Задачи индивидуального предупреждения преступлений

Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru

Задание 2

На основе вышеприведенной схемы, иллюстрирующей социальную реакцию на преступность, а также схемы, изображающей основные направления воздействия на преступность, раскройте значение предупреждения преступлений и его соотношение с уголовно-правовым направлением воздействия на преступность.

Задание 2

Прокомментируйте нижеприведенную схему:

Социальная система предупреждения преступности

Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru

       
  Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru
    Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru
 
  Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru
 
  Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru
 
   
Организационно-технические
 
  Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru
 

Задание 3

Какие из возрастных групп (14–17 лет; 18–24 года; 25–29 лет; 30–40 лет) более всего проявляют себя в следующих преступлениях: кражи (квартирные, карманные, автомототранспорта), грабежи, разбой, мошенничество?

Задание 4

Перечислить известные вам преступления против собственности и охарактеризовать современное состояние комплекса криминогенных факторов, продуцирующих их совершение на:

а) общесоциальном уровне;

б) специально-криминологическом уровне;

в) индивидуальном уровне.

Назвать и раскрыть содержание мер профилактического характера данных факторов; указать субъекты, призванные осуществить эти меры.

Задание 5

Проанализируйте главу 22 уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления в сфере экономической деятельности» и составьте в форме таблицы перечень криминогенных детерминант, продуцирующих совершение следующих групп преступлений:

а) в сфере кредитно-денежных отношений и банковской деятельности;

б) во внешнеэкономической деятельности;

в) в сфере приватизации государственного и муниципального имущества;

г) в сфере потребительского рынка;

д) в сфере налогообложения;

е) в сфере обращения ценных бумаг.

Распределите криминогенные детерминанты по уровням их действия, уделив особое внимание специально-криминологическому и региональному уровням.

Задание 6

На основе имеющихся знаний и данных современной статистики составьте прогноз о перспективах развития экономической преступности в России на ближайшие 3–5 лет.

Задание 7

Найдите и кратко поясните обстоятельства, затрудняющие применение уголовно-правовых мер к лицам, совершающим экономические преступления в современный период, проиллюстрируйте соответствующими примерами.

Задание 8

Две трети сексуальных преступлений совершают люди в возрасте до 21 года. Наиболее высока преступная активность несовершеннолетних в возрасте 16–17 лет, для которых характерны групповые изнасилования. На долю лиц старше 30 лет приходится не более 10–12% общего числа выявленных насильников.

Факты указывают на криминогенность возраста. Дайте им научно-доказательную оценку.

Задание 9

В США (по данным агентства ЮСИА) каждые 12 секунд женщины в возрасте от 15 до 44 лет подвергаются нападению. Угроза им со стороны супруга или любовника гораздо серьезнее, чем та, которую представляют онкологические заболевания или дорожные происшествия.

В России 1% мужчин и 4 % женщин постоянно избиваются в семье, а 13% мужчин и 23% женщин подвергаются регулярным избиениям. Избивает жену почти каждый 4-й мужчина.

Как вы полагаете, чем обусловлена такая уголовно-статистическая закономерность или стабильность противоправного явления?

Задание 10

Н., будучи осужден за разбойное нападение и отбывая наказание в пенитенциарном учреждении, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику данного учреждения. За эти преступления Н. был осужден к лишению свободы.

Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.

Рецидив

1. Общий 1. Однократный 1. Фактический

2. Специальный 2. Многократный 2. Легальный

3. Пенитенциарный

Задание 11

В каких из приведенных ниже показателей точнее выражается уровень рецидивной преступности:

а) количество и доля рецидивистов, содержащихся в местах лишения свободы;

б) количество и доля рецидивистов в общем числе осужденных;

в) количество рецидивистов в общем числе взрослого населения региона;

г) количество рецидивистов в общем числе лиц, отбывших наказание.

Задание 12

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Что такое криминальный профессионализм?

2. Каковы его основные проявления и характерные признаки?

3. Для каких категорий преступников он считается более характерным?

Задание 13

Дайте сравнительную характеристику групповой преступности взрослых и несовершеннолетних.

Задание 14

Охарактеризуйте сферы преступной деятельности, для которых наиболее характерны организованные формы криминальных проявлений:

а) незаконный оборот оружия, взрывчатых средств и боеприпасов;

б) незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;

в) секс индустрия.

Задание 15

Распределите по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних:

– учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т. п.);

– работающие на производстве;

– неработающие и неучащиеся.

Задание 16

Какие из ниженазванных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления:

а) хулиганство; б) изнасилование; в) карманная кража; г) убийство; д) квартирная кража; е) мошенничество; и) применение насилия в отношении представителя власти; ж) неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон).

Задание 17

Укажите, совершение каких преступлений наиболее характерно для приведенных ниже групп лиц:

1. Безнадзорные несовершеннолетние.

2. Несовершеннолетние, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими или психотропными веществами.

3. Несовершеннолетние, систематически совершающие правонарушения.

4. Досуговые криминогенные группы.

5. Несовершеннолетние, вернувшиеся после отбытия наказания.

Задание 18

Какой вид профилактики воздействия является наиболее целесообразным для применения к вышеназванным группам лиц (ранняя профилактика, непосредственная профилактика, профилактика рецидива). Назовите возможные мероприятия в рамках вышеназванной профилактики.

Тематика рефератов и сообщений

1. Понятие, содержание и задачи социального контроля над преступностью.

2. Система предупреждения преступлений на современном этапе: проблемы существования и деятельности.

3. Виктимологическая профилактика и ее место в системе контроля преступности.

4. Основные направления виктимологической профилактики среди несовершеннолетних.

5. Индивидуальная профилактика преступления: понятие, объекты, методы.

6. Корысть как криминологическая проблема.

7. Формирование корыстной мотивации у лиц, совершающих преступления против собственности.

8. Имущественная преступность и специфика противодействия ей в зарубежных странах (страна на выбор).

9. Понятие, содержание и этапы легализации денежных средств, приобретенных незаконным путем.

10. Противодействие отмыванию преступных доходов: отечественный и зарубежный опыт.

11. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в сфере налогообложения.

12. Криминологический анализ наиболее актуальных преступлений в банковской сфере и финансово-хозяйственной деятельности предприятий разных форм собственности.

13. Изнасилование как криминологическая проблема.

14. Заказные убийства в России: 90-ые годы и опыт последнего десятилетия.

15. Криминологическая характеристика убийств на почве семейных конфликтов.

16. Проблема насилия в современной криминологии.

17. Рецидивная преступность несовершеннолетних и молодежи.

18. Пенитенциарные учреждения и их роль в «криминальном заражении» осужденных.

19. Криминологический анализ соотношения первичной и рецидивной преступности.

20. Криминальный профессионализм как разновидность преступного занятия.

21. Субкультура криминальной среды: проблема интенсивной экспансии.

22. Международное сотрудничество государств в борьбе с организованной преступностью.

23. Политическая коррупция в России и пути ее преодоления.

24. Противодействие террористической деятельности организованной преступности (проблема повышения эффективности).

25. Ювенальная юстиция: история и современность.

26. Виктимность несовершеннолетних и ее предупреждение.

27. Организованная преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования.

28. Особенности мотивации преступного поведения у подростков.

29. Семейное неблагополучие и его роль в формировании криминогенной личности подростка.

30. Социокультурный кризис в России как фактор криминализации подрастающего поколения.

31. Криминологическая характеристика и профилактика дорожно-транспортных преступлений.

32. Неосторожные преступления бытового характера: понятие, виды, криминологический анализ.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1.История и современное состояние криминологической науки

Тема 1.1. Криминология как наука и учебная дисциплина

Тема 1.2. Генезис криминологической мысли

Семинарское занятие по темам 1.1, 1.2

Вопросы:

1. Понятие криминологии и ее предмет. Терминологический аппарат криминологической науки.

2. Периодизация истории криминологии. Зарождение криминологической мысли.

3. Биологические теории преступности и социологическое направление в истории зарубежной криминологии.

Практические задания

Задание 1

В различных научных работах имеет место неоднозначный подход к пониманию роли и места криминологии в системе социальных, естественных и юридических наук. В связи с чем одни ученые (А. Б. Сахаров) считают криминологию самостоятельной социальной наукой, другие (Г. А. Аванесов, И. И. Карпец) полагают, что криминология – самостоятельная юридическая наука, а третьи (Д. А. Шестаков, В. В. Орехов, Я. И. Гилинский) убеждены, что она имеет социально-правовую природу.

Внимательно изучите данные подходы. Какой из них, по Вашему мнению, является наиболее точным и полным? Дайте аргументированный ответ.

Задание 2

Прокомментируйте схему, иллюстрирующую место криминологии в системе наук:

   
  Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru
 
  Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru

Психология
Естественные науки
Биология

       
  Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru   Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru

Задание 3

Определите наиболее актуальные проблемы криминологии, к числу которых относятся основные направления воздействия на преступность.

Тема 1.3. Преступность и ее основные характеристики

Тема 1.4. Детерминанты преступности

Семинарское занятие по темам 1.3, 1.4

Вопросы:

1.Преступность как социально-правовое явление и криминологическая категория. Основные показатели преступности.

2.Латентная преступность: понятие, виды, причины. Методика измерения и оценки.

3.Преступность и ее детерминация в современной России.

Практические задания

Задание 1

В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население 480 тыс. чел. В Городе «Б» за этот же период зарегистрировано 750 преступлений. Население здесь составляет 360 тыс. чел.

Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

Задание 2

В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 900 тыс. чел., из них 3000 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. чел., из них 80 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста.

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей, и определите, в какой из них он выше.

Задание 3

Прокомментируйте схему, иллюстрирующую социальные последствия преступности.

       
  Задачи индивидуального предупреждения преступлений - student2.ru
 
   
Прямые и косвенные вредные последствия

Задание 4

Определите вид латентной преступности, исходя из предлагаемых обстоятельств:

1. У гражданки В. на улице неизвестный ей молодой человек вырвал сумку и убежал. В сумке находились только продукты питания. Гражданка В., посчитав для себя убыток небольшим, с заявлением о произошедшем в полицию не обратилась.

2. У гражданина С. из открытой комнаты в общежитии украли носильные вещи (джинсы и куртку). В приеме заявления по данному факту в отделе полиции ему отказали, аргументируя отказ тем, что он сам виноват, так как оставил комнату не запертой.

3. Следователь О., расследуя уголовное дело в отношении гражданки Р., необоснованно квалифицировал хулиганские действия и открытое похищение имущества как разбой.

Тема 1.5. Личность преступника как объект криминологического анализа

Тема 1.6 Механизм индивидуального преступления

Семинарское занятие по темам 1.5, 1.6

Вопросы:

1. Теоретические вопросы учения о личности преступника и ее структура.

2. Классификация преступников и их типология в криминологии.

3. Понятие и основные элементы механизма индивидуального преступления.

Практические задания

Задание 1

Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть, акцентуации характера.

Какие из перечисленных признаков могут детерминировать асоциальное поведение, а какие являются криминологическими индифферентными?

Задание 2

Укажите, какие из ниже перечисленных свойств и качеств относятся к типологии, а какие к классификации преступников:

– мужчина, женщина;

– 25–29, 14–15, 30–40 лет;

– социальная направленность в основном выражена позитивным компонентом, негативная направленность минимальна. Характеризуется легкомысленным отношением к нормам, регулирующим поведение в социуме;

– бизнесмен, служащий, рабочий, учащийся, пенсионер, безработный;

– образование начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное, высшее;

– преступление вытекает из привычного стиля поведения и детерминируется стойкими асоциальными взглядами, установками и ориентациями субъекта. Ситуация совершения преступления, как правило, активно создается такими лицами.

Раздел 2. Реакция на преступность

Тема 2.1. Организация и методика криминологических исследований

Тема 2.2. Криминологическое прогнозирование, планирование и программирование

Семинарское задание по темам 2.1, 2.2

Вопросы:

1. Понятие, значение и методика криминологических исследований.

2. Организация и основные этапы криминологических исследований.

3. Понятие, значение и направления криминологического прогнозирования.

4. Планирование борьбы с преступностью: понятие, значение, виды. Общая характеристика современных программ борьбы с преступностью.

Практические задания

Задание 1

Раскройте содержание конкретно-социологических методов криминологического исследования, изображенных на нижеприведенной схеме.

Наши рекомендации