Действие правового акта управления.

Правовой акт управления вступает в силу:

1) с момента принятия;

2) по истечении семи дней после дня их первого опубликования;

3) со дня их подписания;

4) со дня получения адресатом (содержащие сведения, состав­ляющие государственную тайну или конфиденциальный характер);

5) с наступлением срока, указанного в акте.

Правовой акт управления может утрачивать свою силу:

1) в случае отмены в установленном порядке;

2) в случае признания недействительным;

3) вследствие наступления события, которое влечет за собой прекращение действия правового акта;

4) в случае окончания срока, на который был принят акт;

5) вследствие волеизъявления заинтересованных сторон в слу­чаях, когда акт обусловлен осуществлением данным лицом субъек­тивных прав.

Государственная регистрация нормативных правовых актов:

- основание для регистрации нормативных правовых актов— наличие вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

- документы представляются для регистрации в Министер­ство юстиции РФ;

- срок государственной регистрации — 7 дней со дня получения;

- составление заключения о законности акта, представленно­го на регистрацию;

- утверждение заключения, присвоение регистрационного но­мера.

Юридическое значение правовых актов управления:

1) выступают средством объективизации управленческой дея­тельности субъектов государственного управления;

2) устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;

3) устанавливают правовой статус субъектов административного права;

4) выступают в качестве юридических фактов;

5) служат основанием для издания других актов управления;

6) служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела;

7) являются доказательством в суде и в других органах юрис­дикции;

8) могут быть условием действенности других актов.

Требования, предъявляемые к правовым актам управ­ления. Действие правовых актов управления.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления: целесообразности и законности.

Целесообразность правового акта управления — полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:

1) состояние системы управления;

2) ранее принятые акты;

3) возможные варианты решения проблемы;

4) интересы участников управленческих отношений;

5) права и свободы человека;

6) научно-правотворческие рекомендации.

Законность правового акта управления — требование к пра­вовым актам управления соответствовать Конституции РФ и дей­ствующему законодательству.

Требования законности, предъявляемые к правовым актам уп­равления:

1) должен быть принят компетентным субъектом государствен­ного управления;

2) соответствовать закону по существу;

3) соответствовать цели закона;

4) приниматься в установленном процессуальном порядке;

5) не противоречить правовым актам большей юридической силы;

6) иметь соответствующую форму (акт-документ);

7) в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содер­жания акта, устанавливаются дополнительные требования.

Требования технического характера, предъявляемые к правовым актам управления:

1) лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);

2) грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);

3) должен быть своевременно доведен до адресатов;

4) иметь установленные реквизиты (наименование, подписи печати и т.д.);

5) быть своевременно сдан на хранение.

Последствия, наступающие при несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления:

1) ничтожность правовых актов;

2) оспоримость правовых актов.

Ничтожный правовой акт — такой правовой акт, который вследствие допущенных нарушений, предъявляемых к нему тре­бований не может породить и не порождает юридических послед­ствий, не подлежит исполнению.

Оспоримый правовой акт — правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сто­ронами или опротестован прокурором.

Правовые акты признаются ничтожными, если:

- на то есть прямое указание закона;

- грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издав­шего акт;

- отсутствуют законные основания (заявление, указание, по­ручение и т.д.) для принятия акта;

- нарушен срок давности;

- акт предписывает совершение противоправного действия и т.п.

Способы оспаривания правовых актов:

1) опротестование (принесение протеста прокурором);

2) обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоя­щий орган, должностному лицу, по отношению к субъекту, вынес­шему акт).

Приостановление действия (исполнения) правовых актов уп­равления:

- не влечет автоматическую утрату юридической силы право­вого акта;

- не действует (не исполняется) на протяжении решения воп­роса о его законности;

- в зависимости от принятого решения утрачивает юридичес­кую силу, продолжает действовать полностью либо в части.

Случаи приостановления действия (исполнения) правовых актов управления:

• Президент РФ вправе приостанавливать действия актов орга­нов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан;

• Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей ком­петенции имеет право приостанавливать исполнение постановле­ний и распоряжений правительств республик;

• органы законодательной власти субъектов РФ могут приоста­навливать до рассмотрения судом или Правительством РФ дей­ствия актов федеральных органов исполнительной власти, проти­воречащих законодательству;

• принесение протеста прокурором на постановление о нало­жении административного взыскания приостанавливает исполне­ние некоторых взысканий до рассмотрения протеста;

• подача жалобы на постановление о наложении администра­тивного взыскания, приостанавливающей исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.

Литература

1. Бахрах Д.Н., Демин А.В. Административный договор: Вопросы те­ории // Российский юридический журнал. 1995. № 2. С. 69—79.

2. Васильев Р. Ф. Акты управления. М.: Изд-во МГУ, 1987.

3. Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1997.

4. Делопроизводство и основные нормативные требования к доку­ментам. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1994.

5. Княгинин К.Н. Охранительные правоприменительные акты. Воп­росы теории и технологии. Екатеринбург, 1991.

6. Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов. Казань, 1975.

7. Методы и формы государственного управления. М.: Юрид. лит., 1977. С. 41—99.

8. Новоселов В.И. Законность актов органов управления. М.: Юрид. лит., 1968.

9. Правовые акты: Учеб.-практ. и справ, пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова,

Наши рекомендации