Квалификация преступления по признакам его субъекта
Субъект преступления - это физическое, вменяемое, достигшее определенного возраста лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом и способное понести за него уголовную ответственность*(32). А из содержания ст. 11, 12 и 13 УК явствует, что действие российского закона (уголовная юрисдикция Российской Федерации) распространяется на граждан РФ, лиц без гражданства и иностранцев, совершивших преступление на территории нашего государства.
Особое значение, которое признаки субъекта имеют в составе некоторых преступлений, вызывает вопрос, что в подобных случаях играет ведущую роль, а что является производным: признаки объекта или субъекта? Если иметь в виду процесс создания уголовно-правовых норм, то несомненно, что ведущая роль принадлежит объекту, с учетом которого законодатель и конструирует соответствующую статью закона: содержание общественных отношений, поставленных под охрану закона, определяет круг возможных субъектов преступлений и другие признаки состава. Однако при применении закона зависимость получается обратной: большей частью раньше устанавливаются признаки субъекта преступного посягательства, а в связи с этим, с учетом характера действий, определяется и объект. Например, установив, что один военнослужащий оскорбил другого при исполнении служебных обязанностей, мы делаем вывод, что пострадала не только личная честь, но и воинская дисциплина. Следовательно, объект здесь является зависимым признаком*(33).
Для квалификации преступлений существенное значение имеет понятие специального субъекта преступления, под которым подразумевается лицо, в силу требований уголовного закона характеризующееся дополнительно особыми, только ему присущими признаками. Наглядным примером сказанного является понятие должностного лица, которое является субъектом преступлений, предусмотренных ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 290 и 291 (получение взятки и дача взятки), 292 и 293 УК (служебный подлог и халатность). Детальное определение данного понятия содержится непосредственно в законе (примечание к ст. 285 УК), открывающей главу 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления".
Другим примером специального субъекта преступления является военнослужащий - лицо, проходящее военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ст. 331 УК); только они привлекаются к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные главой 33 УК "Воинские преступления" (ст. 331-352 УК).
Субъектом убийства новорожденного ребенка закон (ст. 106 УК) называет только мать, субъектом незаконного аборта (ст. 123 УК) - лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля, субъектом некоторых квалифицированных преступлений против конституционных прав и свобод граждан (ст. 136-139 УК) - лиц, использующих свое служебное положение, субъектом некоторых преступлений против семьи и несовершеннолетних (ст. 151 и 156 УК) - родителя и педагога, субъектом нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК - лицо, управляющее автомобилем, трамваем, другим механическим средством, и т.д.
Составы преступлений со специальным субъектом, как правило, не имеют смежных составов и поэтому относительно легко отличимы и по объекту, и по объективным и субъективным признакам, что облегчает квалификацию. Теория и практика в этом смысле выделяет лишь несколько пар норм, заслуживающих внимание, - как иллюстрации. Так, например, наряду с оскорблением, предусмотренным ст. 130 УК, существует понятие воинского оскорбления (оскорбление военнослужащего), которое определяется как оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ч. 1 ст. 336 УК), а квалифицированное воинское оскорбление - это оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ч. 2 ст. 336 УК). Воинское оскорбление, наглядно отличающееся от одноименного "обычного" преступления, принципиально отличается от последнего и по объекту (отношения воинской дисциплины).
Некоторое внешнее сходство (сходство признаков объективной стороны) наблюдается также между преступным неоказанием помощи больному (ст. 124 УК) и оставлением в опасности (ст. 125 УК). Разграничения между обоими преступлениями производятся также по субъективным признакам, причем оба состава предполагают наличие специального субъекта: в первом случае - это лицо, обязанное оказывать помощь больному в соответствии с законом или со специальным правилом (имеются в виду, прежде всего, медики), а во втором - в частности, лицо, обязанное иметь заботу о потерпевшем (например, опекун престарелого).
Тема III. Специальные вопросы квалификации преступлений