Государственное управление: понятие, принципы, цели.

Государственное управление (широкое понимание) — деятель­ность всех органов государства по реализации возложенных пол­номочий.

Государственное управление (узкое понимание) — подзакон­ная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

- вид государственной управленческой деятельности;

- деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

- деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

- деятельность на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

- характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

- осуществляется в различных формах (правовых и не правовых);

- обеспечивается посредством системы гарантий;

- нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель государственного управления — предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Цели управления — это:

1) социально-экономические цели — упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические цели — участие в управлении всех политичес­ких сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные цели — обеспечение прав и свобод граж­дан, законности в обществе, общественного порядка и обществен­ной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

4) организационно-правовые цели — формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократичес­ких институтов и механизмов правового государства, а также орга­низационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления — основополагаю­щие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленчес­кой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и органи­зационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

• Демократизм — означает, что народ выступает единственным источником власти. Он осуществляет власть как непосредствен­но, так и через органы исполнительной власти. Контроль за дея­тельностью органов исполнительной власти осуществляется орга­нами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль).

• Законность — деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблю­дения и исполнения Конституции РФ и законов, соответствия при­лагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридичес­кой силы,

• Объективность — в процессе осуществления управленчес­кой деятельности необходимо адекватно воспринимать происхо­дящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их в процессе принятия управленческих решений и их реализации.

• Научность — применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений.

• Конкретность — осуществление управления должно строить­ся с учетом конкретных индивидуально-определенных жизненных обстоятельств, т.е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления.

• Разделение властей выражается в подразделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций.

• Федерализм — деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией субъектами Российской Федерации.

• Эффективность — достижение целей управленческой деятельности должно осуществляться при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

• Отраслевой — осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т.п.).

• Территориальный — формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении).

• Линейный — тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства..

• Функциональный — органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т.д.).

• Двойного подчинения — сочетание начал централизованно­го руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления.

• Сочетание единоначалия и коллегиальности — наиболее важ­ные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управлен­ческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

5. Исполнительная власть: понятие и признаки.

Государст­венная власть — исходящая от государства возможность и спо­собность оказывать определенное воздействие на поведение лю­дей с помощью определенных средств.

Ветви (виды) государственной власти:

• законодательная власть;

• исполнительная власть;

• судебная власть.

Исполнительная власть — ветвь государственной власти, дея­тельность по управлению делами государства и общества, осуще­ствляемая системой государственных органов, наделяемых испол­нительно-распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

- является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

- выступает подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

- осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

- обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

- обладает единством, т.е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

- организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российс­кой Федерацией и субъектами Российской Федерации;

- ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

- носит универсальный характер, т.е. осуществляется посто­янно и непрерывно;

- имеет в своем распоряжении определенные средства (ресур­сы), принудительность.

Наши рекомендации