Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц
Действие нормативных правовых актов определяется как минимум тремя факторами - пространством, временем, составом участников.
Сфера действия нормативных актов российского государства ограничена определенным пространством, а именно территорией России, в которую включаются суша, недра, континентальный шельф, внутренние воды, прибрежные морские воды до 12 миль, воздушный столб в пределах границ, доступных летательным аппаратам, территории посольств и воздушных судов, а также кораблей в открытом море. Действие законов в пространстве означает, что законы РФ распространяются на всех субъектов, находящихся на территории Российской Федерации. Наряду с этим, могут приниматься нормативные акты, действие которых ограничено более узкими пространственными границами. Так, действие Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"" распространяется исключительно на земельные участки, которые находятся в границах территории, предназначенной для реализации данного проекта и определенной в установленном Президентом РФ порядке, и принадлежат на праве собственности управляющей компании.
Действие нормативного акта ограничивается временным периодом, который начинается с момента его вступления в силу и заканчивается моментом утраты юридической силы. Момент начала и окончания действия нормативного акта определяется различными способами. Так, в самом нормативном акте может быть указан момент, с которого он вступает в силу (утрачивает силу), а, кроме того, действие нормативного акта может быть связано с вступлением в силу других правовых актов или норм.
Если в нормативном акте не указан момент вступления в силу, то он вступает в срок, установленный законодательством для данного вида правовых актов. Например, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания РФ вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента РФ, акты Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней с момента их официального опубликования (исключение составляют акты, содержащие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступающие в силу со дня их подписания). Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней с момента их опубликования.
Нормативные правовые акты прекращают свое действие в следующих случаях:
o прямой отмены;
o истечение срока действия, на который акт был принят;
o фактической отмены, т.е. принятия по тому же вопросу другого нормативного правового акта.
В контексте вопроса о действии правового акта во времени необходимо разъяснить принцип "закон обратной силы не имеет". Данное правило означает, что закон не распространяется на отношения, возникшие до момента вступления его в юридическую силу. Закон может иметь обратную силу, если он отменяет или смягчает юридическую ответственность, либо если в самом законе прямо сказано об этом.
Действие нормативных актов по кругу лиц в общем виде является подтверждением признака их общеобязательности, т.е. распространяется на всех субъектов правоотношений, находящихся в пределах территории действия права.
Однако есть ряд специальных законов, в которых особо оговорен круг субъектов, обладающим особым правовым статусом, на чьи действия распространяется его действие. Речь идет о таких законах, которые применяются только в отношении узких категорий граждан, например ветеранов, пенсионеров, детей-сирот и т.д.
Большая часть законов распространяет свое действие как на российских, так и на иностранных субъектов, но законодатель делает и исключения в этом плане. На иностранных граждан не распространяются нормативные акты, устанавливающие обязанность несения воинской службы. В то же время в отношении иностранных лиц и лиц без гражданства действует Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", его действие не распространяется на граждан РФ.
- источники российского права. закон и подзаконные акты
Понятие "источник нрава" часто отождествляют с категорией "форма права". Мы также будем придерживаться этой позиции, однако следует дать разъяснение относительно аргументов против их смешения.
Под источником права понимаются не столько формы выражения права, но и истоки формирования права, система факторов, определяющих его содержание. Форма права представляет системную внутреннюю организацию права, выраженную внешне для восприятия участниками общественных отношений.
По мнению ученых-теоретиков, источник права определяется в юридической литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности.
В правоведении различают материальные, идеальные и юридические источники права1.
Таким образом, источники права отражают предпосылки и внутреннее содержание права, а форма есть его внешнее выражение. По по большей части, когда речь идет об источниках права, подразумевается, что они оформлены юридически и имеют нормативный, общеобязательный характер. Такие источники называют типичными. Это: международные акты, конституции, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты и другие нормативные правовые акты. Они составляют основную часть в общей системе источников российского права. К "нетипичным источникам" относят судебный прецедент и правовой обычай.
Рассмотрим подробнее каждый из указанных видов источников права.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Современная Россия является участницей более двадцати тысяч действующих международных договоров.
Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Российское законодательство не должно противоречить положениям международных договоров Российской Федерации. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств, именно поэтому правила международного договора по юридической силе выше, чем нормы российского закона. Это вытекает из ст. 15 Конституции РФ.
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ устанавливается Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В зависимости от уровня, на котором заключается международный договор, различаются договоры, заключенные от имени Российской Федерации (межгосударственные), от имени правительства (межправительственные), от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные). Такое деление имеет практическое значение и предопределяет порядок внесения предложений о заключении международных договоров и принятия решений об их подписании. Решения о подписании наиболее важных межгосударственных договоров принимаются президентом.
Правительство также может принимать решения о подписании межгосударственных договоров по тем вопросам, которые отнесены к его ведению1.
Основным источником нрава среди нормативных правовых актов является закон. Основным российским законом является Конституция РФ.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
По мнению С. А. Авакьяна, "Конституция является базой текущего законодательства, оно развивает ее положения, поэтому акты текущего законодательства должны соответствовать Конституции, не могут ни сводить на "нет" ее положения, ни противоречить им".
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ па всей территории Российской Федерации осуществляет свою деятельность Конституционный Суд РФ. Основная деятельность данного суда направлена на проверку соответствия действующих нормативных правовых актов положениям, духу и смыслу Конституции России.
Не менее важным звеном в системе источников российского права являются Конституции и уставы субъектов РФ, определяющие особенности развития регионального законодательства. Такой Устав или Конституция имеют высшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам субъекта РФ, прямое действие и применяется на всей его территории. Принимаемые законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Уставу или Конституции (Основному закону) субъекта РФ.
Федеральные конституционные законы - это законы, которые принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции РФ или в самих федеральных конституционных законах. В частности, ч. 2 ст. 65 Конституции РФ оговорено, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, определенном федеральным конституционным законом. Такой закон сейчас принят и действует3. Федеральные конституционные законы определяют структуру и порядок деятельности судебных органов1, порядок проведения референдума и т.д.
Федеральные законы принимаются для регулирования более узких групп общественных отношений. Их отличительной особенностью является более локальное правовое регулирование. Это значит, что уже в самом законе обозначаются конкретные отношения, подлежащие регулированию его нормами, называется цель такого регулирования, субъекты, на которых распространяется его действие и т.д. Например, Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Указанным законом определен перечень лиц, которые могут претендовать на выплату такой пенсии.
Для комплексного регулирования наиболее значимых групп отношений издаются кодифицированные федеральные законы, например, ГК РФ, ТК РФ, СК РФ, ЖК РФ, ЗК РФ, УК РФ и др. Кодекс представляет нормативный акт, который объединяет систематизированные правовые нормы одной или нескольких отраслей законодательства, в связи с этим в структуре кодекса обычно находит свое отражение система отрасли права.
Законы субъектов РФ также являются источниками права, и принимаются законодательными органами власти субъектов РФ по вопросам своего исключительного или совместного ведения (с Российской Федерацией), перечень которых определен в Конституции РФ. Как правило, такие законы издаются в той сфере, где наблюдается недостаток федерального правового регулирования. Тем самым, принимая свои законы, субъекты РФ создают собственную уникальную нормотворческую практику. Например, в Волгоградской области был принят Закон Волгоградской области от 30.03.2011 № 2165-ОД "Об экологической экспертизе на территории Волгоградской области", дополнивший комплекс норм, содержащихся в федеральном экологическом законодательстве.
Наряду с законами источниками права являются подзаконные акты. Под ними понимаются нормативные правовые акты, принимаемые в результате исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. К данной группе источников права относятся нормативные правовые акты в следующей иерархии по их юридической силе: акты Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и иные акты министерств, инструктивные письма, регламенты и приказы различных ведомств.
Значение данной группы источников права заключается в том, что они описывают более детально механизм действия правовых норм, содержащихся в федеральных и иных законах, а также условия реализации правовых возможностей, заложенных в них. Так, если правовая норма в п. 2 ст. 15 ЗК РФ предусматривает правовую возможность доступа к приобретению земельных участков в собственность, то подзаконные акты обеспечивают применение данной нормы: правительством издано постановление, регламентирующее процедуру продажи земельных участков или права на заключение договора аренды.
Нормативные акты органов местного самоуправления также относятся к подзаконным актам и принимаются, в основном, по вопросам местного значения, т.е. в рамках определенных в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пределов полномочий органов местного самоуправления. Они отражают специфику, связанную с историческим, культурным и экономическим развитием местности. Например, в городе-курорте Сочи органами местного самоуправления издаются нормативные акты, направленные на развитие туризма и лечебно-оздоровительных местностей этого населенного пункта. В северных городах России органы местного самоуправления в своих нормативных актах больше внимания уделяют организации энергоснабжения и водоснабжения населения, вопросам водоотведения, снабжения населения топливом.
К источникам права также относятся локальные правовые акты (например, устав организации, ее правила внутреннего трудового распорядка) и договоры, поскольку они имеют общеобязательный характер для всех участников соглашения, либо в силу их трудовой связи с организацией действие этих актов будет распространяться и на них.
К "нетипичным источникам" относят судебный прецедент и правовой обычай.
Судебный прецедент можно назвать источником российского права только тогда, когда идет речь о судебных актах, не столько создающих или изменяющих правоприменительную практику, сколько влияющих на содержание правовых норм в уже действующих законах.
К таким актам относятся постановления Конституционного суда РФ. Например, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" был признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Таким образом, данное ограничение, предусмотренное федеральным законом, прекратило действовать.
Правовой обычай - это правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в определенной сфере жизнедеятельности человека, прямо не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Их применение может быть санкционировано нормативными актами как международного, так и внутригосударственного характера. Правовой обычай является древнейшим источником права. Из правила, порожденного обычаем и оформленного юридически, получаются самые эффективные правовые нормы.
Наиболее широкое распространение в правоприменительной практике получила такая разновидность правового обычая, как обычаи делового оборота, применение которых предусмотрено ст. 5 ГК РФ.
Под обычаем делового оборота понимаются не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.)1.
Обычаи по большей части применяются в отношениях с иностранными лицами или в отношениях, осложненных национальными и культурными особенностями народов России. Так, на территории нашего государства действуют обычаи морского порта (ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 26'1-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), семейные обычаи (ст. 58 СК РФ предусматривает, что имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем) и т.д.