Интерес как социологическая категория
Проблема интереса занимает существенное место в марксистско-ленинской философии. Его методологические основы были обстоятельно разработаны К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным11. В советской литературе проблема интереса стала усиленно обсуждаться лишь в последние годы. Ее исследованию посвящено значительное число работ по философии, научному коммунизму, политической экономии, психологии12, а также по праву13 и другим наукам.
Столь пристальное внимание к этой проблеме объясняется главным образом потребностями практики, «ибо опыт социалистического строительства показал, насколько важно учитывать интересы людей для эффективного использования преимуществ социалистической системы хозяйства»14.
Однако заметим, что основные вопросы данной проблемы представители различных наук решают противоречиво. Так, психологи рассматривают интерес как субъективное явление, как особую направленность сознания людей. Поэтому они утверждают, что вне сознания и психики людей интерес существовать не может15. Интерес — это «...мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности»16. Укажем, что аналогичную позицию занимают и некоторые экономисты. Например, А. Гош пишет: «Интересы — элемент сознания, общественного сознания, свойство носителей общественных экономических отношений»17. Однако большинство философов и экономистов обоснованно утверждают, что интерес как социологическая категория объективен18. Ряд исследователей считают, что интерес представляет собой единство объективного и субъективного. По их мнению, интерес имеет объективную основу (объективно существующие потребности) и всегда так или иначе, правильно или неправильно отражается в сознании и оформляется в нем в виде определенных целей19.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время существуют два понятия интереса — психологический и социологический. В свою очередь, в социологии одни авторы понимают интерес только как объектив-
ную категорию, другие — как единство объективного и субъективного.
В настоящей работе нет необходимости анализировать приведенные суждения относительно природы интереса как социологической категории, тем более, что они уже подвергались разбору в научной литературе20. Однако нам представляется обоснованной позиция авторов, которые рассматривают интерес как объективное явление.
На объективную природу интереса в материальных общественных отношениях неоднократно указывали и классики марксизма-ленинизма. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что «...общий интерес существует не только в представлении, как «всеобщее», но прежде всего он существует в действительности в качестве взаимной зависимости индивидов, между которыми разделен труд»21. В.И. Ленин последовательно развивал методологический вывод об объективной природе экономических интересов. Например, в статье, посвященной памяти Ф. Энгельса, он писал: «Социалистам надо только понять, какая общественная сила, по своему положению в современном обществе, заинтересована в осуществлении социализма, и сообщить этой силе сознание ее интересов и исторической задачи»22. Отсюда следует, что экономические интересы представляют собой объективное явление, предопределяются характером производственных отношений и экономическими законами социализма. Поэтому В.И. Ленин видел основную задачу в том, чтобы познать объективные законы социализма, обусловленные в конечном счете экономическими интересами, и организовать деятельность отдельных лиц, коллективов, всего общества в строгом соответствии с ними.
Изложенное не отрицает того, что интерес в известной мере и субъективен, поскольку он осознается человеком, побуждает его к совершению определенных действий, формирует в нем мотив и цель поведения.
Таким образом, интерес как социологическая категория представляет собой явление не общественного сознания субъектов, а их общественного бытия. Интересы непосредственно выражают и положение людей в обществе, системе общественного производства, и обусловленные этим положением потребности23. Такое понимание интереса приемлемо и для науки уголовного права, в частности в целях решения проблем объекта преступления. Здесь нужно указать ту неразрывную связь, которая существует между понятием «интерес» и такой категорией,
как «потребность»24. Необходимо не только определить понятие «потребность», но и установить ее соотношение с понятием «интерес». Однако решение этого вопроса вызывает определенные сложности, обусловленные главным образом тем, что в современной марксистской литературе противоречиво трактуется как само содержание понятия «потребность», так и его соотношение с понятием «интерес». Одни авторы считают, что эти понятия отражают совершенно разные по существу явления, поскольку имеют различные по своей природе основания для своего возникновения25. Другие же, напротив, фактически отождествляют интерес с потребностью26. Так, А.С. Айзикович пишет, что «интересы — это социально детерминированные потребности»27. Есть и другие точки зрения по рассматриваемому вопросу28. Однако большинство исследователей справедливо обращают внимание на объективный характер потребности, ее непосредственное влияние на формирование интереса, неразрывную связь с ним и с теми общественными отношениями, которые выражаются в самом интересе.
Потребность же как социальное явление всегда в конечном счете детерминирована уровнем развития общества, его материальным и духовным производством, общественной, социальной деятельностью, а также конкретными историческими условиями его становления. «...Общественная потребность»... — писал К. Маркс, — обусловливается в основном отношением различных классов друг к другу и их относительным экономическим положением...»29 Именно производство является средством удовлетворения потребностей, создает не только объект, но и субъект потребности30. В этой связи К. Маркс указывал, что только производство создает потребителя, т.е. субъекта потребности, и именно оно «...доставляет не только потребности материал, но и материалу потребность»31. Следовательно, социальные потребности в конечном счете вытекают из условий общественного бытия людей.
В свою очередь, то, что объективно необходимо для жизни и развития общества, класса, человека, удовлетворения их жизненных потребностей и нужд, составляет предмет их интереса32. Из этого следует, что «хотя интерес не сводится к потребности, он исходит из нее и на ней базируется»33. Поэтому потребность первична по отношению к интересу, выступает предметной, исходной основой, которая обусловливает и определяет содержание интереса. Изложенное не только указывает на различие между этими социальными явлениями, но и, глав-
ное, выявляет их близость, зависимость и взаимную обусловленность. Содержание любого интереса всегда соответствует содержанию обусловившей его появление потребности. Вместе с тем объективность обусловившей его потребности подтверждает правильность вывода об объективном характере любого социального интереса.
Рассматривая вопросы о содержании и соотношении этих понятий, необходимо согласиться с В.Н. Лавриненко в том, что, если потребность выражает отношение социальной необходимости, интерес выражает именно то отношение, в пределах которого реализуется данная потребность34. Таким образом, не потребность, а именно интерес является наиболее точным отражением существующих общественных отношений.
Заметим, что приведенные положения в полной мере распространяются лишь на социальные, обусловленные общественной жизнью потребности и интересы. Это необходимо подчеркнуть, поскольку иные потребности (например, физиологические) не порождают социальных интересов.
Изложенное подтверждает, что социальные потребности и соответствующие им интересы порождены условиями жизни общества, определенными общественными отношениями. Отсюда вытекает важный вывод о том, что социальный интерес — результат, «продукт» деятельности общественных отношений. Следовательно, интерес — это не само общественное отношение и даже не его структурный элемент. Интерес — это самостоятельно существующий наряду с общественным отношением и в конечном счете порожденный им социальный феномен.