Тема: Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

1. Понятие, виды и формы занятости. Круг граждан, считающихся занятыми.

2. Понятие безработного. Правовой статус безработного.

3. Дополнительные гарантии трудоустройства для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы.

4. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.

5. Гарантии материальной и социальной поддержки безработных.

Нормативные правовые акты:

1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.

3. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.

4. О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 05.11.2001 г. № 87-ЗС (с послед. изм. и доп.) // Сборник законодательства Алтайского края. – 2001. – № 67.

5. Об утверждении Положения об организации общественных работ: Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 г. № 875 (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1997. – № 29. – Ст. 3533.

6. Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения: Постановление Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99 (с послед. изм. и доп.) // САПП РФ. – 1993. – № 7. – Ст. 564.

7. Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан территориальными фондами обязательного медицинского страхования: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2010 г. № 1168н (с послед. изм. и доп.) // Российская газета. – 2011. – № 17. – 28 янв.

8. Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения: Постановление Минтруда РФ № 3, Минобразования РФ № 1 от 13.01.2000 г. (с послед. изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной

власти. – 2000. – № 11.

Литература:

1. Браун Е.А. Понятие нетипичной занятости и классификация ее видов // Трудовое право в России и за рубежом. – 2014. – № 3.

2. Закалюжная Н.В. К вопросу о защите прав работников в условиях нестандартной занятости // Трудовое право в России и за рубежом. – 2015. – № 2.

3. Орлова Е.Е. Конституционный Суд РФ о пределах ограничения прав граждан в сфере занятости населения // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 4.

4. Орлова Е.Е. Правоотношения в сфере занятости населения и трудовые правоотношения // Журнал российского права. – 2014. – № 8.

5. Орлова Е.Е. Пределы ограничения прав граждан в сфере занятости населения // Современное право. – 2014. – № 6.

6. Павловская О.Ю. Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения // Право и экономика. – 2015. – № 1.

7. Павловская О.Ю. Социально-правовые аспекты организации общественных работ в Российской Федерации // Право и экономика. – 2015. – № 7.

8. Петров А.Я. Занятость: гарантии прав граждан // Законодательство и экономика. – 2013. – № 12.

Задачи:

1. В органы службы занятости 1 июня представили все документы, необходимые для регистрации в целях поиска подходящей работы, следующие лица: выпускник школы А.; уволенный в связи с сокращением штатов 20 мая текущего года инженер Б.; В., уволенный 10 мая текущего года в связи с ликвидацией межлесхоза; Г., уволенная с последнего места работы за прогул без уважительных причин.

С какого момента указанные лица могут быть признаны безработными? С какого момента им будет выплачиваться пособие по безработице?

2. Зарегистрированные в качестве безработных Андрианова, уволенная с последнего места работы за утрату доверия, и Пименова, уволенная с последнего места работы в связи с ликвидацией организации, предъявили работникам органа службы занятости листы временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами с заявлением об их оплате. Органом службы занятости было вынесено решение о снятии Андриановой и Пименовой с учета в качестве безработных с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

Дайте правовую оценку вынесенному решению.

3. Кузнецов был зарегистрирован в качестве безработного 1 февраля 2014 г. Им была предъявлена справка о среднем заработке по последнему месту работы, который составил 12000 руб. Кузнецов состоял на учете в качестве безработного до 15 марта 2016 г. Рассчитайте размер пособия по безработице, получаемого Кузнецовым за указанный период, при следующих условиях: а) на момент начала безработицы Кузнецов имел оплачиваемую работу в течение 6 лет; б) на содержании Кузнецова находятся двое несовершеннолетних детей.

4. Тюркин был уволен по п. 2 ст. 81 ТК РФ из ООО «Прогресс». Он обратился в органы службы занятости населения для регистрации в целях поиска подходящей работы, предъявив следующие документы: паспорт, трудовую книжку, диплом об окончании вуз. Однако инспектор в приеме документов отказал, объяснив, что им представлены не все документы и что он имеет право на повторное обращение через месяц. Доводы Тюркина о том, что ему отказывают в выдаче справки о среднем заработке, остались без внимания.

Правомерен ли отказ инспектора?

5. В службу занятости обратился студент вуза дневной формы обучения за содействием в трудоустройстве в свободное от обучения время, пенсионер и частный детектив для регистрации в целях поиска подходящей работы. Но им было отказано, ссылаясь на то, что они принадлежат к занятому населению.

Правомерен ли такой отказ?

6. Слепакова, работавшая ранее в должности бухгалтера и имеющая высшее экономическое образование, обратилась в орган службы занятости населения для регистрации в целях поиска подходящей работы. Ей была предложена имеющаяся вакансия менеджерапо продажам на базе, располагающейсяв пригороде. Слепакова от предложенной должности отказалась, мотивируя тем, что зарплата по этой должности значительно меньше той, которую она получала по последнему месту работы. Посчитав такой отказ Слепаковой не обоснованным, орган службы занятости в свою очередь отказал ей в регистрации в качестве безработной.

Является ли работа, предложенная Слепаковой, подходящей? Правомерен ли отказ органа службы занятости?

7. Орган службы занятости населения предложил безработному Иванову участвовать в общественных работах. Иванов отказался от участия в общественных работах, указав, что они не соответствуют его квалификации юриста. В ответ орган службы занятости населения приостановил выплату пособия по безработице.

Правомерны ли действия органа службы занятости населения?

Занятия 12-14

Наши рекомендации