Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

2) разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

3) обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

4) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонаруше­ниях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- отсутствие события административного правонарушения;

- отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент соверше­ния противоправных действий (бездействия) возраста, предусмот­ренного КоАП РФ для привлечения к административной ответ­ственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействия);

- действие лица в состоянии крайней необходимости;

- издание акта амнистии, если такой акт устраняет примене­ние административного наказания;

- отмена закона, устанавливающего административную ответ­ственность;

- истечение сроков давности привлечения к административ­ной ответственности;

- наличие по одному и тому же факту совершения противо­правных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонару­шении, постановления о назначении административного наказа­ния, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о воз­буждении уголовного дела;

- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных право­нарушениях — относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процес­суальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных право­нарушениях:

- возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

- рассмотрение дела об административном правонарушении;

- пересмотр постановлений и решений по делам об админис­тративных правонарушениях;

- исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

2. Виды субъектов производства по делам об администра­тивных правонарушениях.

Субъект производства по делам об административных правонарушениях — участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающий процессуальные задачи.

Виды субъектов производства по делам об административ­ных правонарушениях:

1) управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об адми­нистративном правонарушении;

2) субъекты, имеющие личный интерес в деле об администра­тивном правонарушении;

3) субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях;

4) иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.

Управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об адми­нистративном правонарушении:

1) субъекты, правомочные в пределах компетенции, установ­ленной КоАП РФ, рассматривать дела об административных пра­вонарушениях: а) судьи (мировые судьи); б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) федеральными органа­ми исполнительной власти, их учреждениями, структурными под­разделениями и территориальными органами; г) уполномоченны­ми органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ; д) административными комиссиями, иными колле­гиальными органами, создаваемыми в соответствии с законом субъектов РФ;

2) должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях;

3) должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

4) субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях: а) районные судьи по месту рассмотрения дела; б) районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (ре­шение) обжалуется; в) вышестоящий орган (должностное лицо); г) вышестоящий суд;

5) прокурор;

6) субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Субъекты, имеющие личный интерес в деле об администра­тивном правонарушении:

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

- потерпевший;

- законный представитель физического лица;

- законный представитель юридического лица;

- защитник;

- представитель.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

1) знакомиться со всеми материалами дела;

2) давать объяснения;

3) представлять доказательства;

4) заявлять ходатайства и отводы;

5) пользоваться юридической помощью защитника;

6) присутствовать при рассмотрении дела;

7) обжаловать постановления (решения) по делу.

Потерпевший — физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, иму­щественный или моральный вред.

Потерпевший вправе:

1) знакомиться со всеми материалами дела;

2) давать объяснения;

3) представлять доказательства;

4) заявлять ходатайства и отводы;

5) пользоваться юридической помощью представителя;

6) обжаловать постановления по делу и др. полномочия.

Законные представители физического лица — субъекты (роди­тели, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие за­щиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном пра­вонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолет­ним либо по своему физическому или психическому состоянию ли­шенный возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Законные представители юридического лица — субъекты (ру­ководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредитель­ными документами юридического лица), осуществляющие защи­ту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном про­изводстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.

Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется произ­водство по делу об административном правонарушении.

Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказываю­щее юридическую помощь потерпевшему.

Защитник и представитель допускаются к участию в производ­стве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонару­шении с момента административного задержания.

Свидетель — лицо, которому могут быть известны обстоятель­ства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его по­казаний в протокол.

Свидетель обязан:

- явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в про­изводстве которых находится дело об административном правона­рушении;

- дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Понятой — любое не заинтересованное в исходе дела об ад­министративном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения про­изводства по делу.

Специалист — любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правона­рушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее позна­ниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении тех­нических средств.

Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном пра­вонарушении, относящимися к предмету действий с его участием;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председатель­ствующего в заседании коллегиального органа, в производстве кото­рых находится дело об административном правонарушении, зада­вать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об адми­нистративном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.

Специалист обязан:

- явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в про­изводстве которых находится дело об административном правона­рушении;

- участвовать в проведении действий, требующих специаль­ных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия дока­зательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

- удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела лицо, об­ладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном пра­вонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять хо­датайства о представлении ему дополнительных материалов, не­обходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, председательствую­щего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится производство по делу об административном правонару­шении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потер­певшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значения для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

Эксперт обязан:

- явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в про­изводстве которых находится дело об административном правона­рушении;

- дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Переводчик — любое не заинтересованное в исходе дела со­вершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдо­перевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимы­ми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик обязан:

- явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в про­изводстве которых находится дело об административном правона­рушении;

- выполнить полно и точно порученный ему перевод;

- удостоверить верность перевода своей подписью.

3. Меры обеспечения производства по делам об администра­тивных правонарушениях — вид мер административного при­нуждения, применяемых уполномоченными субъектами в установ­ленном процессуальном порядке для достижения целей произ­водства по делам об административных правонарушениях.

Меры обеспечения производства по делам об административ­ных правонарушениях:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физичес­ком лице;

4) досмотр транспортного средства;

5) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;

6) изъятие вещей и документов;

7) отстранение от управления транспортным средством соот­ветствующего вида;

8) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

9) задержание транспортного средства, запрещение его эксп­луатации;

10) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

11) привод.

Цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

- установление личности нарушителя;

- составление протокола об административном правонаруше­нии при невозможности его составления на месте выявления ад­министративного правонарушения;

- обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

- исполнение принятого решения по делу об административ­ном правонарушении.

Доставление — принудительное препровождение физическо­го лица в целях составления протокола об административном пра­вонарушении при невозможности его составления на месте выяв­ления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Административное задержание — кратковременное ограниче­ние свободы физического лица, может быть применено в исключи­тельных случаях, если это необходимо для обеспечения правильно­го и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об админист­ративном правонарушении.

Сроки административного задержания:

1) до трех часов (общий срок);

2) до 48 часов по делам об административных правонарушени­ях, посягающих на установленный режим Государственной гра­ницы РФ и порядок пребывания на территории Российской Феде­рации, за административные правонарушения, совершенные во внутренних морских водах, в территориальном море, на континен­тальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российс­кой Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости, или для выяснения обстоятельств административ­ного правонарушения;

3) до 48 часов за административные правонарушения, влеку­щие в качестве одной из мер административного наказания — ад­министративный арест.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физичес­ком лице, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случаях необхо­димости в целях обнаружения орудий совершения либо предме­тов административного правонарушения.

Досмотр транспортного средства, т.е. обследование транспор­тного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в случаях обнаружения орудий со­вершения либо предметов административного правонарушения.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и на­ходящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предме­тами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонару­шении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, дос­мотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транс­портного средства, осуществляется лицами, полномочными осуще­ствлять доставление, административное задержание, составлять протокол об административном правонарушении.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предме­тами административного правонарушения, и документов, имею­щих значение доказательств по делу об административном право­нарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра, при­надлежащих юридическому лицу территорий, помещений и нахо­дящихся у него товаров, транспортных средств и иного имуще­ства, а также соответствующих документов, осуществляется ли­цами, полномочными составлять протокол об административном правонарушении.

Отстранение от управления транспортным средством при­меняется к лицу, которое управляет транспортным средством при наличии определенных оснований до устранения причин задер­жания.

Основания отстранения от управления транспортным сред­ством определенного вида:

- имеются достаточные основания полагать, что лицо нахо­дится в состоянии опьянения;

- управление транспортным средством с заведомо неисправ­ной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством в составе авто­поезда;

- управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения применяется к лицу, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются доста­точные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения.

Задержание транспортного средства, т.е. помещение транс­портного средства соответствующего вида на стоянку, хранение до устранения причин задержания при нарушении правил эксплуа­тации транспортного средства и управления транспортным сред­ством при наличии определенных оснований.

Основания задержания транспортного средства:

- управление судном (в том числе маломерным) судоводите­лем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, а рав­но передача управления судна лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

- уклонение судоводителя или иного лица, управляющего суд­ном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

- управление транспортным средством водителем, не имею­щим при себе документов на право управления им, регистрацион­ных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его вла­дельца;

- управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), руле­вым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

- управление транспортным средством водителем, не имею­щим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);

- управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством;

- управление транспортным средством водителем, находя­щимся в состоянии опьянения;

- нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствии для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннели;

- невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явивших­ся орудиями совершения или предметами административного пра­вонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отноше­нии которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими, и применяется в случае, если указанные това­ры, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Привод состоит в применении к физическому лицу или пред­ставителю юридического лица, в отношении которых ведется про­изводство по делу об административном правонарушении, закон­ному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетелю в опре­деленных случаях.

Привод осуществляется тогда, когда рассмотрение дела об ад­министративном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, установленных КоАП РФ, и их от­сутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

4. Возбуждение дела об административных правонаруше­ниях и административное расследование.

Поводы возбуждения дела об административном правонарушении:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других органов, органов местного самоуправления, от обществен­ных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонару­шений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 КоАП РФ);

- сообщения и заявления собственника унитарного предприя­тия, органов управления юридического лица, арбитражного управ­ляющего по ст. 14.12,14.13,14.21—14.23, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.

Дело об административном правонарушении считается воз­бужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспе­чения производства по делу об административном правонаруше­нии, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;

2) составления протокола об административном правонаруше­нии или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) вынесения определения о возбуждении дела об администра­тивном правонарушении при необходимости проведения админи­стративного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;

4) оформления предупреждения или с момента наложения (взи­мания) административного штрафа на месте совершения админис­тративного правонарушения, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не со­ставляется.

Доказательства по делу об административном правонаруше­нии — любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административ­ного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к адми­нистративной ответственности, а также иные обстоятельства, име­ющие значение для правильного разрешения дела.

Источники доказательств:

- протокол об административном правонарушении;

- иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ;

- объяснение лица, в отношении которого ведется производ­ство по делу об административном правонарушении;

- показания потерпевшего;

- показания свидетелей;

- заключения эксперта;

- иные документы;

- показания специальных технических средств;

- вещественные доказательства.

Протокол об административном правонарушении должен со­держать:

1) дату и место составления;

2) должность, фамилию и инициалы лица, составившего про­токол;

3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (фамилия, имя, отчество);

4) адрес места жительства, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если они имеются);

5) место, время совершения и события административного пра­вонарушения;

6) статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматриваю­щую ответственность за данное административное правонарушение;

7) объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

8) запись о разъяснении лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, его прав и обя­занностей;

9) иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Экспертиза — исследование, назначаемое судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, на основании определения в случаях необходимости специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

Под вещественными доказательствами по делу об админист­ративном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе ору­дия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Документы признаются доказательствами, если сведения, из­ложенные или удостоверенные в них организациями, их объеди­нениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (в письменной и иной форме, материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации).

Под специальными техническими средствами понимаются из­мерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертифи­каты и прошедшие метрологическую проверку.

Административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав по­требителя, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопас­ности, дорожного движения и на транспорте, осуществляется экс­пертиза или иные процессуальные действия, требующие значи­тельных затрат.

5. Рассмотрение дела об административном правонаруше­нии.

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмот­рению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рас­смотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены другие материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рас­смотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Рассмотрение дела об административном правонарушении не­возможно, если:

1) судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рас­сматривающее дело, является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном пра­вонарушении, потерпевшего, законного представителя физическо­го или юридического лица, защитника или представителя;

2) судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рас­сматривающее дело, лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

Определения, которые могут быть вынесены при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении:

- о назначении времени и места рассмотрения дела;

- о вывозе лиц, указанных в ст. 25.1—25.10 КоАП РФ, об ис­требовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

- об отложении рассмотрения дела;

- о возвращении протокола об административном правонару­шении и других материалов дела в орган, должностному лицу, ко­торые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других ма­териалов дела либо неполноты представленных материалов, кото­рая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

- о передаче протокола об административном правонаруше­нии и других материалов дела на рассмотрение по подведомствен­ности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об администра­тивном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, соста­ве коллегиального органа, должностного лица.

О прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится постановление.

Сроки рассмотрения дела об административном правонару­шении:

- в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (общий срок);

- общий срок может быть продлен не более чем на один месяц в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необ­ходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела;

- в день получения протокола об административном правона­рушении и других материалов дела, если правонарушение влечет административный арест;

- не позднее 48 часов с момента задержания лица, подвергну­того административному задержанию.

Порядок рассмотрения дела об административном правона­рушении:

- объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

- устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

- проверяются полномочия законных представителей физи­ческого или юридического лица, защитника и представителя;

- выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц об отложении рассмотрения дела;

- разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

- рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

- выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ;

- выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ;

- оглашается протокол об административном правонаруше­нии, а при необходимости и другие материалы дела;

- заслушиваются объяснения физического лица или законно­го представителя юридического лица, в отношении которого ве­дется производство по делу об административном правонаруше­нии, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта;

- исследуются иные доказательства;

- в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслуши­вается его заключение.

Постановление об отложении рассмотрения дела выносится в случаях:

- поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматриваю­щих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

- отводе специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

- необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребование дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

Виды постановлений по делу об административном правонарушении:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносятся:

1) при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;

2) объявлении устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;

3) прекращении производства по делу и передачи материалов ела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случаях, если в действиях (бездействиях) содержатся признаки преступления.

Постановления по делу об административном правонарушении содержат:

1) должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

2) дату и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статью КоАП РФ или закона РФ, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

Виды определений, выносимых по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполно­моченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетен­ции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Определения по делу об административном правонарушении содержат:

1) должность, фамилию, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших опреде­ление;

2) дату и место рассмотрения заявления, ходатайства, материа­лов дела;

3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;

4) содержание заявления, ходатайства;

5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявле­ния, ходатайства, материалов дела;

6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

6. Пересмотр постановлений и решений по делам об адми­нистративных правонарушениях.

Порядок обжалования поста­новления по делу об административном правонарушении:

- вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

- вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

- вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по мес­ту рассмотрения дела;

- вынесенные иным органом, созданным в соответствии с зако­ном субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Субъекты, полномочные обжаловать постановление по делу об административном правонарушении:

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

- потерпевший;

- законные представители физического лица;

- законные представители юридического лица;

- защитник и представитель.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

- выясняют, имеются ли обстоятель

Наши рекомендации