Положение о корпусе жандармов 1836
- документ, регламентировавший организационную структуру, численность и назначение жандармских отрядов - вооруженных формирований III отделения Императорской канцелярии. Создавал сеть жандармских округов, подчиненных Главному жандармскому управлению.
УСТАВ О ЦЕНЗУРЕ
Утвержден 10 июня 1826 г. Устав, в котором закреплены цензурные изменения в связи с переменой правительственной политики в области народного просвещения и сменой руководства ведомством. В 1824 г. было расформировано Министерство духовных дел и народного просвещения, Министерство народного просвещения восстановлено в прежнем составе, а министром назначен А. С. Шишков. После восстания декабристов политика правительства была направлена на усиление идеологического контроля. Кроме того, практика применения Устава о цензуре 1804 г. вскрыла ряд объективных затруднений, порожденных излишней краткостью этого устава и недостаточной конкретностью содержащихся в нем формулировок.
У.весьма подробно описывал правила, которыми должны были руководствоваться цензоры при рассмотрении книг и отдельных сочинений. Число законных поводов для запрещения было увеличено, а сами поводы конкретизированы.
Все сочинения, относящиеся к православному исповеданию, подлежали духовной цензуре. В случае сомнений при рассмотрении произведений, в которых затрагивались вопросы религии, цензоры должны были консультироваться с духовной цензурой.
У.запрещал издавать произведения, в которых излагалось учение каких-либо тайных обществ, мистические и т. п. учения, ссылающиеся на особую древность их происхождения, сочинения магические, астрологические, кабалистические и прочие. Это запрещение довольно последовательно осуществлялось и на практике.
Все учебные книги должны были рассматриваться сначала в высших учебных заведениях и научных учреждениях (Академии наук) и только после получения соответствующего одобрения поступали в общую цензуру. Статьи, касающиеся государственного управления, не могли быть отныне напечатаны без согласия министра, «о предметах коего в них рассуждается». Запрещалось также публиковать стихи, посвященные императору и членам императорской фамилии без их разрешения (которое могло испрашиваться через Министерство императорского двора). Была запрещена публикация записок частных лиц по тяжебным делам, т. е. любая неофициальная информация о судебных процессах.
Запрещались публикации, «не имеющие полноты содержания» в отношении к нравственной полезной или, по крайней мере, безвредной цели.
Значительное внимание в уставе уделялось литературной критике. Критические статьи должны были быть основаны на беспристрастных суждениях «то в таковом случае, хотя бы содержали в себе неприятные, но справедливые возражения и нужные для пользы языка и словесности обличения в погрешностях, беспрепятственно одобряются к напечатанию». Но при этом в критических статьях не допускалось личных оскорблений, а также, «чтобы они не обращались в бранную, совершенно бесполезную для читателей переписку».
Запрещалась публикация произведений, нарушающих правила и чистоту русского языка .Безусловно запрещались публикации, содержащие грамматические ошибки и т. п.
Так, в частности, впервые устанавливалось правило, по которому издатель того или иного произведения, если он сам не являлся его автором, должен был представить в цензуру письменное удостоверение, что он обладает законным правом собственности на это произведение.
У.впервые подробно описывал правила, на основании которых разрешалось заводить типографии и издавать газеты и журналы. Содержатели типографий и литографий должны были представлять свидетельства о благонадежности. Право на выпуск повременных изданий могло быть предоставлено только лицам «добрых нравов», известным на поприще отечественной словесности, доказавшим сочинениями «хороший образ мыслей» и способным направлять общественное мнение к полезной цели.
Органы цензуры должны были осуществлять попечение о науках, о «нравах и общей безопасности» и о «направлении общественного мнения согласно с настоящими политическими обстоятельствами и видами правительства».
С этой целью создавался Верховный цензурный комитет, состоящий из министров народного просвещения, внутренних дел и иностранных дел. Этот комитет должен был осуществлять высшее руководство цензурой и определять главные направления цензурной политики.
У.действовал менее двух лет. Главной причиной столь скорой замены его новым уставом была не столько его реакционность, сколько стремление правительства объединить в рамках одного ведомства все виды цензуры.