Кафедра теории государства и права

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, очно - заочная, заочная

Москва 2017

Программа одобрена на заседании кафедры истории государства и права 28 августа 2017 года, протокол № 1.

Программа одобрена на заседании кафедры кафедры теории государства и права 28 августа 2017 года, протокол № 1.

Авторы:

д.ю.н., профессор Исаев И. А.,

д.ю.н., профессор Радько Т. Н.

д.ю.н., профессор Лазарев В. В.

д.ю.н., профессор Корнев А. В.

к.ю.н., доцент Липень С. В.

к.ю.н., доцент Мележик И. Н.

к.ю.н., старший преподаватель Чупова М. Д.

Рецензент:

д.ю.н., проф. Веденеев Ю.А.

Исаев И. А., Радько Т. Н., Лазарев В. В., Корнев А. В., Липень С. В., Мележик И. Н., Чупова М. Д.

«История и методология юридической науки»: рабочая программа / Исаев И. А., Радько Т. Н., Лазарев В. В., Корнев А. В., Липень С. В., Мележик И. Н., Чупова М. Д.. — М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017

Оглавление

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Тематические планы
3.2 Содержание учебной дисциплины (программа курса)
3.3 Лекции
3.4 Практические занятия
3.5 Самостоятельная работа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебный курс «История и методология юридической науки», преподаваемый в магистратуре, знакомит обучаемых с особенностями методологии, применяемой в юридических исследованиях, а также с закономерностями развития юридической науки.

Предмет данного учебного курса определяет и его структурирование. Сначала излагаются вопросы развития юридической науки и организации научных исследований в Древнем мире (древнеримская юриспруденция), в Средние века, в Новое и Новейшее время, в России X – начала ХХ в., затем дается сущностный и содержательный анализ методологии юридической науки, характеризуются общие, частно-научные и специфические методы юридических исследований, отдельное внимание уделено сравнительному правоведению как методу юридической науки. Содержание учебного курса «История и методология юридической науки» отражает современный уровень научных исследований процесса исторического развития юридического научного знания, методологических подходов изучению государственно-правовых явлений.

Преподавание учебного курса «История и методология юридической науки» является специфическим для магистратуры в связи с предполагаемыми видами профессиональной деятельности будущих магистров (среди которых экспертно-консультационная, научно-исследовательская и педагогическая деятельность), с необходимостью подготовки магистерских диссертационных исследований.

Обучаемые должны усвоить исторический опыт организации как зарубежной, так и отечественной юридической науки, основные методологические традиции, господствовавшие в научных исследованиях разных исторических периодов, основные идеи и доктрины, определявшие содержание юридической науки в то или иное историческое время. По изучении раздела, посвященного методологии юридической науки, предполагается понимание основных методологических проблем, характеризующих современный уровень развития юридического научного знания, это закономерности смены парадигм юридической науки, особенности междисциплинарных взаимодействий в развитии юридической методологии, конкуренция материалистического, идеалистического, метафизического, синергетического, феноменологического и других методологических подходов, возможности применения интегративного подхода и построения интегративной юриспруденции.

В конечном счете преподавание учебного курса «История политических и правовый учений» ориентировано на формирование установки на постоянный самостоятельный поиск нового, на самостоятельную организацию собственной научной деятельности будущих магистров. Освоение истории и методологии юридической науки – необходимое условие качественного освоения всех юридических дисциплин.

· Изучение дисциплины «История и методология юридической науки» обеспечивает подготовку магистров по направлению 030900 «Юриспруденция» к следующим видам профессиональной деятельности (п. 4.3. ФГОС ВПО):

- правотворческая

- правоприменительная;

- правоохранительная;

- экспертно-консультационная;

- организационно-управленческая;

- научно-исследовательская;

- педагогическая.

· Изучение дисциплины «История и методология юридической науки» обеспечивает подготовку магистров по направлению 030900 «Юриспруденция» к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (п. 4.4 ФГОС ВПО):

а) правотворческая деятельность: подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов.

в) правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка;

защита частной, государственной и муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г)экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативно-правовых актов;

д)организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций;

е)научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым проблемам;

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж)педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин;

осуществление правового воспитания.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины «История и методология юридической науки».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способность компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Профессиональные компетенции:

- способность квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать правовые нормы (ПК-2);

- способность давать оценку коррупционному поведению (ПК-6);

- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

«История и методология юридической науки» относится к базовой части профессионального цикла ООП;

- ко времени изучения «Истории и методологии юридической науки» магистранты должны обладать знаниями по базовым дисциплинам (теория государства и права, история государства и права зарубежных стран; история отечественного государства и права; история политических и правовых учений);

- приступая к изучению курса «История и методология юридической науки», магистрант должен знать основные результаты научных историко-юридических исследований; уметь выявить общие закономерности возникновения, развития и функционирования различных государственно-правовых систем, владеть юридической терминологией.

- «История и методология юридической науки» способствует более лучшему освоению иных отраслевых дисциплин, закладывает прочный фундамент для усвоения и закрепления знаний и умений, приобретенных в результате изучения общеюридических дисциплин, создает прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

3. Структура и содержание учебной дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

В соответствии с учебным планом и программой курса действует следующие тематические планы:

1. для очной формы обучения;

2. для очно-заочной формы обучения;

3. для заочной формы обучения.

Основными формами изучения дисциплины «История и методология юридической науки» являются лекции и семинарские занятия, важное место в учебном процессе занимает и самостоятельная работа. Она способствует формированию правового мировоззрения, более глубокому усвоению полученных знаний, развивает организованность, самоконтроль и целеустремленность.

Как форма учебного процесса самостоятельная работа включает в себя следующие основные направления деятельности магистра: предварительное изучение учебной программы по дисциплине; изучение и анализ рекомендованной литературы; проведение научно-исследовательской работы при выполнении индивидуальных и групповых заданий.

Учебная дисциплина «История и методология юридической науки» включает следующие разделы:

1.«История юридической науки»

2.«Методология юридической науки»

Тематический план для очной формы обучения

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр   Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Форма текущего контроля
Лекции Практические занятия СРС
  Раздел 1 «История юридической науки          
1. Древнегреческая и древнеримская юриспруденция. История и методология юридической науки в странах Европы в Средние века и ранее Новое время. Формирование юриспруденции на Руси - в России X-XVII вв.   2* Лекция-презентация, работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
2. История и методология юридической науки в странах Европы и Северной Америки в период Нового и Новейшего времени.     Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
3. Развитие юриспруденции в России в XVIII в. История и методология юридической науки в России в XIX- начале XX века.     Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
  Раздел 2 «Методология юридической науки».          
4-5. Сущностный и содержательный анализ методологии юридической науки. Общие методы юридической науки.     Интеллектуальная разминка; презентация российских и западных методологов, классических работ по общим методам юридической науки; демонстрация общей схемы методов и методологии; аннотирование монографий. Междисциплинарный анализ. Работа в группе, дискуссии. Научная дискуссия по теме, опрос.
6. Частно-научные методы юридической науки.     Презентация изданных работ. Аннотирование монографий; демонстрация схемы частно-научных методов науки. Работа в группе. Дискуссии Научная дискуссия по теме, опрос.
7. Специфические методы юридической науки.     Презентация изданных работ. Аннотирование статей и монографий; демонстрация схемы специфических методов юридической науки. Работа в группе. Дискуссии. Научная дискуссия по теме, опрос.
8. Позитивистская классическая и постклассическая методология в конкретном юридическом исследовании.     Практикум по методологии юридического исследования Проверка выполнения практикума по методологии юридического исследования
  ВСЕГО      

Тематический план для очно-заочной формы обучения.

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр   Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Форма текущего контроля
Лек ции Практические занятия СРС
  Раздел 1 «История юридической науки          
1. Древнегреческая и древнеримская юриспруденция. История и методология юридической науки в странах Европы в Средние века и ранее Новое время. Формирование юриспруденции на Руси - в России X-XVII вв.   2* Лекция-презентация, работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
2. История и методология юридической науки в странах Европы и Северной Америки в период Нового и Новейшего времени.     Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
3. Развитие юриспруденции в России в XVIII в. История и методология юридической науки в России в XIX- начале XX века.       Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
  Раздел 2 «Методология юридической науки».          
4-5. Сущностный и содержательный анализ методологии юридической науки. Общие методы юридической науки.     Интеллектуальная разминка; презентация российских и западных методологов, классических работ по общим методам юридической науки; демонстрация общей схемы методов и методологии; аннотирование монографий. Междисциплинарный анализ. Работа в группе, дискуссии. Научная дискуссия по теме, опрос.
6. Частно-научные методы юридической науки.     Презентация изданных работ. Аннотирование монографий; демонстрация схемы частно-научных методов науки. Работа в группе. Дискуссии Научная дискуссия по теме, опрос.
7. Специфические методы юридической науки.     Практикум по методологии юридического исследования Проверка выполнения практикума по методологии юридического исследования
8. Позитивистская классическая и постклассическая методология в конкретном юридическом исследовании.       Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос.
  ВСЕГО      

Тематический план для заочной формы обучения.

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр   Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Форма текущего контроля
Лекции Практические занятия СРС
  Раздел 1 «История юридической науки          
1. Древнегреческая и древнеримская юриспруденция. История и методология юридической науки в странах Европы в Средние века и ранее Новое время. Формирование юриспруденции на Руси - в России X-XVII вв.   2*   Лекция-презентация Опрос.
2. История и методология юридической науки в странах Европы и Северной Америки в период Нового и Новейшего времени.     Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
3. Развитие юриспруденции в России в XVIII в. История и методология юридической науки в России в XIX- начале XX века.     Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
  Раздел 2 «Методология юридической науки».          
4-5. Сущностный и содержательный анализ методологии юридической науки. Общие методы юридической науки.     Интеллектуальная разминка; презентация российских и западных методологов, классических работ по общим методам юридической науки; демонстрация общей схемы методов и методологии; аннотирование монографий. Междисциплинарный анализ. Работа в группе, дискуссии. Научная дискуссия по теме, опрос.
6-7. Частно-научные методы юридической науки. Специфические методы юридической науки.     Практикум по методологии юридического исследования Проверка выполнения практикума по методологии юридического исследования
8. Позитивистская классическая и постклассическая методология в конкретном юридическом исследовании.       Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос.
  ВСЕГО      

Данная учебная дисциплина входит в программу 1 семестра. Формой аттестации выступает экзамен.

3.1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (программа курса)

Наши рекомендации