Поощрение работников, добросовестно выполняющих свои трудовые обязанности
В соответствии со ст. 191 Г К РФ «работодательпоощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности». Приведенная формулировка закона позволяет сделать вывод о том, что работодатель обязан поощрять добросовестного работника, а у работника, в с илу добросовестного выполнения возложенных на него трудовым договором обязанностей, возникает субъективное право на разовое (однократное) поощрение. В действительности ст. 191 ТК РФ не обязывает, а предоставляет право работодателю поощрять добросовестного работника. Оценка добросовестности работника в процессе груда производится работодателем. В КЗоТ РФ 1971 г. такая оценка учитывала мнение соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации. Работодатель был обязан согласовывать свое мнение (оценку) о поощрении работника с выборным профсоюзным органом. Согласно ст. 132 КЗоТ РФ меры поощрения работников применялись «администрацией совместно или по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом». Этот порядок в известной мере исключал субъективизм (личное усмотрение) работодателя в процессе разового поощрения работников.
Основания разового поощрения можно различать как общие и специальные.Общим основанием поощрения работника является высокий уровень соблюдения им своих трудовых обязанностей, дисциплины труда в организации. Общее основание поощрения может применяться не только вместе со специальным, но и самостоятельно.Специальныеоснования разового поощрения — это достижение выдающихся успехов в труде (повышение производительности труда, улучшение качества продукции, новаторство, изобретательство, рационализаторская деятельность и т. п.); продолжительная работа в одной организации; повышение квалификации; всесторонняя оценка труда работника или коллектива. Такие основания могут предусматриваться в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, иных локальных нормативных правовых актах. Там же закрепляются меры поощрения и порядок их применения. Специальные основания поощрения применяются при наличии общего основания. Недисциплинированный, недобросовестный работник не поощряется даже при наличии специального основания, например за успехи в рационализации, изобретательстве и т. п.
Различают моральные и материальные меры разового (однократного) поощрения. В ст. 191 ТК РФ закрепляется их открытый перечень: благодарность, премия, ценный подарок, почетная грамота, звание лучшего по профессии. Другие меры поощрения работников за успехи в труде, как уже отмечалось, закрепляются в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (ч. 2 ст. 191 ТК РФ).
В рыночных условиях хозяйствования меры морального поощрения обычно применяются в сочетании с материальными. Некоторые меры поощрения сочетают и материальные, и моральные стимулы к добросовестному труду (ценный подарок, продвижение по работе, повышение в должности и др.).
Законность и правопорядок
Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Это сложное, многоплановое социальное явление, которое имеет политико-правовую природу, затрагивает самые разнообразные стороны экономической, духовной, правовой жизни и взаимосвязано с властью и се принудительными средствами: государство и личность заинтересованы в соблюдении законности.
Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства.
Принципы законности
Принципами законности выступают следующие требования:
§ она должна быть единой для всех;
§ должна гарантировать основные права и свободы граждан;
§ должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
§ не должна противостоять целесообразности;
§ должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.
Правопорядок
Правопорядок - воплощенная в жизнь законность.
Без правовых норм не существует законности, но без законности эти нормы не могут воплощаться в конкретное поведение людей. Таким образом, нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых нравом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.
Общественный порядок
Правопорядок — часть общественного порядка.
Общественный порядок - определенное качество (состояние) системы общественных отношений, заключающееся в таком построении социальных связей, которое обеспечивает согласованность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их основных интересов, общественное и личное спокойствие.
Правопорядок обеспечивается, поддерживается и восстанавливается специальными органами государства, которые называют правоохранительными. Среди правоохранительных органов, участвующих в обеспечении законности и правопорядка в России, следует выделить полицию и прокуратуру.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» полиция осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:
§ защита личности, государства, общества от противоправных посягательств;
§ предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
§ выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
§ розыск лиц;
§ производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
§ обеспечение правопорядка в общественных местах;
§ обеспечение безопасности дорожного движения;
§ контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
§ контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
§ охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
§ государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
§ осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Для выполнения этих функций сотрудники полиции в соответствии с этим Законом наделены определенными полномочиями (требовать от граждан прекращения неправомерных действий, применять отдельные меры государственного принуждения, а в особых случаях и физическое принуждение, специальные средства. огнестрельное оружие и т. д.).
Основное назначениепрокуратуры (см. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации») состоит в надзоре за точным и неуклонным исполнением законов всеми гражданами, должностными лицами и государственными органами, предприятиями, учреждениями и т.д. Прокуратура РФ также принимает меры, направленные на устранение нарушений законов и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.
Прокуратура РФ не принадлежит к органам судебной или исполнительной власти. Это правоохранительный орган, обладающий статусом, закрепленным в федеральном законодательстве. Деятельность прокуратуры РФ в современный период определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура представляет собой строго централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации но представлению Президента РФ. Генеральный прокурор назначает на должность всех остальных прокуроров: республиканских (по согласованию с высшим органом республик), краевых. областных, городских и районных, которые подчиняются не местным властям, а только вышестоящему прокурору. Прокуратура не вмешивается в оперативную управленческую и хозяйственную деятельность. Она проводит проверки лишь на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях закона. По факту нарушения закона прокурор может принести протест, внести представление, вынести постановление. Протест приносится на незаконные правовые акты самому нарушителю (органу власти или должностному лицу), а представление об устранении нарушений закона — вышестоящему должностному лицу.
К органам, борющимся с правонарушениями, относятся иорганы федеральной безопасности. С 1992 г. на них возложены задачи по выявлению, предупреждению и пресечению (во взаимодействии с другими правоохранительными органами) организованной преступности, коррупции и наркобизнеса.
Важные юридические и правоохранительные функции выполняютнотариусы. Нотариус (лат. notarius — писец, секретарь) своей подписью и печатью удостоверяет договоры и другие сделки, оформляет наследственные права, свидетельствует подлинность документов и копий с них для придания им юридической достоверности. При этом он проверяет, соответствуют ли заверяемые им документы закону, допустимы ли подобные договоры, есть ли у сторон право совершать определенные юридические действия. В России допускается деятельность как государственных, так и частных нотариальных контор.