Лицензирование отдельных видов деятельности.

Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицен­зий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицен­зий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих ор­ганов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензи­руемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конк­ретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицен­зионных требований и условий, выданное лицензирующим орга­ном юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осу­ществление которого на территории Российской Федерации тре­буется получение лицензий в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензионные требования и условия — совокупность установ­ленных положениями о лицензировании конкретных видов дея­тельности требований и условий, выполнение которых лицензиа­том обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы — федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуще­ствляющие лицензирование.

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Виды деятельности, лицензируемые в особом порядке (специальными нормативными правовыми актами):

- деятельность кредитных организаций;

- деятельность, связанная с защитой государственной тайны;

- деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- деятельность в области связи;

- биржевая деятельность;

- деятельность в области таможенного дела;

- нотариальная деятельность;

- страховая деятельность;

- деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- осуществление внешнеэкономических операций;

- осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;

- приобретение оружия и патронов к нему;

- использование результатов интеллектуальной деятельности;

- использование орбитально-частотных ресурсов и радиочас­тот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);

- использование природных ресурсов, в том числе недр, лес­ного фонда, объектов растительного и животного мира;

- деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;

- образовательная деятельность.

Основные принципы осуществления лицензирования:

• установление единства экономического пространства на тер­ритории РФ;

• установление единого перечня лицензируемых видов дея­тельности;

• установление единого порядка лицензирования на террито­рии РФ;

• установление лицензионных требований и условий положе­ниями о лицензировании конкретных видов деятельности;

• гласность и открытость лицензирования;

• соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования:

1) утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

2) определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

3) устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Полномочия лицензирующих органов:

1) предоставление лицензии;

2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

3) приостановление действия лицензий;

4) аннулирование лицензий;

5) ведение реестра лицензий;

6) контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензион­ных требований и условий.

Документы, представляемые соискателем лицензии в лицен­зируемый орган для получения лицензии:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя в качестве юридическо­го лица - для юридического лица;

3) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

4) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставле­нии лицензии;

5) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Контрольные полномочия лицензирующих органов:

1) запрашивать у лицензиата необходимые обеспечения и до­кументы при проведении проверок;

2) составлять на основании результатов проверок акты (прото­колы) с указанием конкретных нарушений;

3) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить вы­явленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких на­рушений;

4) выносить предупреждение лицензиату.

Меры пресечения, применяемые при выявлении нарушений ли­цензионных требований и условий: 1) приостановление действия лицензии; 2) аннулирование лицензии.

Приостановление действия лицензии производится лицензирующим органом в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Аннулирование лицензии производится судом на основании за­явления лицензирующего органа, если в установленный срок ли­цензиат не устранил выявленные нарушения лицензионных тре­бований и условий.

6. Экстраординарные административно-правовые режимы — это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осу­ществления хозяйственной и иной деятельности организация­ми, а также функционирование органов государственной власти и местного самоуправления на территории, где возникла угроза бе­зопасности и которая призвана зоной чрезвычайной ситуации, зо­ной вооруженного конфликта, зоной военных действий.

Особенности экстраординарных режимов:

1) использование мер, ограничивающих конституционные пра­ва и свободы граждан и организаций;

2) введение дополнительных административно-правовых обя­занностей и запретов;

3) предоставление чрезвычайных полномочий органами влас­ти для поддержания режима;

4) введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание времен­ных специальных органов, перераспределение компетенции, при­остановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

7. Режим чрезвычайного положения - вводимый в соответ­ствии с Конституцией РФ и ФКЗ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности ор­ганов государственной власти, органов местного самоуправления, организация независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объе­динений, допускающий установленный федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложения на них дополнительных обязан­ностей.

Обстоятельства введения чрезвычайного положения:

- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, во­оруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и ре­гиональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безо­пасности граждан, нормальной деятельности органов государ­ственной власти и местного самоуправления;

- чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпи­демии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных при­родных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлек­шие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и тре­бующие проведения масштабных аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ.

Содержание указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения:

1) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

2) обоснование необходимости введения чрезвычайного поло­жения;

3) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

4) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

5) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчер­пывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

6) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

7) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Порядок введения чрезвычайного положения:

1) издание указа Президентом РФ;

2) утверждение указа Президента РФ Советом Федерации Фе­дерального Собрания РФ;

3) обнародование указа Президента РФ.

Сроки действия чрезвычайного положения:

- на всей территории Российской Федерации не может превы­шать 30 суток;

- в отдельных местностях Российской Федерации не может превышать 60 суток.

Меры и временные ограничения, применяемые независимо от обстоятельств введения чрезвычайного положения:

- полное или частичное приостановление на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;

- установление ограничений на свободу передвижения на тер­ритории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и вы­езда с нее, включая установление ограничений на выезд на указан­ную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

- усиление охраны общественного порядка, объектов, подле­жащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жиз­недеятельность населения и функционирование транспорта;

- установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая переме­щение товаров, услуг и финансовых средств;

- установление особого порядка продажи, приобретения и рас­пределения продовольствия и предметов первой необходимости;

- запрещение или ограничение проведения собраний, митин­гов, демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

- ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологически опасные вещества;

- эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными об­стоятельствами.

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрез­вычайного положения, введенного в соответствии с п. «а» ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении»:

- введение комендантского часа, то есть запрета в установлен­ное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удос­товеряющих личность граждан;

- ограничение свободы печати и других средств массовой ин­формации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусилива­ющих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

- приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устра­нению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

- проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спирт­ных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и бое­припасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от орга­низационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми вещества­ми также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радио­активных веществ;

- выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

- продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Меры и временные ограничения, применяемые «условиях чрез­вычайного положения, введенного в соответствии с п. «б» ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении»:

- временное отселение жителей в безопасные районы с обяза­тельным предоставлением таким жителям стационарных или вре­менных жилых помещений;

- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

- привлечение государственного материального резерва, мо­билизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их ра­боты, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в ус­ловиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

- отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадле­жащим исполнением указанными руководителями своих обязан­ностей и назначение временно исполняющими обязанности ука­занных руководителей;

- отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в свя­зи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных п. «ж» ст. 11 и п. «в» ст. 13 ФКЗ «О чрезвычайном положении», и назначение временно исполняющими обязан­ности указанных руководителей;

- в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечения транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения:

- органы внутренних дел;

- органы уголовно-исполнительной системы;

- федеральные органы безопасности;

- внутренние войска;

- органы по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- дополнительные силы, привлекаемые в исключительных случаях.

Дополнительные силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения: 1) Вооруженные Силы РФ; 2) Федеральная пограничная служба; 3) другие войска, воинские формирования и органы.

Задачи, решаемые Вооруженными Силами РФ, другими войс­ками, воинскими формированиями и органами:

1) поддержание особого режима въезда на территорию, на ко­торой введено чрезвычайное положение, и выезда из нее;

2) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность насе­ления и функционирование транспорта и объектов, представляю­щих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

3) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

4) участие в пресечении деятельности незаконных вооружен­ных формирований;

5) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении людей в составе сил Единой государственной системы предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Наши рекомендации