматривалась в качестве объекта сделки.

Согласия, и даже вообще желания женщины на вступление в брак не требовалось; заключение семейного союза, как мы уже говорили, было родом сделки между будущим мужем и семьей невесты. Приданое со стороны отца невесты не являлось обязательным; если же девушку выдавал замуж ее брат, то он обязан был дать за нее приданое. Приданое переходило во владение мужа с тем непременным условием, что оно будет сохранено в целости для передачи в наследование детям, рожденным в данном браке. Жених был обязан уплатить за невесту.

Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу.

Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства.

После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее в семье было приниженным. Однако, в имущественном отношении женщина в афинской семье сохранила некоторую самостоятельность. У нее могла быть своя собственность. Но, в целом, афинское право не признавало общности семейного имущества, поэтому прав на наследство женщина не имела (это относилось и к дочерям: они могли претендовать только на получение приданого из семейного имущества). Женщины не имели политических прав.

Женщина вообще в течение всей своей жизни находилась под постоянной опекой мужчины. Опекуном незамужней женщины был ее отец, а после его смерти – старший брат или другой ближайший родственник с отцовской стороны; опекуном замужней – муж, а после его смерти – старший сын. Если женщина оставляла дом мужа, то она возвращалась под опеку отца или его ближайших родственников.

Право на развод первоначально оформилось только для мужчины, и то при наличии веских причин (бесплодие жены в течение длительного времени, фактический разрыв семейных отношений). По инициативе мужа развод мог произойти в любое время, без соблюдения каких-либо формальностей. В частности, муж мог отвергнуть жену, если в течение 10 лет брака она оставалась бесплодной. Застигнув свою жену на месте прелюбодеяния, муж мог безнаказанно убить ее любовника. В случае развода муж обязан был вернуть жене приданое, если причиной развода не было прелюбодеяние жены. Если же инициатива развода исходила от жены, требовалось ее письменное мотивированное заявление на имя архонта-эпонима. Но в целом, для женщины, занимавшей в семье подчиненное положение, развестись было сложно.

Древнейшей формой наследования было наследование по закону. Прямыми наследниками являлись сыновья, рожденные в законном браке, которые делили наследство поровну. Дочери при наличии сыновей не являлись наследницами, но получали определенное содержание до замужества; при выдаче замуж братья были обязаны снабдить их приданым. Если прямые наследники отсутствовали, призывались родственники по боковой линии - прежде всего, братья и племянники, затем дяди, двоюродные братья и т.д. Внебрачные дети наследниками отца не являлись.

Наследование по завещанию появляется со времен Солона. Непременным условием завещания являлась свободная воля наследователя. Несовершеннолетние и женщины не имели права завещания. Если у завещателя не было наследников мужского пола, но имелись дочери, он должен был обеспечить их материальные интересы (например, завещать имущество человеку, который обязывался жениться на одной из дочерей и обеспечить приданым остальных ее сестер).

Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:

· Государственные преступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических преступлениях).

· Преступления против личности. Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление.

· Преступления против семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами, родственников с дочерьми-наследницами).

· Имущественные преступления. При краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

В числе наказаний встречались:

· смертная казнь;

· продажа в рабство;

· телесное наказание;

· лишение свободы;

· штрафы;

· конфискация;

· атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).

Афинское государство служило интересам рабовладельцев, которые эксплуатировали рабов и неимущих свободных. Основная масса афинских граждан попадала в зависимость от богатых, стала презирать физический труд, превращаться в нищих. Именно это явилось одной из главных причин гибели Афинского государства.

Реформы Сервия Тулия

Наиболее крупная реформа этого периода приписывается предпоследнему римскому царю Сервию Тулию (VI в. до н.э.).

· Древнеримский царь (REX) по своему правовому положению сходен с понятием древнегреческого Базилевса.

· Все граждане, патриции и плебеи, были распределены по разрядам согласно имущественному цензу. В особый, самый высокий разряд вошли наиболее богатые граждане Рима, так называемые всадники. В первый разряд входили те, кто имел имущество не менее 100 тыс. ассов, во второй - от 75 до 100 тыс., в третий - от 50 до 75 тыс., в четвертый - от 25 до 50 тыс., в пятый - 11 тыс. ассов. Не вошедшие в разряд назывались пролетариями. В ополчение их не брали. Деление граждан по имущественному положению напоминает реформу Солона.

· Однако Сервий Тулий пошел дальше. Он реорганизовал систему ополчения. Все свободные граждане, имевшие землю или иное недвижимое имущество, в возрасте от 16 до 45 лет призывались к активной военной службе. Лица старшего возраста несли гарнизонную службу.

· Все военнообязанные в зависимости от имущественного положения объединялись в воинские подразделения - центурии (сотни): из всадников было образовано 18 центурий, из первого разряда - 80, второго, третьего, четвертого - по 20, пятого- 30. Кроме того, имелись вспомогательные или нестроевые центурии из ремесленников, музыкантов, юристов. Воины должны были иметь свое оружие, снаряжение, инструменты. Центурия имела один голос. Следовательно, все зависело от результатов голосования в центуриях всадников и первого разряда. С тех пор все важные законы, выборы должностных лиц решались на собраниях по центуриям. Политическая роль куриатных собраний уменьшилась, прежние сходки по племенным трибам не созывались.

· Два раза в год войско строилось за городом на Марсовом поле. Ополченцам задавали ритуальный вопрос: "Соизволите и прикажите ли, квириты, объявить войну?". Тут же назывались имена кандидатов в начальники похода. Голосование начиналось без обсуждения. Проходя маршем, каждая центурия подавала свой голос. Естественно, что вопрос решался голосованием первых двух разрядов. Мнение остальных центурий не имело практического значения. Их не всегда и спрашивали. В таком же порядке проходило принятие решений по другим государственным вопросам.

· Сервий Тулий также произвел деление граждан по территориальному признаку. Рим был разбит на четыре трибы, к ним позже присоединились 17 сельских триб. Раз в пять лет проводилась перепись граждан для определения имущественного ценза. Был введен постоянный налог на содержание войска.

Таким образом, реформы Сервия Туллия создали "новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях". Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против пролетариев.

С помощью реформы удалось устранить политическое бесправие плебеев, сплотить верхушку патрициев и плебеев перед растущей массой рабов и пролетариев. Вскоре, по настоянию плебеев, была сделана запись обычного права - Законы 12 таблиц (451- 450 гг. до н.э.).

Если раньше мерилом стоимости были слитки меди, то теперь началась чеканка меди. Римское государство имело все признаки организации господствующего класса: публичную власть, территориальное деление населения, войско, налоги, полицию, суд.

В 509 году до н.э. наследники Туллия были изгнаны. В Риме утверждается республика. Царь был лишен политической власти, за ним были оставлены только жреческие функции. После "изгнания царей" высшими должностными лицами стали преторы. Позднее их назвали консулами (высшие должностные лица Рима. Города - государства).

Становление республики проходит под знаком усиления экономического и политического влияния плебеев. Преодолевая упорное сопротивление патрицианской знати на землю, за доступ в центральные органы постепенно добились ощутимых результатов. В тех случаях, когда патриции наотрез отказывались удовлетворить требования плебеев, последние прибегали к крайней мере. Они покидали Рим. Эта сецессия ставила патрициев в безвыходное положение. Таким путем плебеи добились права избрания на своих собраниях народных трибунов, наделив их статусом неприкосновенности и правомочием накладывать вето на решения патрицианских учреждений.

С 449 года до н.э. плебейские сходки могли принимать законы. С 445 года до н.э. были разрешены браки между плебеями и патрициями. Это открыло доступ плебеем к высшей магистратуре и в сенат. Раньше к этим должностям их не допускали, т.к. считалось, что священное гадание (ауспиции)3 мог совершать только консул из патрициев. После второго отшествия в 289 году до н.э. был принят закон Гортензия (диктатор), который фактически уравнивал правомочия плебейских собраний с центуриатными.

В конце IV века до н.э. представители плебеев Лициний и Секстий после десятилетних попыток добились принятия важных законов, по которым уплаченные проценты по займу шли в счет погашения долга. Устанавливался максимум эккуации земли, принадлежащей государству (не свыше 500 югеров - 125 га). Плебеи получили доступ на любые должности. Судебные дела стало рассматривать специально избранное лицо, тем самым было проведено некоторое разграничение административной и судебной власти.

Важное значение имел закон Петеля (326 г. до н.э.), по которому полностью отменялась долговая кабала. Должник теперь отвечал перед кредитором только своим имуществом, но не личностью.

В начале III века до н.э. плебеи добились полного политического и правового равенства с патрициями. Тем самым утверждалась новая форма политической власти - господство богатых из обоих сословий. Разница между сословиями постепенно исчезла. Исход борьбы между патрициями и плебеями обусловил утверждение рабовладельческого государства в Риме. Победа плебеев не привела, однако, к демократизации политического строя, а завершилась компромиссом зажиточных слоев обоих сословий.

В период рассвета республики наиболее привилегированными считались главы фамилий из сенаторского сословия - нобили. Имущественный ценз для таких граждан достигал миллиона сестерций. Вторым сословием были всадники, имущественный ценз которых составлял 400 тыс. сестерций(мелкая серебренная монета). Представители первых двух сословий пользовались преимуществом на занятие должностей, могли иметь свои носилки, ложи в театре, одевать золотые кольца.

Обострение противоречий, в частности между всадниками и сенаторами, привело к столкновению внутри самого класса рабовладельцев. Верхушку римской рабовладельческой иерархии составляли наиболее богатые граждане, лица из сенаторского сословия, нобили, которые называли себя лучшими людьми - "оптиматами". Им противостояли "популяры", выдававшие себя за защитников сельского и городского плебса. Противоречия между этими двумя группами отражали борьбу между аристократией и демократией.

Всадники, крупные торговцы стремились усилить свое влияние на государственные дела. Популяры добивались демократизации государственного строя и Возрождения мелкого землевладения. Их программа должна была обеспечить устойчивое пополнение армии, т. к. с разорением крестьян численность ополченцев сокращалась.

Прогрессивный этап в развитии республики закончился, как только произошло слияние верхушки обоих сословий, и образовался нобилитет. Разорение мелких землевладельцев привело к кризису основ республиканского строя. С этого же момента заметны ограничения цензовой демократии.

Основные причины падения республики:

· кризис рабовладельческого способа производства;

· разорение мелких землевладельцев;

· обострение классовой борьбы между рабами и рабовладельцами.

В течение нескольких столетий Рим вел агрессивные войны. Ему удалось к началу I в. до н.э. захватить огромные территории. Кроме Италии, Рим владычествовал в Испании, Сицилии, Сардинии, Северной Африке, Македонии, частично в Малой Азии. Возникла необъятная рабовладельческая держава. На рынки Рима поступало огромное число невольников. После взятия Карфагена (149-146 гг. до н.э.) 50 тыс. пленных были переданы в рабство. Дешевизна рабов позволила использовать их в сельском хозяйстве в гораздо большем масштабе, чем прежде. На захваченных землях появились огромные латифундии. Широкое использование рабского труда приводило к вытеснению свободного производителя из латифундий, где мелкие собственники не выдерживали конкуренции с крупными хозяйствами и разорялись.

К числу свободных, не имеющих римского гражданства, были отнесены латины и перегрины - жители подвластных Риму местностей. Позднее началась широкая раздача прав римского гражданства. Рабы не имели никаких прав, считались говорящими орудиями. Источниками рабства были плен, рождение от рабыни, в отличии от стран Древнего Востока, долговое рабство в Риме не получило широкого распространения, а в Ш в. до н.э. было полностью отменено.

Господин не отвечал за убийство раба. Невольники люто ненавидели своих угнетателей. Боясь новых восстаний рабов, господствующий класс вынужден был пойти на некоторые реформы. Император Адриан (П в.) создал указ, по которому хозяин за беспричинное убийство невольника должен был платить штраф. Наиболее жестоких господ принуждали продавать своих рабов.

Позднее отдельным рабам разрешали иметь свое имущество, приобретать корабли, открывать торговые заведения. В любое время хозяин мог отнять имущество раба. Освободиться от рабства можно было лишь с согласия господина. Вольноотпущенники имели ограниченную дееспособность.

Свободный крестьянский труд приходил в упадок. Свободные стали считать физический труд уделом рабов.

Моральное разложение знати заставило Цезаря (100-45-44 гг. до н.э.) ввести контроль за выполнением законов против роскоши, разврата, пьянства, разгульного образа жизни и наблюдение за женщинами легкого поведения. Эту задачу выполняла специальная полиция нравов, но малоэффективно.

Разорение мелких землевладельцев, восстания рабов и завоеванных Римом народов вынуждали господствующий класс искать новые формы эксплуатации угнетенных масс. Предотвратить разорение крестьянства пытались Тиберий и Гай Гракхи (II в. до н.э.). В разгар борьбы с крупными землевладельцами Тиберий поставил перед народным собранием вопрос: "Должен ли трибун продолжать оставаться в должности, если он противодействует народу?" Так было сформулировано положение, согласно которому благо народа есть высший закон. Ослабить могущество верхушки рабовладельцев, возродить искусственным путем мелкое землевладение не удалось. Главная социальная база республики ослабевала. Недовольство крестьян совпало с мощным восстанием рабов в Сицилии (73-71 гг. до н.э.) восстанием Спартака и др.

Шестилетняя война с нумидийцами, нашествие кимеров и тевтонов потребовали мобилизации всех сил. Военные ресурсы были на пределе. Это свидетельствовало о глубоком кризисе республики.

Консул Гай Марий (156-86 гг. до н.э.) в конце II в. до н.э., чтобы увеличить приток людей в армию, разрешил набирать в нее всех желающих граждан, независимо от имущественного ценза, в т. ч. пролетариев. Солдат получал жалование, он мог рассчитывать на часть военной добычи, а после службы рассчитывал получить надел земли. Многие пролетарии охотно пошли служить. Так возникла профессиональная армия наемников. Теперь командующий мог использовать послушное ему войско для захвата власти. С моментом этой реформы гибель республики стала вопросом времени.

В 82 г. до

Наши рекомендации